Дело № 12-248/2020
Р Е Ш Е Н И Е
05 августа 2020 года г. Барнаул
Судья Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края Суворов Д.А., рассмотрев жалобу директора ООО «АзияТрейд» - ФИО1 на постановление должностного лица - начальника Алтайской таможни ФИО2 от 19.12.2019 г. ***, которым директор ООО «АзияТрейд» ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением начальника Алтайской таможни ФИО2 от 19.12.2019 г. директор ООО «АзияТрейд» ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «АзияТрейд» ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что ДД.ММ.ГГГГ - в последний день установленного законом срока Общество заполнило статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером 1*** и направило её в этот же день путем сброса на бумажном носителе в соответствующий ящик на проходной, расположенный в здании Алтайской Таможни, нарочным путем. При попытке заполнить формы 11 и ДД.ММ.ГГГГ руководитель Общества не смогла зайти на сайт ФТС России ввиду его недоступности. ДД.ММ.ГГГГ ООО «АзияТрейд» было получено уведомление о том, что указанная статистическая форма была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в 0:00:00 под регистрационным номером: ***, однако в ходе проведения проверки статистической формы Алтайской таможней установлено, что статистическая форма за отчетный период - октябрь 2019 года с системным номером 1*** направлена Обществом с нарушением срока представления на 3 рабочих дня, а именно ДД.ММ.ГГГГ. С указанным выводом заявитель не согласна. Указывает, что факт заполнения статистической формы именно ДД.ММ.ГГГГ подтверждается имеющейся в ней отметкой, которая проставляется программным обеспечением автоматически и не может быть изменена вручную заинтересованным лицом. Регистрация статистической формы в реестрах таможенного органа не входит в компетенцию ООО «АзияТрейд», а дата соответствующей регистрации не зависит от воли лица, предоставляющего статистическую форму. Согласно полученному уведомлению регистрация статистической формы была осуществлена только ДД.ММ.ГГГГ (понедельник) в 0:00:00 часов, то есть в ночь с воскресенья на понедельник. ООО «АзияТрейд» полагает, что фактически регистрация статистической формы не могла быть осуществлена сотрудниками Алтайской Таможни в указанное время, так как оно являлось нерабочим. По мнению ФИО1 статистическая форма была зарегистрирована только ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием системной ошибки программного обеспечения. Такие ошибки не могут вменяться в вину лица, предоставляющего статистическую форму. В связи с несовершенством процедуры приема документов, на представленной статистической форме отсутствует отметка о приеме и регистрации формы в день ее сдачи - ДД.ММ.ГГГГ. Довод таможенного органа о том, что статистическая форма фактически была представлена только ДД.ММ.ГГГГ не может быть принят во внимание, так как время регистрации статистической формы 0:00:00 часов вызывает сомнения в действительной регистрации указанной формы ДД.ММ.ГГГГ. В связи с недоказанностью представления Обществом статистической формы именно ДД.ММ.ГГГГ, в действиях директора ООО «АзияТрейд» ФИО1 отсутствует объективная сторона вменяемого административного правонарушения. ФИО1 просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным, поскольку не создала существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, нарушение не повлекло неблагоприятных последствий для общества и государства.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ данное дело передано для рассмотрения по подведомственности в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края (л.д. 20-21).
Решением судьи Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ постановление начальника Алтайской таможни ФИО2 *** от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «АзияТрейд» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. ДД.ММ.ГГГГ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, жалоба директора ООО «АзияТрейд» ФИО1 удовлетворена, производство по данному делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 145-151).
Решением судьи Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело по жалобе ФИО1 возвращено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д. 193-199).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, начальник Алтайской таможни ФИО2, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, мечте и времени судебного заседания.
В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В интересах законности судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме на основании ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 - ФИО3 с учетом решения Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решений Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, вынесенных в отношении ООО «АзияТрейд», вступивших в законную силу, поддержала доводы, изложенные в жалобе, только в части квалификации совершенного директором ООО «АзияТрейд» ФИО1 административного правонарушения как малозначительного, просила применить положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить вынесенное постановление, производство по делу прекратить. Также указала, что после выявления данного административного правонарушения ФИО1 оформила цифровую подпись, с 2020 года все статистические формы передаются в Алтайскую таможню в электронном виде.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО4 в судебном заседании полагал, что в действиях директора ООО «АзияТрейд» ФИО1 обосновано установлено наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы, изложенные ФИО1 в жалобе являются необоснованными. Вопрос о применении ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставил на усмотрение суда. Также подтвердил, что с момента выявления данного административного правонарушения он не составлял каких-либо процессуальных документов о нарушении ООО «АзияТрейд» сроков сдачи статистической отчетности.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ДАННЫЕ ФИО5 пояснила, что является начальником отдела документационного обеспечения Алтайской таможни, все документы, поступающие в Алтайскую таможню по почте, через электронную почту, через накопительный ящик, разделяются на потоки: подлежащие регистрации, подлежащие учету по реестру и не подлежащие регистрации и учету, после чего передаются исполнителям. Статистические товары учета перемещения товаров, поступающие в Алтайскую таможню через накопительный ящик, регистрируются в день их поступления. Поступившие от ООО «АзияТрейд» ДД.ММ.ГГГГ через накопительный ящик статистические формы в тот же день после обеда были зарегистрированы в соответствующей программе. Ранее этой даты статистические формы от ООО «АзияТрейд» не поступали, полностью исключила человеческий фактор в части того, что статистические формы от ООО «АзияТрейд» могли поступить в Алтайскую таможню ДД.ММ.ГГГГ и на протяжении такого длительного периода до ДД.ММ.ГГГГ находиться где-то в ином месте.
Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1- ФИО3, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО4, допросив свидетеля ДАННЫЕ ФИО5, проверив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В силу положений ч. 1 ст. ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ч. 2 ст. ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ).
Объектом вышеуказанных правонарушений является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или вывозимых из Российской Федерации на территорию государств - членов ЕАЭС.
Объективная сторона правонарушений выражается в несвоевременном представлении лицом в таможенный орган статистической формы отчетности.
Субъектом ответственности являются лица, на которых возложена обязанность представления в таможенный орган статистических форм.
При рассмотрении жалобы установлено, что директором ООО «АзияТрейд» является ФИО1, что подтверждается содержащимися в материалах административного дела выпиской из ЕГРЮЛ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ***.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «АзияТрейд», в лице директора ФИО1, и ТОО «Карал плюс», в лице директора ДАННЫЕ ФИО6 (<адрес>) заключен договор поставки товара ***.
В силу указанного договора ООО «АзияТрейд» в октябре 2019 года осуществляло вывоз товаров в Республику Казахстан.
Указанные обстоятельства подтверждается копиями документов, свидетельствующих о поставке товара с территории Российской Федерации в Республику Казахстан: договором поставки от ДД.ММ.ГГГГ***, счет-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ***, товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ***, международными товарно-транспортными накладными от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается участниками по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, представляемых в таможенной декларации на товары.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 12, части 1 статьи 104 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистических формах, и иных источниках информации.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение *** к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от ДД.ММ.ГГГГ*** «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон ***- ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Аналогичное требование установлено Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ*** «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» (далее - Постановление ***) (далее - Правила).
Так, согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, использования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременнои безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
При этом в силу пункта 5 Правил таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В соответствии с пунктом 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Таким образом, статистическая форма за отчетный период (октябрь 2019 года) в таможенный орган должна была быть представлена обществом до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Между тем, статистическая форма с регистрационным номером *** представлена в Алтайскую таможню нарочно ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, установленного п. 7 вышеприведенных Правил.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Совершение заявителем вмененного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копией статистической формы, показаниями свидетеля ДАННЫЕ ФИО5 и иными материалами дела в совокупности.
Административным органом установлено, что ранее директор общества привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений по ч. 1 ст. ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ, по которым не истек один год со дня окончания исполнения данных постановлений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дела об административном правонарушении ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, постановления о назначении наказания по ним вынесены ДД.ММ.ГГГГ, вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), то есть в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3, статьи 4.6 КоАП РФ директор общества совершил административное правонарушение повторно.
Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные данные,содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах, суд считает обоснованным вывод административного органа о доказанности наличия в действиях директора общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ.
Довод жалобы относительно того, что данная статистическая форма в установленный законодательство срок (ДД.ММ.ГГГГ) опущена в соответствующий ящик судом не принимается, поскольку не подтвержден документально, и опровергнут реестрами выемки корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, представленными таможенным органом, показаниями свидетеля ДАННЫЕ ФИО5
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств, свидетельствующих о том, что директор общества принял все зависящие от него меры по соблюдению Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения директором общества приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, поскольку из материалов дела достоверно следует, что директор общества допустил несвоевременное предоставление статистической формы учета перемещения товаров, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства суд приходит к выводу о наличии в действиях директора общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директораООО «АзияТрейд» ФИО1 составлен уполномоченным лицом таможенного органа в пределах предоставленных законом полномочий; его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ*** вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий, размер административного штрафа определен с учетом степени вины, в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что данное правонарушение может быть квалифицировано в качестве малозначительного в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Оценив характер совершенного директором ООО «АзияТрейд» ФИО1 административного правонарушения, принимая во внимание то, что несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров не причинило экономического ущерба интересам государства, правам и интересам граждан, а также то, что пропуск срока представления статистической формы является незначительным (3 рабочих дня), суд приходит к выводу об отсутствии в действиях привлекаемого лица признаков пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей и каких-либо негативных и общественно опасных последствий совершенного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что после совершения административного правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, предприняты меры для недопущения в дальнейшем совершения аналогичных административных правонарушений, отсутствие каких-либо правонарушений по данной статье КоАП РФ на момент рассмотрения жалобы, суд полагает возможным применить к данным отношениям положения ст.2.9 КоАП РФ, в связи с чем производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица - начальника Алтайской таможни ФИО2 *** от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении директора ООО «АзияТрейд» - ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти дней со дня получения его копии через Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Судья Д.А. Суворов
Копия верна, судья Д.А. Суворов
Секретарь с/з Е.В. Ненашева
Решение по состоянию на 05.08.2020 в законную силу не вступило.
Оригинал решения хранится в материалах дела об административном правонарушении № 12-248/2020 Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края
УИД 22RS0067-01-2020-000026-58
Секретарь с/з Е.В. Ненашева