УИД 35RS0021-01-2020-000250-44
Дело № 12-22/2020
РЕШЕНИЕ
с. Тарногский Городок 23 сентября 2020 года
Судья Тарногского районного суда Вологодской области Еина Н.Н.,
при ведении протокола секретарем Чирковой М.М.,
с участием
представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1,
начальника Тарногского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) ФИО2,
представителя ООО «Харовсклеспром» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром», (ИНН <данные изъяты>) на постановление начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 от 20 августа 2020 № 19/70 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 от 20.08.2020 № 19/70 общество с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром» (далее ООО «Харовсклеспром») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за то, что 08.07.2020 в ходе проведения совместной проверки качества и отвода таксации лесосеки на территории Тарногского государственного лесничества Шебеньгского участкового лесничества в квартале 37 выделов 6,7.8,39 делянка 2 по лесной декларации, поданной ООО «Харовсклеспром» от 30.06.2020 №21 по результатам проведения ленточного перечета Шебеньгского участкового лесничества в квартале 37 выделов 6,7,8,39 установлено, что в выделе 6 заявленный в декларации ООО «Харовсклеспром» от 30.06.2020 г.№21 объем вырубаемой древесины не подтверждается данными проведенного ленточного перечета, а именно указан объем древесины в пересчете на гектар 231 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 6 (6,2 га) -1368 м3, проведенным ленточным перечетом установлено в выделе 6 (6,2 га) -2015 м3., чем ООО «Харовсклеспром» не обеспечило соблюдение лесного законодательства, нарушив п.26 «Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ», утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016№474, п.51 Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации» утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 15.06.1993 №155.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Харовсклеспром» в лице представителя по доверенности ФИО3 обратилось в суд с жалобой на данное постановление, указав в её обоснование, что согласно обжалуемому постановлению обществом допущено нарушение лесного законодательства, выразившееся в расхождениях объемов древесины, указанных в лесной декларации № 21 от 30.06.2020 года, с объемами, установленными 03.07.2020 года в ходе проведенной проверки качества отвода лесосеки представителем лесничества методом ленточного перечета в выделе 6 делянки 2 квартала 37 Шебеньгского участкового лесничества Тарногского государственного лесничества. Так, при отводе делянки обществом применялся метод круговых реласкопических площадок с использованием полнотомеров, что допустимо в силу п. 27 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474. В результате отвода общий запас на всю площадь выдела 6 составил 1368 м3, в пересчете на гектар - 231 м3. При проведении патрулирования 03.07.2020 представителем лесничества при использовании метода ленточного перечета установлен объем общего запаса выдела 6 - 2179 м3, в пересчете на гектар - 351 м3. На основании расхождения данных, полученных в результате отвода делянки и в результате патрулирования, обществу заключением № 518 от 06.07.2020 года было отказано в приеме лесной декларации № 21 от 30.06.2020 года. Представителем лесничества совместно с представителем ООО «ВологдаЛесПроект» методом ленточного перечета 08.07.2020 года была проведена повторная проверка качества отвода лесосеки 2 выдела 6. После проведения данной проверки представителем лесничества и представителем ООО «ВологдаЛесПроект» методом ленточного перечета установлены иные показатели запаса в 6 выделе, а именно общий запас составил - 2015 м3, запас древесины на гектаре 325 м3.
На основании данных, полученных в результате совместной проверки, обществом была подготовлена и подана в лесничество лесная декларация № 27 от 16.07.2020 года, которая была принята лесничеством.
Лесничество при обнаружении расхождений в заявленных объемах древесины в лесной декларации № 21 не приняло данную декларацию, о чем указало в письме от 06.07.2020 года № 518 об отказе в принятии декларации. Общество не производило заготовку древесины, а лишь осуществляло подготовку к данной деятельности, включающую отвод и таксацию лесосеки. После отказа в принятии лесной декларации по мотивам неудовлетворительного качества отвода общество доработало материалы отвода и вновь их представило в лесничество вместе с лесной декларацией, после чего начало заготовку древесины. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил заготовки, что, по мнению лесничества, выразилось в некачественном отводе лесосеки. Считают, что состав административного правонарушения отсутствует ввиду того, что отсутствует событие административного правонарушения, а именно - подача декларации носит заявительный характер и в случае выявления каких-либо несоответствий лесничество имеет право отказать в приеме такой декларации. Негативных последствий от выявленных несоответствий не наступило.
Отвод лесосеки обществом проводился методом круговых реласкопических площадок с использованием полнотомеров, что отражено в материалах отвода, прилагаемых к лесной декларации № 21 от 30.06.2020 года, а проверка представителем лесничества при патрулировании 03.07.2020 года и 08.07.2020 года проводилась ленточным перечетом. В связи с чем полагают, что представителем лесничества при проведении проверки качества отвода лесосек допущено грубое процессуальное нарушение, которое влияет на исход административного производства, поэтому результаты проведенных проверок от 03.07.2020 года и от 08.07.2020 года не могут служить основанием для привлечения общества к административной ответственности. Ссылаясь на пункты 2, 3, 6 Порядка № 17, утвержденнооый приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17, п. 2.11 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641. Указывают, что в нарушение указанных выше норм, лесничеством направлено в адрес общества заключение № 518 от 06.07.2020 года об отказе в приеме лесной декларации от 30.06.2020 года, обосновав свой отказ нарушением п. 26, 27 Правил заготовки древесины, без указания конкретного нарушения или не соответствия поданной лесной декларации нормам законодательства. В заключении сделана ссылка на акт по проведению патрулирования без каких - либо идентификационных данных. В связи с изложенным, лесничеством допущены процессуальные нарушения при приеме лесной декларации № 21 от 30.06.2020 года.
Просят постановление отменить, производству по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ООО «Харовсклеспром» ФИО3 жалобу поддержала в полном объеме, по основаниям в ней изложенным, дополнительно пояснила, что к поступившему в адрес ООО «Харовсклеспром» заключению об отказе приема лесной декларации от 30.06.2020 №21 был приложен акт по проведению патрулирования от 03.07.2020, иных актов не поступало.
Начальник Тарногского территориального отдела государственного лесничества ФИО2 и представитель Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 и пояснили, что с жалобой не согласны, вынесенное в отношении ООО «Харовсклеспром» постановление является законным и обоснованным, в действиях общества имеется состав правонарушения по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ. Оснований для снижения штрафа не имеется. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Дополнительно начальник Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 в судебное заседании показал, что материалы отвода, подтверждающие проведение таксации лесосек ООО «Харовсклеспром», свидетельствуют о неправильно выбранном методе таксации. Даже количество заложенных круговых реласкопических площадок 5 штук не соответствует нормативу, который составляет в соответствии с наставлениями для одноярусных смешанных древостоев, относительно однородных по составу и полноте 0,6-0,8 при площади выдела 6-10 га 14 штук. Центры площадок должны быть отмечены колышками высотой 0,5-0,7 м над землей, что не было произведено при проведении работ по таксации. На основании вышеизложенного следует, что ООО «Харовсклеспром» нарушило п. 26 Правил заготовки древесины, а именно погрешность в определении запаса древесины, заявленного в лесной декларации №21 от 30.06.2020, составляет 35%, что является недопустимым.
Заслушав участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу ч.1 ст.99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Согласно ч. 3 ст.16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с ч.1 ст. 16.1 Лесного кодекса РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений.
Согласно ч. 4 ст.16.1Лесного кодекса Российской Федерации виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» (далее Приказ № 367) утверждены, в том числе: виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения; форма технологической карты лесосечных работ; форма акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки; порядок осмотра лесосеки, осуществляемый органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями-Лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (ред. от 11.01.2017) утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 «Правил заготовки древесины», утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Согласно п.26 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку. Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: 10 процентов по общему объему и 12 процентов по отдельным породам.
В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по объему заготовленной древесины. Не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек. При отводе и таксации лесосек для заготовки древесины выборочными рубками (кроме чересполосных постепенных рубок), осуществляемыми на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, производится отметка деревьев (яркая лента, скотч, краска, затески), назначаемых в рубку.
Согласно п.27 тех же Правил учет по площади производится при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках следующими методами: а) сплошного перечета; б) ленточного перечета; в) круговых реласкопических площадок; г) круговых площадок постоянного радиуса. Документом, подтверждающим проведение работ по учету по площади, является ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку.
В силу ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Лица, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды ежегодно подают лесную декларацию в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 ЛК РФ. Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 17 от 16.01.2015 г., утверждена форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме.
В соответствии с п. 6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 17 от 16.01.2015 г. уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Как следует из материалов дела, 27 декабря 2018 г. между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и ООО «Харовсклеспром» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 06-01-05/51 – 2018 от 27.12.2017 г. на срок 49 лет, согласно которому арендатору предоставлен участок площадью 47548,0 га, местоположение: Вологодская область, Тарногский муниципальный район, Тарногское лесничество: Шебеньгское участковое лесничество, лесные кварталы №№11, 27, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 59, 60, 67, 70, 82, 89, 100, 117, 118, 125, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 144, 147, 148, 150, 151; Илезское участковое лесничество, лесные кварталы №№ 5, 6, 7, 8, 15, 18, 23, 24, 30, 35, 36, 40, 51, 52, 53, 55, 60, 71, 72, 74, 79, 82, 88, 92; Спасское участковое лесничество, лесные кварталы № № 13,17,25,27,28,39; Верхне-Кокшеньгское участковое лесничество, лесные кварталы: №№13, 14, 21, 30, 39, 74, 77, 83, 104,105, 106, 117; Верховское участковое лесничество, лесные кварталы № 35, 87, 93, 101, 105, 106, 109, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 121, 124, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 136, 138, Тарногское участковое лесничество, колхоз «Сухонец», лесные кварталы № № 3, 7, 13; Тарногское участковое лесничество, колхоз «Раменье», лесные кварталы № № 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 31, 32, 33, 37, 41, 42, 43, 44. Кадастровые номера: 35:08:0000000:517, 35:08:0000000:518, 35:08:0000000:520, 35:08:00000000521, 35:08:00000000:522, 35:08:00000000:524, 35:08:00000000:527, 35:08:0000000:534, 35:08:0000000:540; категория защищенности – защитные, эксплуатационные, вид разрешенного использования: заготовка древесины.
В лесной декларации №21 от 30.06.2020 ООО «Харовсклеспром», являющимся на основании указанного выше договора аренды лесного участка арендатором (пользователем), заявило об использовании с 11 июня 2020 по 10 июля 2021 года леса на лесном участке в соответствии с проектом освоения земель. Общий объем заготовки составил 5466 м3, в том числе в Тарногском лесничестве: Шебеньгского участкового лесничества, лесной квартал 37 объем вырубаемой древесины в пересчете на гектар 231 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 6 (6,2 га) -1368 м3.
По результатам проверки составлен акт по проведению патрулирования от 03.07.2020 из которого следует, что в ходе проверки установлено, что лесной декларации № 21 от 30.06.2020 в квартале 37 выделах 6,7,8,39 Шебеньгского участкового лесничества выявлены нарушения, а именно: в выделе 6, заявленный объем вырубаемой древесины не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан объем древесины в пересчете на гектар 231 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 6 (6,2 га) - 1368 м3. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал запас древесины на гектаре 325 м3, общий запас древесины делянки 2 выдела 6 (6,2 га) - 2015 м3.В выделе 6, заявленный породный состав насаждения не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан породный состав 5С4Е1Б. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал породный состав насаждения 4Е4С2Б. В выделе 7, заявленный объем вырубаемой древесины не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан объем древесины в пересчете на гектар 258 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 7 (9,5 га) 2327 м3. Проведенный ленточный перечет в выделе 7, показал запас древесины на гектаре 294 м3, общий запас древесины делянки 2 выдела 7 (9,5 га) - 2797 м3.В выделе 7, заявленный породный состав насаждения не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан породный состав ЮС. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал породный состав насаждения 10С+Е+Б.В выделе 8, заявленный объем вырубаемой древесины не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан объем древесины в пересчете на гектар 232 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 8 (6,3 га) - 1394 м3. Проведенный ленточный перечет в выделе 8, показал запас древесины на гектаре 220 м3, общий запас древесины делянки 2 выдела 8 (6,3 га) - 1388 м3.В выделе 8, заявленный породный состав насаждения не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан породный состав 4СЗН2Б10с. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал породный состав насаждения 5С2Е2БЮС.В выделе 39, заявленный объем вырубаемой древесины не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан объем древесины в пересчете на гектар 180 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 39 (2,2 га) - 377 м3. Проведенный ленточный перечет в выделе 39, показал запас древесины на гектаре 334 м3, общий запас древесины делянки 2 выдела 39 (2,2 га) -734 м2.В выделе 39, заявленный породный состав насаждения не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан породный состав ЮС. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал породный состав насаждения 9С1Е+Б.
В заключении Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 05.07.2020 № 518 отражено, что в приеме лесной декларации ООО «Харовсклеспром» от 30.06.2020 №21 отказано в связи с нарушением п. 26, 27 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.06.2016 № 474.
К заключению приложен акт по проведению патрулированияот 03.07.2020, составленный и специалистами Тарногского территориального отдела-государственного лесничества ФИО4 и ФИО5, в котором отражено, что в ходе патрулирования проведена проверка качества отвода лесосеки в квартале 37 выдела 6, 7, 8, 39 делянке 2 Шебеньгского участкового лесничества Тарногского лесничества по лесной декларации ООО «Харовсклеспром» от 30.06.2020 № 21. выявлены нарушения пункты 20,21, 26,27 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.06.2016 № 474 и п.30 «Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации», утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 15.06.1993г. №155, а именно: таксация лесосеки проведена методом круговых реласкопических площадок. В лесах всех групп, на лесосеках с наличием густого подроста и подлеска, низко опущенных крон деревьев и других условий, не позволяющих использование полнотомеров. При площади лесосеки 3 га и более, таксация лесосек проводится методом ленточного перечета или методом круговых площадок постоянного радиуса. В выделе 6 заявленный объем вырубаемой древесины не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан объем древесины в пересчете на гектар 231 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 6 (6,2 га) - 1368 м3. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал запас древесины на гектаре 351 м3, общий запас древесины делянки 2 выдела 6 (6,2 га) - 2179 м3.В выделе 6, заявленный породный состав насаждения не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан породный состав 5С4Е1Б. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал породный состав насаждения 4Е4С2Б. Не проведено отграничение в натуре не эксплуатационного участка лесосеки, визир 6’’-7’’,7’’-8’’,8’’-9’’,9’’-10’’,выделах 1,2.
В результате совместной проверки был проведён ленточный перечёт Шебеньгского участкового лесничества в квартале 37 выделов 6,7,8,39.В выделе 6, заявленный объем вырубаемой древесины не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан объем древесины в пересчете на гектар 231 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 6 (6,2 га) - 1368 м3. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал запас древесины на гектаре 325 м3, общий запас древесины делянки 2 выдела 6 (6,2 га) - 2015 м3.В выделе 6, заявленный породный состав насаждения не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан породный состав 5С4Е1Б. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал породный состав насаждения 4Е4С2Б. В выделе 7, заявленный объем вырубаемой древесины не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан объем древесины в пересчете на гектар 258 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 7 (9,5 га) - 2327 м3. Проведенный ленточный перечет в выделе 7, показал запас древесины на гектаре 294 м3, общий запас древесины делянки 2 выдела 7 (9,5 га) - 2797 м3.В выделе 7, заявленный породный состав насаждения не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан породный состав ЮС. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал породный состав насаждения 10С+Е+Б.В выделе 8, заявленный объем вырубаемой древесины не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан объем древесины в пересчете на гектар 232 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 8 (6,3 га) - 1394 м3. Проведенный ленточный перечет в выделе 8, показал запас древесины на гектаре 220 м3, общий запас древесины делянки 2 выдела 8 (6,3 га) - 1388 м3.В выделе 8, заявленный породный состав насаждения не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан породный состав 4СЗЕ2Б10с. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал породный состав насаждения 5С2Е2БЮС.В выделе 39, заявленный объем вырубаемой древесины не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан объем древесины в пересчете на гектар 180 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 39 (2,2 га) -377 м3. Проведенный ленточный перечет в выделе 39, показал запас древесины на гектаре 334 м3, общий запас древесины делянки 2 выдела 39 (2,2 га) -734 м3. В выделе 39, заявленный породный состав насаждения не подтверждается данными проведенного ленточного перечета. В декларации указан породный состав ЮС. Проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал породный состав насаждения 9С1Е+Б.
16.07.2020 на основании данных, полученных в результате совместной проверки, обществом была подготовлена и подана в лесничество лесная декларация № 27 от 16.07.2020 года, которая была принята лесничеством.
10.08.2020 года начальником Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 в отношении ООО «Харовсклеспром» по факту несоответствия в Шебеньгском участковом лесничестве в квартале 37 в выделе 6, заявленного объема вырубаемой древесины данным проведенного ленточного перечета, а именно в декларации указан объем древесины в пересчете на гектар 231 м3, общий запас на всю площадь делянки 2 выдела 6 (6,2 га) - 1368 м3, а проведенный ленточный перечет в выделе 6, показал запас древесины на гектаре 325 м3, общий запас древесины делянки 2 выдела 6 (6,2 га) - 2015 м3 составлен протокол № 70 об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ.
С данным протоколом представитель ООО «Харовсклеспром» ФИО3 была ознакомлена, указала, что с вменяемым правонарушением не согласна. Также о времени и месте рассмотрения данного протокола также представитель была уведомлена.
По результатам рассмотрения начальником Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 ООО «Харовсклеспром» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50000 р.
Вина ООО«Харовсклеспром» подтверждаются исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 70 от 10.08.2020, лесной декларацией №21 от 30.06.2020; заключением от 06.07.2020; актом по проведению патрулирования от 03.07.2020, ведомостью перечета деревьев на ленточной пробе, ведомостями материально-денежной оценки, схемой ленточного перечета, фотографией наличия густого подроста и подлеска; актом совместной проверки качества отвода и таксации лесосеки от 08.07.2020; договором аренды лесного участка для заготовки древесины № 06-01-05/51-2018 от 27.12.2018, выкопировкой таксационного описания, копией проекта освоения лесов, выпиской из ЕРЮЛ от 27.08.2020, и всеми материалами дела в их совокупности.
ООО «Харовсклеспром» обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8. 25 КоАП РФ.
Довод представителя ООО «Харовсклеспром» относительно того, что состав административного правонарушения отсутствует, т.к. нет события административного правонарушения, поскольку подача декларации носит заявительный характер и в случае выявления каких-либо несоответствий лесничество имеет право отказать в приеме такой декларации, негативных последствий от выявленных несоответствий не наступило, а также о том, что в заключении об отказе в приеме лесной декларации от 30.06.2020 года не указано конкретное нарушение или не соответствие поданной лесной декларации нормам законодательства, в заключении ссылка на акт по проведению патрулирования без идентификационных данных, в связи с чем лесничеством допущены процессуальные нарушения при приеме лесной декларации № 21 от 30.06.2020 года не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Согласно ст.26 Лесного кодекса РФ, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.(п.1)
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута. (п.2)
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.(п.3)
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, которым предусмотрено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Обязательство подать лесную декларацию также предусмотрено пп. "д" п. 3.4 вышеназванного договора аренды.
В соответствии с п. 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Из материалов дела следует, что указанный лесной участок передан в аренду ООО "Харовсклеспром». Административным органом установлено, что ООО "Харовсклеспром» предоставлена лесная декларация, которая не соответствует проекту освоения лесов.
Заключением начальника Тарногского территориального отдела- государственного лесничества, направленном в адрес ООО "Харовсклеспром»о в приеме лесной декларации ООО "Харовсклеспром» от 30.06.2020 №21 отказано в связи с нарушением пунктов 26 и 27 «Правил заготовки древесины», утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474. В качестве приложения указан акт по проведению патрулирования. В приложенном акте по проведению патрулирования от 03.07.2020 изложена суть выявленных нарушений, имеются ссылки на нормативные документы, сделан вывод об отказе в приеме лесных деклараций №21 и 22.
Судья полагает, что предусмотренная Порядком заполнения и подачи лесной декларации процедура письменного извещения об отказе в приеме лесной декларации должностным лицом соблюдена, заключение об отказе содержит указание на допущенные обществом нормы лесного законодательства, отсутствие в заключении идентифицирующих данных приложенного к заключению акта проведения патрулирования, которое было получено ООО "Харовсклеспром» не является существенным процессуальным нарушением влекущим отмену принятого должностным лицом постановления.
Довод представителя ООО «Харовсклеспром» относительно того, что отвод лесосеки обществом проводился методом круговых реласкопических площадок с использованием полнотомеров, что отражено в материалах отвода, прилагаемых к лесной декларации № 21 от 30.06.2020 года, а проверка представителем лесничества при патрулировании 03.07.2020 года и 08.07.2020 года проводилась ленточным перечетом в связи с чем представителем лесничества при проведении проверки качества отвода лесосек допущено грубое процессуальное нарушение, которое влияет на исход административного производства, поэтому результаты проведенных проверок от 03.07.2020 года и от 08.07.2020 года не могут служить основанием для привлечения общества к административной ответственности не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Согласно п. 30. Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации" (утв. Приказом Рослесхоза от 15.06.1993 N 155) при сплошнолесосечном способе рубки выбор метода таксации лесосек зависит от площади лесосеки (делянки), группы лесов, полноты древостоя, густоты подроста под пологом леса, возможности применения полнотомеров и точности имеющихся материалов лесоустройства (табл. 2).
В соответствии с таблицей 2 метод таксации лесосеки – круговые реласкопические площадки применяется при площади лесосеки 3 га и более в лесах всех групп при возможности использования полнотомеров, а метод таксации лесосеки -ленточный перечет, круговые площадки постоянного радиуса при площади лесосеки 3 га и более в лесах групп на лесосеках с наличием густого подроста и подлеска, низкоопущенных крон деревьев и других условий, непозволяющих использование полнотомеров.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что таксации лесосеки ООО «Харовсклеспром» проведена методом круговых реласкопических площадок вместе с тем при проверке качества отвода лесосеки в квартале 37 выделе 6,7,8,39 делянке 2 установлено наличие на лесосеке густого подроста и подлеска, что подтверждается приложенными к акту по проведению патрулирования от 03.07.2020 фотографиями, что не позволяло ООО «Харовсклеспром» при таксации лесосеки использование полнотомеров, а соответственно и применение метода таксации лесосеки
Кроме того, согласно п.26 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: 10 процентов по общему объему и 12 процентов по отдельным породам.
Согласно таксационному описанию и проекту освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ООО «Хровсклеспром», прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области №134 от 30.01.2019 запас древесины подлежащей заготовке по данному выделу составляет 270 м3. на 1 га, соответственно на заявленной части выдела 6 запас должен быть 1674 м3.
ООО «Харовсклеспром» в лесной декларации от 30.06.2020 №21 заявлен для заготовки древесины выдел №6 в квартале 37 Шебеньгского участкового лесничества объем древесины составил 1368 куб. м, площадь выдела включенная в задекларированную лесосеку составляла 6,2 га, соответственно запас древесины в пересчете на 1 га составил 220 куб. м на 1 га.
Таким образом, погрешность измерения объема древесины при таксации нельзя признать удовлетворительной, т.к. превышает: 10 процентов по общему объему и 12 процентов по отдельным породам, установленную п. 26 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474
С учетом изложенного, указанные в протоколе об административном нарушении №70 от 10.08.2020 действия ООО «Хровсклеспром» образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, как использование лесов с нарушением правил заготовки древесины.
Довод о том, что направленная ООО «Хровсклеспром» лесная декларация не была принята, не влечет удовлетворение жалобы, так как данные, указанные в лесной декларации, не соответствовали проекту освоения леса, прошедшему государственную экспертизу, в связи с чем обоснованно не принята административным органом.
Доводы жалобы, о том, что ООО «Хровсклеспром» в последующем была предоставлена лесная декларация №27 от 16.07.2020 на основании данных, полученных в результате совместной проверки, которая была принята лесничеством, причины, по которым надлежащая лесная декларация не была ими своевременно представлена в государственный орган, предоставивший лесной участок, правового значения при этом не имеют.
Каких-либо иных юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности ООО «Хровсклеспром» в совершении правонарушения, в жалобе не приведено, они направлены на переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Харовсклеспром» вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ в минимальной размере. Существенных нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом при рассмотрении дела не допущено, и правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Обстоятельств для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в ходе рассмотрения дела не установлено.
Характер совершенного правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у ООО «Харовсклеспром» возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, не позволяет признать совершенное им деяние малозначительным и освободить виновное лицо от наказания по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.
ООО «Харовсклеспром» 23 августа 2002 включено в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеются общедоступные сведения.
Часть 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 названного Кодекса, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Постановление по делу об административном правонарушении и материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что юридическое лицо ранее привлекалось к административной ответственности.
Кроме того, рассматриваемым правонарушением не был причинен вред и не возникла угроза его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.
Таким образом, имеется совокупность юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в данном случае положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, изложенное, постановление начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 от 20.08.2020 № 19/70 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром» подлежит изменению в части назначенного административного наказания.
Руководствуясь ст. 30.7. ч. 1 п. 2 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 от 20.08.2020 № 19/70 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром» изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
Признать общество с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.Н. Еина