Дело № 12-24/2020
Р Е Ш Е Н И Е
19 августа 2020 года г. Ужур
Судья Ужурского районного суда Красноярского края Френдак Роман Викторович, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» Алымовой Анны Александровны на постановление государственного инспектора труда от 3 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель ОАО «Российские железные дороги» Алымова А.А. обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора труда от 3 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей. Считает постановление незаконным по следующим основаниям. Для наличия состава нарушения необходимо установить, в каком размере в соответствии с нормами трудового законодательства должна была быть выплачена заработная плата, какой размер недоплаты, а также срок выплаты заработной платы. При рассмотрении дела ни одного из указанных обстоятельств не установлено.
Днем совершения административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ является следующий день после установленного срока выплаты заработной платы, оно не является длящимся и считается оконченным в день следующим за днем выплаты заработной платы, поскольку обязанность установлена к определенному сроку. В обжалуемом постановлении указано, что вменяемое нарушение являются длящимися и дата совершения административного правонарушения дата выявления (день окончания прокурорской проверки) - 17.09.2020 (в г. Ужуре), 18.10.2019 (в г. Ачинске), 11.10.2019 (в п. Кошурниково). Таким образом, Абаканский транспортный прокурор в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ не установил время совершения вменяемых в качестве нарушения действий, что является существенным нарушением и основанием для признания незаконным оспариваемого постановления. Установление срока выплаты заработной платы является необходимым элементом состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Поскольку данный элемент состава не установлен, то основания для привлечения к административной ответственности у Административного органа отсутствовали.
В соответствии со ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю; для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю; для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям: труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. Настоящим Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников). Таким образом, ст. 92 ГК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев установления сокращенной продолжительности рабочего времени. Иным категориям работников сокращенная продолжительность рабочего времени могла быть установлена только Трудовым Кодексом или иными федеральными законами. Постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 г. № 298/3-1 таковым не является и в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени для женщин, работающих в сельской местности, до внесения соответствующих изменений в Трудовой Кодекс РФ (до введения ст. 263.1, введена Федеральным законом от 12.11.2019 N 372-ФЗ) противоречило вышеназванным положениям Трудового Кодекса и не подлежало применению. Согласно графикам рабочего времени, табелям учета рабочего времени в ноябре, декабре 2019 года учет рабочего времени производился в соответствии с требованиями введенной ст. 263.1 ТК РФ.
Пунктом 6.8. Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы также предусмотрено, что время прохождения медицинских осмотров в рабочее и нерабочее время компенсируется работнику в размере среднего заработка. Все работники Ачинского центра организации работы железнодорожных станций, Кошурниковской дистанции пути, Ужурской дистанции инфраструктуры ознакомлены со сроком прохождения медицинских осмотров заблаговременно. На время прохождения медицинского осмотра за работниками сохранился средний заработок по месту работы, произведена оплата времени прохождения медицинского осмотра по среднему заработку. Иное прокурором не доказано. Прокурором не доказано, что имеют место случаи прохождения проверки знаний требований охраны труда и медосмотров в нерабочее время, а также что оплата не произведена (в том числе не указано из какой нормы возникла обязанность по оплате и не указан срок оплаты).
Считает, что прохождение работником проверки знаний требований охраны труда и медосмотров в нерабочее время, связано с его осознанным выбором, а не требованиями работодателя. При этом, трудовые обязанности в данный период работники не исполняли.
В мае 2019 года в период повышенной готовности с 01.05.2019 по 15.05.2019 руководители Ужурской дистанции инфраструктуры привлекались к работе с согласия работников в выходные дни с целью присутствия на селекторных совещаниях и контроля соблюдения требований безопасности. Так привлечен к работе в выходной день заместитель начальника дистанции Е.Е.В. с предоставлением другого дня отдыха 15.05.2019. 03.05.2019 и 10.05.2019 привлечен к работе заместитель начальника дистанции пути по текущему содержанию пути М.Д.А. с предоставлением других дней отдыха 15.05.2019 и 17.05.2019. Указанное касается и иных лиц указанных в обжалуемом постановлении. Вышеуказанные дни (2, 3, 4, 5, 10, 11 и 12 мая) не являются праздничными днями. Оплата в соответствии с ст. 153 ТК РФ произведена в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Обжалуемое постановление вынесено по результатам различных проверок различных структурных подразделений ОАО «РЖД»: Ужурской дистанции инфраструктуры, Кошурниковской дистанции инфраструктуры - структурных подразделений Красноярской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»; Ачинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Красноярской дирекции управления движением - структурного подразделения Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», что противоречит Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации».
Ни в обжалуемом постановлении, ни в материалах проверки, на основании которых вынесено обжалуемое постановление, отсутствуют сведения о поступивших в прокуратуру массовых обращений работников с жалобами на незаконные действия работодателя, на нарушения трудовых прав работников, которые могли бы являться основанием для проведения органами прокуратуры проверки соблюдения трудового законодательства в конкретных подразделениях ОАО «РЖД».
Кроме того, по результатам этих же проверок, проведенных Абаканским транспортным прокурором, в отношении этих же структурных подразделений, по одним и тем же фактам нарушений трудового законодательства ОАО «РЖД» постановлением Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 06.03.2020 № 24/4-173-19-ППР/1/455 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При рассмотрении дела необоснованно было назначено наказание в виде штрафа в сумме 35 000 рублей. Санкция ч. 6 ст. 5.27 КоАП предусматривает ответственность для юридических лиц - предупреждение или штраф от 30 000 до 50 000 рублей. Считает, что Административным органом в нарушение норм, содержащихся в главе 4 КоАП РФ, назначил наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей. В постановлении указано, что ОАО «РЖД» ранее к административной ответственности за нарушение трудового законодательства не привлекалось. Отягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ Административным органом не установлены. В постановлении также указано обстоятельство, смягчающее административную ответственность - добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ) Таким образом, Административным органом необоснованно назначено наказание в виде штрафа 35 000 рублей. С учетом наличия смягчающих обстоятельств, отсутствия отягчающих, а также того, что нарушение было совершено впервые, имелись основания для назначения наказания в виде предупреждения. Руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, с учетом дополнений к жалобе, ОАО «РЖД» просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении №24/4-174-20-ППР/12-1707/И/453 от 03.03.2020, вынесенное Государственной инспекцией труда в Красноярском крае.
Защитник ОАО «РЖД» Шикуткина А.А.., в судебное заседание не явилась, О дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, своевременно. Ранее в судебном заседании поддержала жалобу по доводам, в ней изложенным.
Представитель Государственной инспекцией труда по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Абаканский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От транспортного прокурора Р.А.С. в суд поступили возражения на жалобу защитника ОАО «РЖД», согласно которым просит учесть следующее. 1) На дату завершения прокурорской проверки, которая и определена как дата совершения административного правонарушения, работодателем не принято мер к учёту времени, фактически затраченного работниками на выполнение трудовой обязанности, и оплате такого времени в полном объёме, не произведена оплата сверхурочной работы женщинам, работающим в сельской местности. Тем самым, работодателем допущено длительное непрекращающееся невыполнение предусмотренных законом обязанностей, установленных в ч. 2 ст. 22, ч. 4 ст. 91,ч. 4 и ч. 8 ст. 99, ч.1 ст. 129, ч. 1 ст. 152, ст. 185, ст. 236 ТК РФ. Время, которое якобы не указано прокурором, в постановлении о возбуждении дела, в акте прокурорского реагирования имеется. 2) Как указано в заявлении, защитником общества ставится под сомнение необходимость исполнения Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», пунктом 1.3. которого женщинам, работающим в сельской местности, установлена 36-часовая рабочая неделя с выплатой заработной платы в том же объеме, что и при полной продолжительности еженедельной работы. Аналогичная продолжительность рабочего времени установлена женщинам, работающим в сельской местности и Федеральным законом от № 372-ФЭ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности», вступившим в законную силу с 23.11.2019. Между тем, на основании ч. 1 ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. 3) По мнению защитника ОАО «РЖД» выполнение работниками трудовых обязанностей во время отдыха связано с их осознанным выбором, а не требованиями работодателя. Однако, в этой связи необходимо следовать требованиям ч. 1 ст. 91 ТК РФ, согласно которой рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. 4) По правилам ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Учитывая массовость нарушений трудовых прав работников, непринятие мер по их восстановлению до прокурорского вмешательства назначение административного наказания в виде административного штрафа вполне отвечает целям, закреплённым в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, поскольку является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. По тексту жалобы заявитель указывает на наличие смягчающего обстоятельства в виде добровольного прекращения противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, так как внесены изменения в Правила внутреннего трудового распорядка и установлена 36 часовая рабочая неделя для женщин, работающих в сельской местности. Между тем, оплата сверхурочной работы женщинам, исполнявших трудовые обязанности в сельской местности на основании трудовых договоров с начальником Ачинского центра организации работы железнодорожных станций так и не произведена. 5) дело об административном правонарушении возбуждено 31.01.2020 в Абаканской транспортной прокуратуре по результатам проверок исполнения в структурных подразделениях ОАО «РЖД» в лице Ачинского центра организации работы железнодорожных станций, Кошурниковской дистанции пути и Ужурской дистанции инфраструктуры требований трудового законодательства. Проверки проведены по результатам анализа состояния законности в сфере соблюдения трудовых прав работников перечисленных предприятий, поскольку по правилам ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Руководители перечисленных предприятий о проведении проверки, её основаниях, целях, предмете, периоде уведомлены, о чём свидетельствует предоставление в ответ на уведомление о проведение проверки необходимых документов. Проверкой выявлены многочисленные нарушения прав работников, в целом выразившиеся в привлечении их к исполнению трудовых обязанностей во время отдыха, отсутствии учёта такого времени и его оплаты в полном объёме. При этом, нарушения констатированы по каждому структурному подразделению отдельно, так как каждый их руководитель самостоятельно реализует правомочия работодателя, а нарушения трудовых прав работников допущены на отдельно взятом предприятии. Все проверки проведены с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведённой в его постановлении от 17.02.2015 № 2-П. ОАО «Российские железные дороги» создано Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 № 585, пунктом 3 которого утверждён Устав общества. В соответствии с п. 3 Устава ОАО «Российские железные дороги» общество, в структуру которого входят в числе прочих Ачинский центр организации работы железнодорожных станций, Кошурниковская дистанция пути и Ужурская дистанция инфраструктуры, призвано организовывать свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации. Следуя санкции ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и учитывая, что нарушения трудового законодательства допущены в деятельности одного юридического лица, 31.01.2020 транспортным прокурором возбуждено одно административное производство по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 25.11, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ Абаканский транспортный прокурор просит постановление Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 03.03.2020 № 24/4-174-20-ППР/12-1707-И/453 о признании ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27. КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника ОАО «РЖД» - без удовлетворения.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие защитника ОАО «РЖД», представителя Государственной инспекции труда и Абаканского транспортного прокурора.
Оценив доводы жалобы, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, и постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае № 24/4-174-20-ППР/12-1708-И/453 от 03.03.2020 по делу об административном правонарушении: ОАО «РЖД» привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за неполную выплату юридическим лицом в установленный срок заработной платы. Несмотря на гарантированное законодателем освобождение от работы во время отдыха в период ежегодного оплачиваемого отпуска 13.03.2019 в Ужурской дистанции инфраструктуры проведена проверка знаний дежурного по переезду К.И.М.. Также в Ужурской дистанции инфраструктуры осталось не учтено и не оплачено время прохождения дежурными по переезду П.С.И., Н.С.А., Ш.А.А., Ф.А.А., Щ.Е.И., С.С.Л. 13.03.2019 проверки знаний требований охраны труда. Диспетчер по переезду К.А.М. прошел проверку знаний требований охраны труда 27.03.2019 также во время своего отдыха. Кроме того в Ужурской дистанции инфраструктуры при установлении нормальной продолжительности рабочего времени, то есть не более 40 часов в неделю женщинами исполнялись трудовые обязанности по должности техника эксплуатационного участка № 3 на территории Красноиюсского и Ширинского сельсоветов, дежурного по переезду линейного участка № 12 эксплуатационного участка № 4 на территории Туимского сельсовета распределителя работ линейского участка № 15 эксплуатационного участка № 5 на территории Весененского сельсовета. Также на основании графиков дежурств командного состава Дистанции в период «Повышенной готовности» с 01.05.2019 по 13.05.2019 привлекались к работе 02.05.2019 заместитель начальника Е.Е.В., 01.05.2019 и 10.05.2019 - заместитель начальника М.Д.А., 04.05.2019 - главный инженер К.А.С., 05.05.2019 12.05.2019 - заместитель начальника П.Е.Ю., 11.05.2019 - заместитель начальника П.М.В.
Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ административным правонарушение признается невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Составом административного правонарушения является совокупность предусмотренных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение, следовательно довод представителя ОАО «РЖД» об отсутствии составила административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 24.5 КоАП РФ не нашли своего подтверждения, так как, вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 24.5 КоАП РФ при вынесении постановления Государственным инспектором труда от 03.03.2020, полностью доказана. РР
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В справках о результатах проверки и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении верно указано время совершения административного правонарушения. Так при проверке исполнения трудового законодательства выявлены нарушения в деятельности Ужурской дистанции инфраструктуры - 17.09.2019 в 15 часов 50 минут, в деятельности Кошурниковской дистанции пути - 11.10.2019 в 16 часов 35 минут, в Ачинском центре организации работы железнодорожных станций - 18.10.2019 в 17 часов 5 минут.
Положения п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. подлежат применению в отношении всех женщин, работающих в сельской местности, поскольку критерием распространения дополнительных гарантий в виде сокращенной продолжительности рабочего времени при сохранении оплаты в том же размере, что и при полной рабочей неделе, является сам факт работы женщин в сельской местности, независимо от характера выполняемой ими работы.
Вышеуказанное Постановление является действующим, поскольку согласно ч. 1 ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
С 23 ноября 2019 года Федеральным законом от 12 ноября 2019 года. ТК РФ дополнен статьей 263.1, в соответствии с которой женщинам, работающим в сельской местности, предоставлено право: на предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы; на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
С учетом приведенных положений, работа указанных выше работниц с даты трудоустройства до даты устранения нарушения за пределами 36-часовой рабочей недели являлась для них сверхурочной.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Республики Хакасия от 05.05.2004 № 20 «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия» населенные пункты относятся к следующим категориям: городские населенные пункты и сельские населенные пункты.
При этом, по правилам ч. 1 (2) ст. 11 названного регионального закона сельские населенные пункты могут иметь такой административно- территориальный статус, как поселок, село, деревня, аул, хутор и поселок станции.
Согласно ч. 2 ст. 5, п. 1 и п. 4 ст. 6 Закона Республики Хакасия от 07.10.2004 № 61 «Об утверждении границ муниципальных образований Орджоникидзевского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения» наделены статусом сельского поселения Копьевский сельсовет (административный центр п. Копьево) и Красноиюсский сельсовет (административный центр с. Июс).
В соответствии с ч. 2 ст. 4, п. 3 и п. 4 ст. 6 Закона Республики Хакасия от 07.10.2004 № 63 «Об утверждении границ муниципальных образований Ширинского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения» определены населённые пункты и административные центры Туимского и Ширинского сельсоветов, входящих в состав муниципального образования Ширинский район, в числе которых и наделённые статусом сельского поселения Туимский сельсовет с административным центром в с. Туим и населённым пунктом с. Тисин в его составе, а также Ширинский сельсовет с административным центром в с. Шира.
Деревня Капчалы входит в состав Весенненского сельсовета согласно п. 3 ст. 6 Закона Республики Хакасия от 07.10.2004 № 62 «Об утверждении границ муниципальных образований Усть-Абаканского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения», с. Усть-Бюр является административным центром Усть-Бюрского сельсовета (п. 11 ст. 6), п. Уйбат входит в состав Чарковского сельсовета (п. 12 ст. 6). Перечисленные муниципальные образования согласно ч. 2 ст. 5 названного регионального закона наделены статусом сельского поселения.
Тем самым, женщины, исполняющие свои трудовые обязанности на территории вышеназванного сельского поселения, вправе рассчитывать на установление им продолжительности рабочего времени исходя из 36-ти часовой рабочей недели с выплатой заработной платы в том же объеме, что и при полной продолжительности еженедельной работы.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учёте рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учётный период.
В свою очередь, в силу предписаний ч. 1 ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Следовательно, оплата 4-часовой разницы за период с начала трудовой деятельности на рабочем месте, расположенном в сельской местности, подлежит оплате по правилам ст. 152 ТК РФ как за сверхурочную работу с учётом денежной компенсации, установленной ст. 236 ТК РФ.
Доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что прокурором не доказан факт прохождения работниками проверки знаний требований охраны труда и медосмотров в нерабочее время, а также доводы о том, что работникам, привлеченным к работе в период с 01.05.2019 по 15.05.2019, с их согласия предоставлены другие дни отдыха, в связи с чем заработная плата им выплачена в одинарном размере, не нашли своего подтверждения. Поскольку согласно представленному административному материалу дежурный по переезду К.А.М. прошел периодический медицинский осмотр в свой выходной день 17.04.2019, дежурный по переезду Щ.Е.И. прошла медицинский осмотр в период междусменного отдыха 17.06.2019. Во время отдыха в период ежегодного оплачиваемого отпуска 13.03.2019 проведена проверка знаний дежурного по переезду К.И.М.. Однако, отпуск К.И.М. не продлевался, в табеле учета его рабочего времени период посещения учреждения здравоохранения не отражен, а средний заработок по месту работы в связи с прохождением медицинского осмотра не сохранился. Также материалами дела не подтверждена оплата времени прохождения дежурными по переезду П.С.И., Н.С.А., Ш.А.А., Ф.А.А., Щ.Е.И., С.С.Л. 13.03.2019 проверки знаний требований охраны труда. Диспетчер по переезду К.А.М. прошёл поверку знаний требований охраны труда 27.03.2019 также во время своего отдыха. Ш.А.А. и С.С.Л.. 13.03.2019 одновременно с проверкой знаний охраны труда привлечены и к проведению аттестации на знание нормативных документов в объёме своих должностных обязанностей. Приказ об оплате К.И.М. и С.С.Л. времени прохождения аттестации в марте 2019 года издан в период проведения прокурорской проверки 05.09.2019. На основании графика дежурств командного состава Дистанции в период «Повышенной готовности» с 01.05.2019 по 13.05.2019 привлекались к работе заместитель начальника Е.Е.В. - 02.05.2019, заместитель начальника М.Д.А. - 03.05.2019 и 10.05.2019, главный инженер К.А.С. - 04.05.2019, заместитель начальника П.Е.Ю. - 05.05.2019 и 12.05.2019, заместитель начальника П.М.В. - 11.05.2019.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Согласно части 3 данной нормы закона по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Материалы дела не содержат доказательств наличия желания работников, указанных в постановлении по делу об административном правонарушении, предоставления других дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
В соответствии с п. 3 Устава ОАО «Российские железные дороги» общество, в структуру которого входят в числе прочих Ачинский центр организации работы железнодорожных станций, Кошурниковская дистанция пути и Ужурская дистанция инфраструктуры, призвано организовывать свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что нарушения трудового законодательства допущены в деятельности одного юридического лица, 31.01.2020 транспортным прокурором возбуждено одно административное производство по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Довод представителя ОАО «РЖД» об отсутствии в постановлении и материалах проверки сведений о поступивших в прокуратуру массовых обращений работников с жалобами на незаконные действия работодателя, нарушения трудовых прав работников, которые могли бы являться основанием для проведения органами прокуратуры проверки соблюдения трудового законодательства в конкретных подразделениях ОАО «РЖД» не может служить основанием для отмены принятого решения. Наличие массовых обращений граждан не является единственным основанием для проведения прокурорской проверки. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Наказание, назначенное постановлением Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 03.03.2020 за административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей, установлено в пределах санкции соответствующей статьи. Оснований для назначения предупреждения не имеется.
О времени и месте рассмотрения государственным инспектором труда дела об административном правонарушении ОАО «РЖД», Абаканский транспортный прокурор извещены надлежащим образом, своевременно.
В доказательство вины ОАО «РЖД» представлены следующие материалы дела об административном правонарушении: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.01.2020, справки о результатах проверки от 17.09.2019, 11.10.2019, 18.10.2019, уведомление о проведении проверки, представления об устранении нарушений трудового законодательства от 17.09.2019, 11.10.2019, 18.10.2019, уведомления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.01.2020, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 28.02.2020, пояснения ОАО «РЖД», постановление о назначении административного наказания № 24/4-174-20-ППР/12-1708-И/453 от 03.03.2020.
Таким образом, изучив все представленные по делу доказательства в их совокупности судья считает законными и обоснованными выводы Государственного инспектора труда о совершении ОАО «РЖД» правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, так как ОАО «РЖД» допущены нарушения трудового законодательства. Должностным лицом установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, дана верная оценка событиям административного правонарушения и квалификация.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Государственного инспектора труда в Красноярском крае № 24/4-174-20-ППР/12-1708-И/453 от 3 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», которым открытое акционерное общество «Российские железные дороги» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 35 000 рублей оставить без изменения, а жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в порядке, установленном ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья: Р.В. Френдак