ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2021 от 30.04.2021 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 12-22/2021

УИД 19RS0010-01-2021-000184-77

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

30 апреля 2021 года с. Шира

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Лейман Н.А.,

при секретаре Быковской Л.В.,

представителя административного органа – Департамент лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия – старшего государственного лесного инспектора Туимского лесничества ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Скат» ФИО2 на постановление от 08 февраля 2021 года старшего государственного лесного инспектора Туимского лесничества ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Скат», -

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 08 февраля 2021 года, вынесенным старшим государственным лесным инспектором Туимского лесничества ФИО1, юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Скат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, директор ООО «Скат» ФИО2 обратился с жалобой в суд, полагая, что при процедуре привлечения к административной ответственности Общества были допущены нарушения процессуальных норм; вынесенное постановление не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ; в действиях Общества отсутствует состав инкриминируемого правонарушения.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы. В судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания в связи с необходимостью личного участия при рассмотрении жалобы по существу заявлено не было. До начала рассмотрения жалобы представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – адвокат Двигун П.С. направил дополнение к жалобе, из которой следует:

- нарушена территориальная подведомственность рассмотрения дела, поскольку местом совершения данного правонарушения следует считать место нахождения ООО «Скат» согласно государственной регистрации: <адрес>. Территориальная подсудность дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность – организованы мероприятия по восстановлению лесов;

- отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в нарушении п.п. 7, 8, 9 Правил выполнения работ по лесовосстановлению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2019 г. № 566, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сета «Интернет» не разместило информацию о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения. Следовательно, ООО «Скат» не имело возможности обратиться с соответствующим заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению, так как в силу п. 11 вышеназванных Правил в заявлении должны быть указаны в том числе сведения о выбранных землях, на которых будут производится работы по лесовосстановлению или лесоразведению;

- ООО «Скат» не было уведомлено о времени и месте составления административного протокола. Содержащиеся в материалах дела сведения о получении директором ООО «Скат» ФИО2 уведомления о составлении протокола об административном правонарушении не соответствуют действительности. Содержащаяся в названном уведомлении подпись от имени ФИО2 не была выполнена именно им и требует проведение по делу почерковедческой экспертизы.

В последующем представителем юридического лица было представлено еще одно дополнение к жалобе. Он пояснил, что ООО «Скат» обращалось в Министерство природных ресурсов Республики Хакасия и в Отдел Туимского лесничества с просьбой предоставить земельные участки для лесопосадок в устном порядке, на что были получены ответы, что земельные участки под эти цели еще не сформированы. Указал на то, что ОО «<данные изъяты>», директором которой является ФИО2 обращалась с письменными заявлениями об определении земель пригодных для работ по восстановлению, на что был получен ответ от Отдела Туимского лесничества, что земель пригодных для проведения работ по лесовосстановлению не имеется.

Представитель административного органа ФИО1 в судебном заседании высказал несогласие с доводами заявителя и представителя Общества, указав, что заявления от ООО «Скат» о намерении провести работы по лесовосстановлению не поступало. На сайте выставляется информация о наличии земель, предназначенных для лесовосстановления, после того как земли были разобраны, информация была удалена с сайта.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствии указанных выше лиц, которым было предоставлено право личного участия в судебном заседании и которым они не воспользовались.

Изучив доводы жалобы (основной и дополнительной), выслушав мнение представителя административного органа, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные сведения, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ООО «Скат» <данные изъяты>) 26 августа 2015 года получена лицензия АБН 00691 БП с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку россыпного золота на участке «<адрес>), а также 16 августа 2018 года лицензию АБН00763 БЭ с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении «<адрес>.

Как следует из материалов дела, между ООО «Скат» и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия заключены договора аренды на лесных участках Беренжакского участкового лесничества Туимского лесничества, находящихся на территории <адрес>: №854 от 17 мая 2019 года на площади 1,13 га; №865 от 03 июля 2019 года на площади 5,36 га; №866 от 03 июля 2019 года на площади 0,56 га, № 869 от 09 июля 2019 года на площади 0,76 га; № 870 от 09 июля 2019 года на площади 11,5 га; №853 от 17 мая 2019 года на площади 0,55 га, для выполнения работ по геологическому изучению недр для разработки месторождения полезных ископаемых.

Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года №188 утверждены Правила лесовостановления, состава проекта лесовостановления, порядка разработки проекта лесовостановления и внесения в него изменений.

В соответствии с п. 4 Правил выполнения работ по лесовостановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со ст. 43-46 Лесного Кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 года №566, работы по компенсационному лесовостановлению проводятся только искусственным или комбинированным способом.

ООО «Скат» были предоставлены отчеты об использовании лесов (лесные декларации в период 2019 года:

- 24 июля 2019 года:

1) по договору аренды №854 лесной квартал 30 (выдел 8,14), лесной квартал 29 (выдел 15) на общей площади 1,13 га рубка лесных насаждений;

2) по договору №853 лесной квартал 30 (выдел 8, 9, 10, 14, 15), лесной квартал 29 (выдел 15) на общей площади 0,55 га рубка лесных насаждений.

- 16 сентября 2019 года:

3) по договору аренды №865 лесной квартал 30 (выдел 5,14), лесной квартал 29 (выдел 2,8,18) на общей площади 5,36 га рубка лесных насаждений;

4) по договору аренды №866 лесной квартал 30 (выдел 5,7,14), лесной квартал 29 (выдел 15) на общей площади 0,56 га рубка лесных насаждений.

- 19 июля 2019 года:

5) по договору №869 лесной квартал 30 (выдел 14), ленной квартал 29 (выдел 15) на общей площади 0,76 га рубка лесных насаждений;

6) по договору №870 лесной квартал 29 (выдел 8,18,15), лесной квартал 30 (выдел 14,23) на общей площади 11,5 га рубка лесных насаждений.

14 января 2021 года лесничим Беренжакского участкового лесничества ФИО3 было проверено выполнение ООО «Скат» работ по лесовосстановлению, а именно проведена документарная проверка, в ходе которой установлено, что названным юридическим лицом работы по лесовосстановлению на площади 19,86 га не выполнены в установленный срок, о чем был составлен акт проверки и рапорт.

Акт проверки деятельности ООО «Скат» и рапорт, составленные лесничим Беренжакского участкового лесничества ФИО3, содержат сведения, зафиксированные в письменной форме, на основании которых возможно установить наличие события административного правонарушения.

При этом следует учесть, что допущенное Обществом правонарушение было выявлено не в рамках проведения проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а по результатам проверки сведений о наличии либо отсутствии принятия Обществом мер о намерении провести работы по лесовосстановлению.

В связи с выявленными нарушениями, допущенными ООО «Скат», должностным лицом административного органа были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.27 КоАП РФ, в частности:

- протокол № 21 ОКН 232 по договору аренды ленного участка № 854;

- протокол №.21 ОКН 234 по договору аренды ленного участка № 866;

- протокол №.21 ОКН 236 по договору аренды ленного участка № 870;

- протокол №.21 ОКН 231 по договору аренды ленного участка № 853;

- протокол №.21 ОКН 233 по договору аренды ленного участка № 865;

- протокол №.21 ОКН 235 по договору аренды ленного участка № 869.

О времени и месте составления указанных выше протоколов об административном правонарушении директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2 был уведомлен лично 18 января 2021 года, о чем в материалах дела имеются соответствующие уведомления, которые не вызывают сомнений в своей достоверности.

Следовательно, довод дополнительной жалобы о том, что ООО «Скат» не было уведомлено о составлении протоколов об административных правонарушениях не может быть признан состоятельным.

Оснований для проведения почерковедческой экспертизы на предмет установления выполнены ли подписи в уведомлении от имени ФИО2 либо другого лица, не имеется, поскольку названные уведомления с подписями также заверены печатью ООО «Скат».

По вопросу о размещении на официальном сайте Минприроды Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, в ходе рассмотрения жалобы был направлен запрос в названный орган исполнительной власти.

Должностным лицом названного исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия представлена информация следующего содержания:

Реестр участков, на которых возможно выполнение работ по компенсационному восстановлению в 2020 г., был размещен в декабре 2019 г. Указанный Реестр регулярно обновляется, в связи с убытием лесных участков (переданных лесопользователям для проведения работ по компенсационному лесовосстановлению) и дополнением новых лесных участков (после проведения обследования с целью установления возможности использования для выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению). Редактирование (актуализация) информации на сайте происходит способом замещения актуальной информацией о лесных участках, предназначенных для лесовосстановления. Сохранение (архивирование) неактуальной информации на сайте не применяется. Согласно информации начальника отдела Туимского лесничества на 15 августа 2020 г. площадей, пригодных для проведения лесовосстановления, не подобрано, Туимским лесничеством проводятся работы по изысканию площадей, пригодных для проведения компенсационного лесовосстановления.

По результатам рассмотрения дела вынесено обжалуемое постановление, из содержания которого следует, что ООО «Скат» в 2019 г. была проведена рубка лесных насаждений на площади 19,86 га на лесных участках Беренжакского участкового лесничества Туимского лесничества, находящихся на территории Ширинского района Республики Хакасия, арендованных для выполнения работ по геологическому изучению недр для разработки месторождения полезных ископаемых, о чем были предоставлены отчеты об использовании лесов. По истечению одного года с момента окончания декларируемого периода, то есть в срок до 31 декабря 2020 года, ООО «Скат» не были выполнены мероприятия по компенсационному лесовосстановлению.

Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, поэтому деяние юридического лица было квалифицировано по указанной норме.

Правовое регулирование лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, в том числе санитарных мер, повышения продуктивности лесов и т.п., устанавливаются Лесным кодексом Российской Федерации в главе 4 «Воспроизводство лесов и лесоразведение» и актами Правительства РФ.

В силу ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству; воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, лесовосстановление.

Согласно ст. 62 Лесного кодекса РФ лесовосстановление осуществляется по Правилам, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с названным Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2, 4 ст. 29.1, ст. 30, ч. 4.1 ст. 32 Лесного кодекса РФ.

Положениями ст.ст. 29.1, 30, 32 Лесного кодекса РФ определены заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов. При этом, ООО «Скат» при вышеописанных обстоятельствах была произведена рубка лесных насаждений не в целях, предусмотренных названными нормами.

Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования и воспроизводств лесов и лесоразведения» с 1 января 2019 года в Лесной кодекс РФ была внесена ст. 63.1, которой установлено, что за исключением случая, предусмотренного ч. 3 данной статьи, лица, в том числе использующих леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ), обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Названные лица как субъекты лесовосстановления указаны в Правилах лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года № 188 (п/п «в» п. 6), действовавших на момент вменяемого ООО «Скат» административного правонарушения.

Аналогичные положения содержатся в Правилах лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 04 декабря 2020 года № 1014, действующих на момент вынесения обжалуемого постановления.

В соответствии с ч. 3 ст. 63.1 Лесного кодекса РФ вышеназванная обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению не распространяется на лиц, использующих леса для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Под исключение, предусмотренное названной нормой закона, деятельность ООО «Скат», связанная с рубкой лесных насаждений на площади 19,86 га при обстоятельствах изложенных в обжалуемом постановлении, не попадает.

Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2019 года № 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со ст. 43 Лесного кодекса РФ.

Согласно п. 5 названных Правил работы по лесовосстановлению производятся лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, - в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации (ст. 26 ЛК РФ), в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Пунктом 11 названных Правил предусмотрено, что выполнение работ по лесовосстановлению лицам, использующим леса в соответствии со ст. 43 Лесного кодекса РФ установлена обязанность в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, которое включает в себя следующую информацию:

а) наименование - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя;

б) адрес (местонахождение) - для юридического лица, место жительства - для индивидуального предпринимателя;

в) контактный телефон;

г) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе;

д) основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

е) сведения о лесной декларации, в соответствии с которой была осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка;

ж) сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

Заявление от ООО «Скат» о намерении провести работы по лесовосстановлению в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия не поступало.

Между тем, названная обязанность Обществом могла быть исполнена при надлежащей организации должностными лицами Минприроды Республики Хакасия своих полномочий, предусмотренных п. 9 Правил работы по лесовосстановлению, согласно которого информация о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, размещается уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с ч. 3 ст. 5.1 Лесного кодекса Российской Федерации на основании решения, указанного в п. 8 названных Правил.

Между тем, довод дополнительной жалобы о том, что названная информация не была размещена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не опровергнут при рассмотрении жалобы.

Представленные и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия ФИО4 сведения о том, что необходимая информация была размещена на сайте в декабре 2019 года и регулярно обновляется, в связи с убытием лесных участков, дополнением новых лесных участков, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Так, согласно Приказа Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года № 236 «Об утверждения перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», срок хранения документов, включая информацию, сведения, справки, подготовленные для размещения на сайте организации в сети «Интернет» составляет три года.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о необоснованности выше представленных сведений о том, что информация на сайте Минприроды Республики Хакасия о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения на 2020 год, была размещена, а в дальнейшем редактирована в виду ее неактуальности.

В силу ч.ч. 1, 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая данные нормы закона, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, полагаю необходимым признать, что ООО «Скат» не могло направить в названный орган соответствующее заявление, которое наравне с другими сведениями должно содержать сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению, по причине отсутствия на сайте Минприроды Республики Хакасия информации о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения на 2020 год.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая требования названной нормы закона, суд приходит к выводу, что именно в результате невыполнения уполномоченным органом обязанности по размещению необходимой информации, содержания которой должно быть внесено в соответствующее заявление о выполнении работ по лесовосстановлению, Общество было лишено возможности исполнить обязанность по выполнению Правил работы по лесовосстановлению, что привело к нарушению требований ст. 63.1 Лесного кодекса РФ.

Довод представителя Общества о том, что названное Общество обращалось в Министерство природы Республики Хакасия с вопросом о предоставлении информации о землях, не был опровергнут, а потому признается обоснованным.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в бездействии ООО «Скат» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, а, следовательно, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст.ст. 30.8-30.9 КоАП РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Жалобу директора ООО «Скат» ФИО2 удовлетворить.

Постановление от 08 февраля 2021 года старшего государственного лесного инспектора Туимского лесничества ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Скат» – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Скат», прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ширинский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий Н.А. Лейман