ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/18 от 16.01.2018 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

12-22/2018

РЕШЕНИЕ

16 января 2018 года г. Казань

Судья Советского районного суда г. Казани Кашапов Р.С.,

при секретаре Хайбуллове М.М.,

рассмотрев жалобу инженера земельно-имущественной службы АО «<данные изъяты>» агр на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное старшим государственным лесным инспектором Республики Татарстан, от <дата изъята> в отношении:

агр, родившейся <дата изъята> в <адрес изъят> Республики Татарстан, проживающей в <адрес изъят> в <адрес изъят>, работающей инженером земельно-имущественной службы АО «<данные изъяты>», с высшим образованием, замужней, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Должностное лицо агр признана виновной в том, что на основании договора аренды лесного участка <номер изъят> от 22 сентября 2014 года, арендатор АО «<данные изъяты>» обязано подавать отчет об использовании лесов. По приказу Минприроды России от 25 декабря 2014 года № 573 «Об установлении Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным. Согласно должностной инструкции утвержденной начальником <адрес изъят> нефтепроводного управления гам от 21 января 2015 года, составление и предоставление отчета возложено на инженера земельно-имущественной службы <адрес изъят> нефтепроводного управления агр Вышеуказанный отчет по вине инженера земельно-имущественной службы <адрес изъят> нефтепроводного управления агр был представлен в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан с нарушением срока - 20 февраля 2017 года, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях - использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Должностное лицо агр в обосновании жалобы указала, что с постановлением она не согласна, считает его незаконным и необоснованным, неверно дана квалификация вменяемому ей правонарушению, доказательств осуществления АО «<данные изъяты>» лесоиспользования не соответствующего целям и требованиям договора не имеется, срок давности привлечения к административной ответственности истек, от ее действий реального вреда окружающей среде не причинено. Поэтому просит суд постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо агр в судебном заседании жалобу поддержала.

Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу без его участия.

В соответствии с приказом Минприроды России от 25 декабря 2014 года N 573 "Об установлении Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 5 мая 2015 года N 37108), отчет об использовании лесов (далее - Отчет) представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Отчет представляется непосредственно, либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал).

Отчет представляется ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, Отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.

В Отчете приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода. Информация о фактических объемах использования лесов приводится в единицах измерения, указанных в форме Отчета.

Отчет составляется по форме, утвержденной настоящим Приказом (Приложение 2 к Приказу).

Отчет подписывается руководителем юридического лица, гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем.

Отчет в форме электронного документа может быть сформирован на Едином портале или представлен в виде файлов в формате XML, в соответствии с описанием структуры XML-документов (далее - XSD-схема). XSD-схема должна соответствовать форме отчета об использовании лесов, согласно Приложению 2 к настоящему Приказу и содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать при обработке информации с использованием средств вычислительной техники. Описание XML структуры и XSD-схемы, алгоритма передачи XML-документа в Едином портале должны быть представлены в свободном доступе на Едином портале.

В силу ст. 49 Лесного кодекса РФ, отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В отчете об использовании лесов содержится информация об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другая информация.

Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку древесины, за исключением лиц, осуществляющих заготовку древесины при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, в целях подтверждения соблюдения требований, указанных в части 3 статьи 16 настоящего Кодекса, прилагают к отчету об использовании лесов материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации.

Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Судом были исследованы следующие материалы дела: протокол об административном правонарушении от 15 марта 2017 года составленный в отношении должностного лица АО «<данные изъяты>» агр, где указано на факт несвоевременного представления в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан отчета об использовании лесов, с нарушением срока - 20 февраля 2017 года. В объяснении агр, поясняет, что с вменяемым правонарушением не согласна, считает, что должна быть привлечена к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ; должностная инструкция инженера земельно-имущественной службы АО «<данные изъяты>»; возражение агр по факту привлечения ее к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ; договор аренды лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов магистральные нефтепроводы от 22 сентября 2014 года, заключенный между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и ОАО «<данные изъяты>» и приложения к нему со следующими документами: схема расположения и границы лесного участка, характеристика лесного участка и его насаждений, цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, сроки внесения арендной платы, акт приема-передачи лесного участка в аренду, объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке, планы лесного участка; уведомление начальника Альметьевского РНУ (филиала АО «<данные изъяты>») о направлении отчетов по лесам от 13 февраля 2017 года в адрес министра лесного хозяйства Республики Татарстан; приказ руководителя организации от 16 сентября 2014 года о переводе ггр на должность инженера 8 разряда земельно - имущественной службы ОАО «<данные изъяты>»; приказ об изменении фамилии от 31 июля 2015 года с <данные изъяты> на агр; сведения о юридическом лице АО «<данные изъяты>» из единого государственного реестра юридических лиц.

Исходя из вышеуказанных доказательств, суд считает, что постановление должностного лица подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

...3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

...2) отсутствие состава административного правонарушения.

Согласно материалам дела, основанием к привлечению инженера земельно-имущественной службы АО «<данные изъяты>» агр к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило несвоевременное представление ею отчета об использование лесов за 2016 год по договору аренды лесного участка <номер изъят> от 22 сентября 2014 года.

Привлекая должностное лицо агр к ответственности старший государственный лесной инспектор Республики Татарстан исходил из того, что 22 сентября 2014 года между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и ОАО «<данные изъяты>» (ныне АО «<данные изъяты>») заключен договор лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов магистральные нефтепроводы. Срок действия договора по 19 мая 2062 года. В соответствии с п. 11 вышеуказанного договора, арендатор обязан, в том числе представлять арендодателю отчет об использовании лесов в порядке и в сроки, установленном действующим законодательством.

В ходе рассмотрения дела должностное лицо пришло к выводу о том, что несвоевременное представление агр отчета об использование лесов за 2016 год является нарушением п. 2 Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме, утвержденных приказом Минприроды России от 25 декабря 2014 года № 573 и повлекло использование лесного участка с нарушением условий договора аренды лесного участка, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Между тем должностным лицом при рассмотрении настоящего дела не было учтено следующее.

Ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за использование лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки. Порядок заключения и содержания перечисленных в тексте комментируемой статьи договоров определены ст. ст. 74, 75, 77 и другие Лесного кодекса РФ. Лесопользователи вправе использовать лесные участки только для тех лесных пользований, на которые им выдан соответствующий документ на лесопользование.

Объективной стороной правонарушения по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях является деяние в форме действий, которыми могут быть самовольная постройка дорог, возведение строений и сооружений, пунктов хранения древесины, связанных с пользованием лесами; осуществление пользования лесными участками не в соответствии с условиями разрешительных документов; ведение работ способами, способствующими возникновению эрозии, оставление недорубов и т.п. Правонарушение считается оконченным с момента осуществления лесопользования, не соответствующего целям и требованиям установленным договором или иным документом.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что основанием к привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях инженера земельно-имущественной службы АО «<данные изъяты>» агр, которая согласно должностной инструкции является ответственной за составление и предоставление отчета, послужило несвоевременное представление отчета об использование лесов за 2016 год на территории по адресу: Республика Татарстан, <данные изъяты>

Доказательств того, что АО «<данные изъяты>» осуществляло лесопользование, не соответствующее целям и требованиям, установленного договора аренды, в материалах дела не содержится, старшим государственным лесным инспектором Республики Татарстан юридическому лицу и агр не вменено.

При таких обстоятельствах, действия должностного лица агр подлежали квалификации по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Поскольку в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ (п. 20 постановления от 24 марта 2005 года № 5), судья не вправе переквалифицировать действия (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, если отсутствует единый родовой объект посягательства и назначаемое наказание ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении инженера земельно-имущественной службы АО «<данные изъяты>» агр - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное старшим государственным лесным инспектором Республики Татарстан, от 28 марта 2017 года в отношении инженера земельно-имущественной службы АО «<данные изъяты>» агр, признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу должностного лица агр удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вручения, либо получения копии решения.

Судья: подпись Р.С. Кашапов