ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-251/18 от 08.11.2018 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-251/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе, на постановление по делу об административном

правонарушении

8 ноября 2018 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Тандер» Бескищенко В.В. на постановление административной комиссии Первомайского административного округа *** от ***№*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-3MO «Об административных правонарушениях» в отношении АО «Тандер», зарегистрированного в качестве юридического лица ***, ***, адрес***, законный представитель - генеральный директор ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии Первомайского административного округа *** от ***№*** АО «Тандер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-3MO «Об административных правонарушениях», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В Первомайский районный суд города Мурманска обратился защитник АО «Тандер» - Бескищенко В.В. с жалобой на данное постановление, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своей позиции привел доводы о том, что административным органом неверно определен субъект правонарушения, в связи с чем, отсутствует состав административного правонарушения. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств вины юридического лица, в том числе документов, подтверждающих основания проведения проверки земельного участка, сведений о месте и времени проведения проверки, времени и месте составления акта, применении фотосъемки, форма акта не соответствует требованиям действующего законодательства, что свидетельствует об отсутствии допустимых доказательств события, инкриминируемого обществу правонарушения.

Кроме того приводит доводы о допущенных процессуальных нарушениях в ходе привлечения общества к административной ответственности. В частности указывает на то, что событие инкриминируемого обществу правонарушения является нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем полагает, что оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным административным органом.

В судебном заседании защитник Бескищенко В.В. на доводах жалобы настаивал в полном объеме, дал пояснения аналогичные доводам жалобы.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на жалобу постановление о привлечение к административной ответственности полагал законным и обоснованным, просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Заслушав защитника АО «Тандер» Бескищенко В.В., проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В преамбуле Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-3MO «Об административных правонарушениях» указано, что настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность физических и юридических лиц за правонарушения, совершенные на территории Мурманской области.

В соответствии со ст. 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» нарушение установленного Правительством Мурманской области порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) при отсутствии признаков других административных правонарушений влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Постановлением Правительства Мурманской области от 25.08.2017 №423-ПП утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области.

Согласно пункту 2.4. Порядка потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритных отходов) вне мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов, а также способами, не указанными в Договоре, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, а также запрещается складировать крупногабаритные отходы в контейнеры.

В соответствии с пунктом 6.2. Порядка обязательный перечень элементов благоустройства территорий контейнерных площадок и специальных площадок для крупногабаритных отходов, а также конструктивные особенности таких площадок определяются правилами благоустройства территорий муниципальных образований Мурманской области.

Согласно пункту 6.4. Порядка контейнерные площадки, специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающие к месту погрузки твердых коммунальных отходов, должны регулярно очищаться от отходов, находящихся за пределами контейнеров, от снега и наледи, подвергаться санитарной обработке.

Таким образом, собственники либо владельцы, либо пользователи нежилых зданий или помещений (встроенных или пристроенных), торговых павильонов, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица (учреждения и организации), осуществляющие деятельность в городе Мурманске, должны иметь необходимое количество индивидуальных мусоросборников - контейнеров под сбор мусора, упаковочных материалов и прочих отходов. Данные контейнеры должны иметь маркировку несмываемой краской для определения их владельца в виде наименования владельца. Место расположения контейнера должно быть согласовано с администрацией города Мурманска.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ***, *** в период с *** в ходе обследования территории Первомайского административного округа *** выявлено, что в границах земельного участка с кадастровым №***, на котором размещено здание №*** по адрес*** не осуществлена уборка территории, прилегающей к контейнерам, крупногабаритные отходы складированы способом, не предусмотренным Порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 25.08.2017 № 423-ПП, отсутствуют оборудованные площадки для временного хранения отходов, в том числе крупногабаритных отходов. АО «Тандер», являясь правообладателем части здания торгового центра с кадастровым номером №***, расположенного по указанному адресу, допустило нарушение пунктов 2.3., 2.4., 6.4. Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 25.08.2017 № 423-ПП, выразившееся в складировании твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритных отходов) способами, не предусмотренными Порядком, невыполнении работ по очистке от отходов, территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритных отходов).

По результатам проверки составлен акт осмотра с фотоснимками контейнерной площадки.

На основании договора аренды недвижимого имущества №*** от ***, с учетом дополнительного соглашения №*** от ***, АО «Тандер» является арендатором нежилого помещения – часть здания крытой торговой площадки, общей площадью ***, находящегося на первом этаже здания по адрес*** Срок аренды 10 лет

Согласно адресному перечню мест накопления твердых коммунальных отходов объектов инфраструктуры на территории ***, утвержденному Постановлением Правительства Мурманской области от 7.10.2016 №492-ПП/10, контейнерная площадка, расположенная по адрес***, обслуживает только дом №*** по адрес*** и предусматривает два контейнера для твердых коммунальных отходов, объемом *** каждый. Контейнера для крупногабаритных отходов территориальной схемой по указанному адресу не предусмотрено.

Между АО «Тандер» и ООО «Управляющая компания «Центр по обращению с отходами» заключен договор №*** от ***, предметом которого является оказание заказчику услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию твердых коммунальных отходов (исключая крупногабаритные). Договором предусмотрено, что временное складирование отходов АО «Тандер» осуществляет в контейнерах.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления *** в отношении АО «Тандер» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.1 Закона Мурманской области от 6.06.2003 № 401-01-3MO «Об административных правонарушениях» и привлечения Общества *** к административной ответственности, установленной данной нормой.

Проверяя правомерность привлечения Общества к административной ответственности, прихожу к выводу, что административный орган правильно применил приведенные положения закона Мурманской области об административных правонарушениях и исходил из того, что АО «Тандер», являясь арендатором здания для розничной торговли в городе Мурманске, эксплуатируя контейнер под сбор твердых коммунальных отходов, несет ответственность за соблюдение соответствующих Правил сбора твердых коммунальных отходов, которыми запрещено осуществлять складирование твердых коммунальных отходов вне мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов, а также способами, не указанными в Договоре.

Между тем, АО «Тандер» указанные обязанности не выполнило, что было зафиксировано актом комиссии Первомайского административного округа *** от *** с фотоматериалами, составленным в рамках проведения контроля за соблюдением требований правил благоустройства в границах Первомайского административного округа муниципального образования ***.

Не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства довод защиты о недопустимости доказательства - акта от ***, данным документом закреплены результаты осмотра территории Первомайского округа муниципального образования ***, проверка в отношении юридического лица не проводилась. Акт содержит указание на место и время проведения осмотра, установленные обстоятельства, удостоверены подписями лиц, проводивших обследование. К акту представлены фотографии места совершения административного правонарушения, также должностными лицами указано место и время проведенной фотофиксации нарушения. При таких обстоятельствах не нахожу оснований для признания данного доказательства недопустимым как полученного с нарушением закона.

Не исключает наличие события административного правонарушения в действиях АО «Тандер» факт ведения хозяйственной деятельности в здании расположенном по адрес*** иными организациями, поскольку согласно адресному перечню мест накопления отходов ***, утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 7.10.2016 №492-ПП/10, а также приложениям №1, №2 к договору №2683ц/16 от 1.02.2016, для сбора твердых коммунальных отходов по адрес*** используется только один контейнер, в отношении которого обществом как потребителем заключен соответствующий договор.

Доводы стороны защиты о неправильной квалификации вменяемого правонарушения и отсутствию у административной комиссии Первомайского административного округа *** полномочий по рассмотрению данного дела и вынесению оспариваемого постановления, поскольку вменяется нарушение требований нормативного правового акта субъекта РФ в виде несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, основаны на неверном толковании норм права.

Согласно диспозиции ст. 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» противоправным является нарушение установленного Правительством Мурманской области порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) при отсутствии признаков других административных правонарушений, то есть напрямую предусматривает ответственность за нарушение требований нормативного правового акта субъекта РФ. Согласно п.п. 14.1 п. 1 ст. 19 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-3MO «Об административных правонарушениях» должностные лица органов местного самоуправления городских округов - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.1, 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3, 4, 6, 7, 9.1, 9.3, 9.4, 9.9, 11.1, 12.2, 12.5 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами органов местного самоуправления городских округов при предоставлении муниципальных услуг, работниками многофункциональных центров предоставления муниципальных услуг или работниками муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по предоставлению муниципальных услуг), 12.7, 13 и 14 настоящего Закона.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выводы административного органа о виновности АО «Тандер» в совершении инкриминируемого административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем при рассмотрении данной жалобы установлено, что административным органом не доказано нарушение АО «Тандер» пункта 2.3 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 25.08.2017 N 423-ПП.

Пункт 2.3 указанного Порядка предписывает потребителям в соответствии с договорами осуществлять складирование крупногабаритных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; - на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Вывоз крупногабаритных отходов с мест сбора и накопления, в том числе по заявкам потребителей, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации Региональный оператор.

Пункт 6.1. указанного порядка предусматривает, что контейнерные площадки и специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов оборудуются в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных в соответствии с Территориальной схемой.

Пункт 2.1. указанного порядка гласит, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритных отходов) в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор), в соответствии с Территориальной схемой.

Между тем Территориальной схемой не предусмотрена контейнерная площадка для сбора крупных габаритных отходов по адрес***

Согласно пункту 1.2. Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 25.08.2017 N 423-ПП, понятия, используемые в настоящем Порядке, употребляются в значениях, определенных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" раскрыто понятие крупногабаритных отходов, которыми являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Потребитель - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем представленный административным органом материал не содержит сведений о наличии у АО «Тандер» или его уполномоченного лица договора на оказание услуг по обращению с крупногабаритными отходами, не содержит выводов, что такой договор должен быть заключен. Имеющийся в материалах дела договор №*** исключает оказание услуг в отношении крупногабаритных отходов. Представленные фототаблицы не позволяют классифицировать размещенные возле контейнера отходы как крупногабаритные, применительно к понятию крупногабаритных отходов, приведенному в пункте 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156, поскольку зафиксированные комиссией отходы не являются мебелью, бытовой техникой, отходами от текущего ремонта жилых помещений, и визуально размер зафиксированных отходов позволяет осуществить их складирование в рядом расположенном контейнере.

С учетом установленной ст. 1.5 КоАП РФ презумпции невиновности, отсутствия достаточных и допустимых доказательств нарушения обществом п.2.3 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 25.08.2017 N423-ПП, полагаю необходимым исключить из объема вмененных обществу нарушений нарушение пункта 2.3 указанного Порядка.

Иные доводы жалобы по существу не свидетельствуют об отсутствии в действии общества состава инкриминируемого правонарушения, предусмотренного законом Мурманской области, иных неустранимых сомнений в виновности АО «Тандер» по делу не усматривается.

Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным органом в установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок.

Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции статьи 2.1 Закона Мурманской области от 6.06.2003 № 401-01-3MO «Об административных правонарушениях», в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения и наличия отягчающего ответственность обстоятельства, предусмотренного п.2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ, такого как повторное совершение однородного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения. (Решением *** районного суда *** от ***№*** постановление административной комиссии от ***№*** в отношении АО «Тандер» оставлено без изменения).

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу судьей не установлено и в жалобе не приведено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление административной комиссии Первомайского административного округа *** от ***№*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.1 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-3MO «Об административных правонарушениях» в отношении АО «Тандер» изменить,

исключить из объема вмененных АО «Тандер» нарушений нарушение пункта 2.3 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 25.08.2017 N423-ПП, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Первомайского районного

суда города Мурманска подпись М.С. Дурягина

Копия верна

Судья Первомайского районного

суда города Мурманска М.С. Дурягина