ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2011 от 17.08.2011 Серафимовичского районного суда (Волгоградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе па постановление по делу об административном правонарушении

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Серафимовичского районного суда Волгоградской области Разуваев А.В., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление начальника отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного взыскания, которым постановлено:

признать ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1500 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ, а именно за проживание по месту жительства по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорта).

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, указав, что в протоколе об административном правонарушении были внесены заведомо ложные сведения о личности правонарушителя и истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем просит постановление отменить и производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО2 жалобу поддержал, свою вину не признал и суду пояснил, что доступной информации о сроках замены паспорта гражданина РФ не имеется, хотя в паспорте гражданина РФ написано, что срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. Согласно Положения о паспортной системе в ФИО1, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ действие паспорта не ограничивается сроком. Именно на органы внутренних дел возложен контроль за исполнением "Положения о паспорте гражданина Российской Федерации" и обязанность своевременно информировать граждан о сроках действия паспорта. С 2008 года и по настоящее время он обучается и находится в <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ находился в институте на сдаче летней экзаменационной сессии и в мае, зная, что по достижению 20 лет необходимо произвести обмен паспорта, он обратился в паспортный стол института по вопросу обмена паспорта, но ему пояснили, что паспорт будет готов только через два месяца и он решил произвести обмен паспорта по прибытию домой.

По приезду домой ДД.ММ.ГГГГ он собрал необходимые документы и ДД.ММ.ГГГГ пришел в отделение УФМС России по <адрес> в <адрес> для сдачи документов на обмен паспорта, но на него там был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.15 КоАП РФ. Однако выявление события административного правонарушения возможно лишь по месту жительства или пребывания гражданина. Паспортный стол не является подобным местом и потому состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ не может быть установлен в его помещении.

Постановление к протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.19.15 КоАП РФ вынесено незаконно, так как протокол были внесены заведомо ложные сведения, касающиеся личности правонарушителя и существа инкриминируемого ему правонарушения, а также истекли сроки давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, по которому предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку.

В нарушение ст. 28.2 КоАП РФ сведения о личности были установлены с паспортных данных и личность правонарушителя была удостоверена паспортом, с истекшим сроком действия, который он принес сдавать на обмен, то есть паспорт являлся недействительным и соответственно не мог удостоверять личность своего владельца - в протокол внесены заведомо ложные сведения, касающиеся установления личности правонарушителя. Таким образом не была установлена личность правонарушителя, привлекаемого к административной ответственности, так как в протокол была внесена заведомо ложная информация, что делает протокол ничтожным. То есть протокол не может быть признан доказательством по делу в силу ст.26.2 КоАП РФ, так как данные о личности правонарушителя в нем отсутствуют.

Поскольку иных доказательств его вины, кроме протокола, в деле не имеется, то это означает, что отсутствует установленное событие административного правонарушения (отсутствие события административного правонарушения означает, что не установлено наличие противоправного деяния, за которое предусмотрена административная ответственность), что в соответствия со статьей 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, постановление по данному административному делу подлежит отмене, как вынесенное незаконно.

С момента наступления недействительности его паспорта, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, он является недействительным и в связи с истечением срока действия и до момента составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ прошло более двух месяцев предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ. В настоящем случае не имеется длящегося правонарушения, так как ДД.ММ.ГГГГ налицо были все признаки оконченного правонарушения.

Паспортно-визовые подразделения, ведущие учет выданных общегражданских паспортов и осуществляющие регистрационный контроль обязаны контролировать дату совершения гражданином административного правонарушения по ст.19.15 КоАП РФ в соответствии с "Положением о паспорте гражданина Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, так и соответствующими приказами МВД РФ обязаны вести контроль за исполнением настоящего Положения (п.8). В данном конкретном случае, срок давности привлечения к административной ответственности начал течь с ДД.ММ.ГГГГ - на следующий день после исполнения ему 20 лет и истек ДД.ММ.ГГГГ. Просит вынести решение об отмене постановления и прекратить производство по данному делу об административном правонарушении.

Представитель отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> по доверенности ФИО4 в удовлетворении жалобы возражает, так как нарушений при составлении административного протокола и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности допущено не было.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит следующее:

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения;… обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

По смыслу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства имеющие значение для дела. Пункт 2 данной статьи указывает, что данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» установлено, что срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене (п.7). Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы (п.8). Нарушение требований настоящего Положения влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.9). Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой (п.10). Замена паспорта производится при достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения (12). Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1,7 или 12 настоящего Положения (п.15).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11-30 в оУФМС России по <адрес> в <адрес> обратился для обмена паспорта гр-н РФ ФИО2. В отношении ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.15 КоАП РФ, так как согласно протокола ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ проживает по недействительному паспорту гражданина РФ - не обменяв его в соответствии с п. п. 7, 15 «Положения о паспорте гражданина РФ» утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением начальника отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1500 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП РФ составляет проживание по недействительному паспорту. Гражданин привлекается к административной ответственности за то, что проживает по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорта), а не за то, что не вовремя обменял свой недействительный паспорт на новый - это следует из диспозиции ст.19.15 КоАП РФ.

Условия недействительности предусмотрены в Положении о паспорте гражданина РФ ( п.7). Недействительный документ - это документ, не имеющий силы или значения вследствие неправильности, истечения срока действия и т.п..

Таким образом, паспорт, срок действия которого истек, следует считать недействительным.

Следовательно, проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, паспорт которого не был им заменен в срок, определенный в пункте 7 Положения о паспорте, в связи с достижением гражданином определенного возраста, влечет привлечение гражданина к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ

Согласно Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, (утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы (ФМС России) от ДД.ММ.ГГГГ N 339 ) Выдача и замена паспортов производятся подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина ( п.15). Днем принятия документов считается день подачи всех надлежащим образом оформленных документов и фотографий.

Как установлено в суде, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 20 лет и в силу п.7 Положения его паспорт подлежит замене, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (п.15). Как пояснил ФИО2 в судебном заседании он знал об этом. Однако ФИО2 подал необходимые документы для замены паспорта только ДД.ММ.ГГГГ - по истечении 1 месяца 2 дней, хотя прибыл к месту постоянного жительства ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушил пункты 7, 15 Положения о паспорте гражданина РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП РФ.

Доказательств уважительности причин пропуска срока замены паспорта ФИО2 суду не представлено.

Действующим законодательством территориальные органы Федеральной миграционной службы осуществляют контроль за исполнением Положения о паспорте (п.8) и не обязаны предупреждать лиц, пропустивших сроки обращения о необходимости замены паспорта.

Доводы ФИО2, приведенные в судебном заседании в обоснование не виновности совершения административного правонарушения, о том, что в протоколе об административном правонарушении были внесены заведомо ложные сведения о личности правонарушителя и истекли сроки давности привлечения к административной ответственности суд считает надуманными ввиду неверного толкования требований законодательных норм и преследующими цель уклониться от административной ответственности.

Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4). Исходя из смысла и содержания указанной нормы, административный орган обязан предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.

Как установлено из материалов дела, что подтвердил в судебном заседании и ФИО2 в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении о привлечении к административной ответственности указаны установочные данные заявителя жалобы (правонарушителя) ФИО2.

Ссылки ФИО2 на то, что установочные данные были взяты из недействительного паспорта не свидетельствуют о недействительности обжалуемого постановления, так как если обязательные реквизиты протокола об административном правонарушении будут заполнены правильно, то неважно каким образом лицо составившее протокол установило личность правонарушителя, так как в данном случае к административной ответственности привлечено именно то лицо, которое совершило административное правонарушение.

Таким образом нарушений ст.28.2 КоАП РФ при составлении административного протокола судом не установлено и он принимается в качестве доказательства вины ФИО2 в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа.

Исходя из смысла данной нормы указанное в ней правонарушение длится до прекращения обстоятельств, с которыми закон связывает наступление ответственности. Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, является длящимся.

Поэтому правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.15 Кодекса, следует считать длящимся.

Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса).

Следовательно, при привлечении ФИО2 к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует учитывать, что двухмесячный срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд считает, что вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ при рассмотрении административного протокола доказана полностью.

Вывод начальника ОУФМС России по <адрес> в <адрес> о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, за которое он привлечен к административной ответственности, основан на исследованных доказательствах и соответствует фактическим обстоятельствам дела.

При назначении наказания были учтены характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность виновного, отсутствие смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

По смыслу ст.30.7 ч.1 КоАП РФ существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ является основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении только в случае, если оно не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также если имеется необходимость применения закона об административном правонарушении, влекущем назначении более строгого административного наказания, либо при наличии оснований для прекращения производства по делу.

Между тем, выводы в оспариваемом постановлении о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения являются обоснованными, оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, а также необходимости применения более сурового закона не имеется.

Таким образом при рассмотрении административного протокола обстоятельств, являющихся препятствием для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении не имелось, что свидетельствует об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в связи с заявлением о нарушении установленных КоАП РФ прав ФИО2 при рассмотрении дела.

Следовательно нарушений требований ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ при рассмотрении административного протокола и вынесении постановления допущено не было и доводы, изложенные в жалобе, являются несостоятельными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отделения УФМС России по <адрес> в <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Разуваев А.В.