ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-258/2022 от 10.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

УИД 36MS0029-01-2021-003465-31

Дело №12-258/2022

РЕШЕНИЕ

10 марта 2022 г. г. Воронеж

Судья Ленинского районного суда г. Воронежа Леденева И.С., с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Казарцевой И.А., представителей контрольно-счетной палаты Воронежской области Головиной Е.А. (по доверенности от 05.04.2021 №8), Калгиной Т.Ю. (по доверенности от 26.11.2021 №15), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу главного бухгалтера автономного учреждения Воронежской области «Информационно-технологический центр Воронежской области» Казарцевой Инны Александровны на постановление мирового судьи судебного участка №4 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 30.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, в отношении Казарцевой Инны Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающего по адресу: <адрес>, главного бухгалтера автономного учреждения Воронежской области «Информационно-технологический центр Воронежской области»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 30.12.2021 года главный бухгалтер автономного учреждения Воронежской области «Информационно-технологический центр Воронежской области» Казарцева И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи от 30.12.2021, Казарцева И.А. подала на него жалобу, считает постановление незаконным и необоснованным, просит постановление мирового судьи отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, в жалобе приводит следующие доводы.

Причиной отражения дебиторской задолженности в меньшем объеме в отчетных документах и регистрах бухгалтерского учета автономного учреждения Воронежской области «Информационно-технологический центр Воронежской области» явилось несвоевременное представление главному бухгалтеру первичных учетных документов по услуге выдачи ключей электронно-цифровой подписи, оформляемых и предоставляемых в соответствии с нормами приложения 2 приказа АУ «ИТЦ ВО» от 30.12.2019 №42/1-36/26 «Об утверждении положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета и положение об учетной политике для целей налогообложения в АУ «ИТЦ ВО» начальником отдела информационной защиты, что подтверждено актом КСП от 05.07.2021 №3.12/1-2021

«Реестр выданных ключей», принятый во внимание мировым судьей, не регламентирован ни нормативно-правовыми актами, ни внутренними документами учреждения и первичным учетным документом не является, в силу чего не направляется главному бухгалтеру и в соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не отражается в бухгалтерских регистрах, вместе с тем, только оформленный первичный учетный документ может подтвердить факт хозяйственной жизни учреждения и только на основании первичного учетного документа, направленного главному бухгалтеру, данные вносятся в бухгалтерские регистры.

Должностная инструкция главного бухгалтера и структура учреждения не предусматривает прямого руководства отделами учреждения. Для выполнения своих должностных обязанностей, в частности пункта 3.16.2, ею была составлена в соответствии со ст.8 402-ФЗ учетная политика учреждения, которая была утверждена приказом АУ «ИТЦ ВО» от 30.12.2019 №42/1-36/26, где в приложении 2 прописаны правила, ответственные лица за составление первичного учетного документа, сроки представления главному бухгалтеру, тем самым ею был выполнен процесс взаимодействия с работниками учреждения. Пункт 3 ст. 9 402-ФЗ не предусматривает направления главным бухгалтером требования в письменной форме о предоставлении документов.

Запросы в структурные подразделения о наличии оформленных первичных учетных документов, необходимых для составления отчетности, делаются постоянно.

На момент составления бухгалтерской отчетности на 01.01.2020 и 01.01.2021 все представленные первичные учетные документы были отражены на соответствующих счетах бухгалтерского учета; годовая отчетность была составлена на основании данных главной книги и регистров бухгалтерского учета, расхождения между данными регистров и показателями отчетности отсутствуют, что свидетельствует об исполнении должностных обязанностей в полном объеме.

В учреждении по факту выявленных нарушений, указанных в представлении КСП от 15.07.2021 № 140-01-09-422, была создана комиссия для проведения внутренней проверки (приказ от 20.07.2021 № 42/1-36/5), по результатам проведения которой комиссией (Акт № 42/1-16/3 от 23.07.2021г.) было установлено, что договоры и акты на оказание услуг по выдаче ключей электронной подписи были составлены начальником отдела информационной защиты позже даты оказания услуги, сотрудником ОИЗ не был передан договор в бухгалтерию от 12.05.2020 № 42/1-68/170/1 на выдачу ключей для ФИО1

Полагает, что она подлежит освобождению от административной ответственности в силу п.5 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ, поскольку факт несвоевременного оформления и несвоевременной передачи ей первичных учетных документов установлен материалами дела.

В судебном заседании Казарцева И.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме по изложенным в ней доводам, просила постановление мирового судьи отменить, также ссылалась на неправильный расчет должностным лицом процента искажения информации об активах.

Представители контрольно-счетной палаты Воронежской области ФИО5, ФИО6 в судебном заседании полагали обжалуемое постановление мирового судьи законным и обоснованным, просили оставить жалобу Казарцевой И.А. без удовлетворения, представили письменные возражения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Административная ответственность по части 4 статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ, наступает за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Положениями статьи 5 Закона о бухгалтерском учете определено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В силу положений статей 9 и 10 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, а, в свою очередь, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно пункту 2 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н на основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Инструкция № 157н), бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года N 157н, начисление в учете доходов осуществляется в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации функций.

Согласно абз. 2 п. 9 Стандарта в бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения раскрывается информация о финансовом положении субъекта отчетности (находящихся в его распоряжении активах и принятых им обязательствах), финансовых результатах деятельности (доходах и расходах) и движении денежных средств за отчетный период, а также об использовании за отчетный период денежных средств, государственного (муниципального) имущества при достижении им поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению функций (полномочий), для осуществления которых субъект отчетности создан.

В соответствии с п. 3 Инструкции № 157н и п. 16 Стандарта при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам Федерального казначейства, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что: бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

В соответствии с пунктом 197 Инструкции № 157н счет 20500 «Расчеты по доходам» предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.

Согласно п. 2.8. Устава АУ «ИТЦ ВО», утвержденного приказом департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области от 12.08.2016 № 42-01-06/118, автономное учреждение вправе заниматься предпринимательской и иной не запрещенной действующим законодательством деятельностью, необходимой для достижения уставных целей и соответствующей этим целям, а именно: создание и выдача сертификатов ключей электронных подписей, в том числе осуществление деятельности по созданию и выдаче электронных подписей и ключей проверки электронных подписей по договорам с физическими или юридическими лицами.

Пункт 3.6. Устава предусматривает, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н), государственные (муниципальные) автономные учреждения составляют и представляют годовую, квартальную бухгалтерскую отчетность согласно Инструкции № 33н.

Пунктом 12 Инструкции от 25.03.2011 № 33н предусмотрено, что в состав бухгалтерской отчетности включаются следующие формы отчетов: Баланс государственного (муниципального) учреждения, справка по консолидируемым расчетам учреждения, справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года, отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности, отчет об обязательствах учреждения, отчет о финансовых результатах деятельности учреждения, отчет о движении денежных средств учреждения, пояснительная записка к Балансу учреждения.

Согласно п. 2 Инструкции № 33н Баланс ф. № 0503730 формируется учреждением по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что контрольно-счетной палатой Воронежской области на основании пункта 3.12 Плана работы КСП ВО на 2021 год в рамках контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2018-2020 годах и текущем периоде 2021 года департаменту цифрового развития Воронежской области на реализацию отдельных мероприятий государственных программ Воронежской области «Информационное общество» и «Защита населения и территории Воронежской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» была проведена встречная проверка в автономном учреждении Воронежской области «Информационно-технологический центр Воронежской области», в ходе которой установлено нарушение требований к бухгалтерскому учету, а именно, главный бухгалтер АУ «ИТЦ ВО» Казарцева И.А. в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей не организовала в 2019 и 2020 годах отражение в бухгалтерском учете учреждения дебиторской задолженности на сумму 4,4 тыс. рублей и 10,2 тыс. рублей соответственно, в результате чего допустила составление недостоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год по состоянию на 01.01.2020 (рассмотрена Наблюдательным советом АУ «ИТЦ ВО» 20.01.2020) и за 2020 год по состоянию на 01.01.2021 (рассмотрена Наблюдательным советом АУ «ИТЦ ВО» 26.01.2021).

Проверкой установлено, что согласно сведениям реестра выданных ключей электронно-цифровой подписи на 2019 год АУ «ИТЦ ВО» выданы ЭП в количестве 4 шт. на общую сумму 4,4 тыс. рублей: 2 ключа заместителям руководителя департамента труда и занятости Воронежской области и 1 ключ заместителю руководителя департамента - начальнику отдела сроком действия с 23.12.2019 по 23.12.2020; 1 ключ начальнику отдела управления ЗАГС Воронежской области сроком действия с 29.08.2019 по 29.08.2020. Стоимость одной услуги составляет 1,1 тыс. рублей для исполнительных органов государственной власти.

В нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, в бухгалтерском учете автономного учреждения за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 не отражена дебиторская задолженность в сумме 4.4 тыс. рублей: по счету 205.00 дебиторская задолженность за 2019 год в сумме 4,4 тыс. рублей (п. 197).

В 2020 году в бухгалтерском учете автономного учреждения не была отражена дебиторская задолженность за выданные, но не оплаченные 9 ключей (ЭП). Стоимость одной услуги составляет 1,1 тыс. рублей для исполнительных органов государственной власти и 1,4 тыс. рублей для иных лиц (ИП ФИО1).

Согласно сведениям реестра выданных ключей электронно-цифровой подписи на 2020 год АУ «ИТЦ ВО» выданы ЭП в количестве 9 шт. на общую сумму 10,2 тыс. рублей: 2 ключа выдано начальнику отдела и ведущему советнику департамента экономического развития Воронежской области сроком действия с 26.06.2020 по 26.06.2021; 6 должностным лицам (директору, двум заместителям директора, главному бухгалтеру, заместителю главного бухгалтера, руководителю филиала) автономного учреждения Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» сроком действия с 24.12.2020 по 24.12.2021; Ларцеву Сергею Александровичу сроком действия с 12.05.2020 по 12.05.2021.

В нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, в бухгалтерском учете автономного учреждения за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 не числились: по счету 205.00 дебиторская задолженность за 2020 год в сумме 10,2 тыс. рублей (п. 197).

За 2020 год в Балансе автономного учреждения (ф. 0503730) не отражена сумма дебиторской задолженности - 10,2 тыс. рублей в разделе II Финансовые активы по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам», не отражены в сведениях о дебиторской задолженности (ф. 0503769) и в Балансе учреждения на 01.01.2020 года и на 01.01.2021 (ф. 0503730).

Это привело к искажению данных Баланса государственного (муниципального) учреждения за 2019 и за 2020 год (ф. 0503730), форма и требования к содержанию которого установлены п. 18 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № ЗЗн.

Согласно 18 вышеуказанной инструкции в разделе «Финансовые активы» отражаются показатели финансовых активов в разрезе счетов бухгалтерского учета: строка 250 - сумма остатков по счетам 020500000 «Расчеты по доходам», 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» в части дебиторской задолженности по платежам в доход учреждения.

В Балансе автономного учреждения за 2019 год (форма 0503730), направленном в департамент цифрового развития Воронежской области, не отражена сумма дебиторской задолженности в разделе II Финансовые активы по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам», в сумме 4,4 тыс. рублей или 8,2 % от 53,7 тыс. рублей.

В Балансе автономного учреждения за 2020 год (форма 0503730), направленном в департамент цифрового развития Воронежской области, не отражена сумма дебиторской задолженности в разделе II Финансовые активы по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам», в сумме 10,2 тыс. рублей или 22,1 % от 46,2 тыс. рублей.

Данные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом контрольно-счетной палаты Воронежской области в отношении главного бухгалтера АУ «ИТЦ ВО» Казарцевой И.Н. протокола об административном правонарушении от 14.12.2021 года N 44, по результатам рассмотрения которого Казарцева И.Н. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 44 от 14.13.2021, копиями: трудового договора от 04.05.2016 № 92-2016, должностной инструкции главного бухгалтера автономного учреждения Воронежской области «Информационно-технологический центр Воронежской области» от 01.02.2017, баланса автономного учреждения на 01.01.2020 и на 01.01.2021, протоколов наблюдательного совета автономного учреждения об утверждении бухгалтерской отчетности за 2019 и за 2020 годы, выпиской из Акта контрольного мероприятия № 3.12/1-2021 от 05.07.2021, копиями распоряжений КСП ВО о проведении контрольного мероприятия от 24.03.2021 № 14, от 26.04.2021 № 19, реестров выданных ключей (ЭП) в 2019 и в 2020 годах, выписок из лицевого счета по департаменту труда и занятости Воронежской области, выписок из лицевого счета по управлению ЗАГС Воронежской области, договора с ИП ФИО1 42/1- 68/170/1 от 12.05.2020 и чека на оплату услуг по изготовлению ключа (ЭП), Акта № 000784 от 25.06.2021 ИП ФИО1 и выписки по лицевому счету, актов оказания услуг департаменту экономического развития Воронежской области от 24.06.2021 и от 05.06.2019, документов по АУ ВО «МФЦ» (договоры, оборотно-сальдовая ведомость по счету 205.31 за 2020 год, выписки из лицевого счета) и другими доказательствами по делу, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеуказанные обстоятельства надлежащим образом установлены мировым судьёй при вынесении обжалуемого постановления, приведенные доказательства в своей совокупности не противоречат друг другу и позволила судье первой инстанции сделать вывод о доказанности обстоятельств, подлежащих установлению по делу, подтверждающих факт грубого нарушения Казарцевой И.Н. требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению, представлению бухгалтерской отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не имеется, объективных сведений, опровергающих выводы мирового судьи, в материалы дела заявителем не представлено.

Действия Казарцевой И.Н. верно квалифицированы по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Вопреки доводам заявителя, должностным лицом, составившим протокол, для определения степени нарушения обоснованно произведен расчет отклонения от итогового показателя баланса учреждения по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам», а не по строке 340 «Финансовые активы».

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Казарцева И.Н. с 04.05.2016 г. по настоящее время является главным бухгалтером автономного учреждения Воронежской области «Информационно-технологический центр Воронежской области» на основании трудового договора от 04.05.2016 №92-2016.

Директором АУ «ИТЦ ВО» 01.02.2017 г. утверждена должностная инструкция главного бухгалтера, с которой Казарцева И.Н. ознакомлена под роспись.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.6, 3.7 и 3.13 должностной инструкции главного бухгалтера автономного учреждения Воронежской области «Информационно-технологический центр Воронежской области» - главный бухгалтер организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета учреждения, обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов, обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Согласно пункту 3.16.2 должностной инструкции главный бухгалтер взаимодействует с начальниками отделов учреждения по вопросам получения необходимых для бухгалтерского учета сведений и документов.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

Пункты 5.1, 5.2 должностной инструкции предусматривают, что главный бухгалтер несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, а также за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

Возложение на Казарцеву И.Н. вышеуказанных обязанностей согласуется с положениями части 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете.

Доводы жалобы о непредоставлении первичных учетных документов, что препятствовало исполнению ею должностных обязанностей, вследствие чего подлежат применению положения пункта 5 Примечаний к статьей 15.15.6 КоАП РФ, являются несостоятельными.

Согласно пункту 5 примечаний к статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотренная указанной статьей административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Однако именно в должностные обязанности главного бухгалтера входит ведение учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Мировым судьей обоснованно не были приняты во внимание доводы Казарцевой И.Н. о том, что процесс взаимодействия с работниками учреждения ею был выполнен, так как приказами АУ «ИТЦ ВО» была утверждена учетная политика учреждения, где в приложении указаны ответственные лица за составление первичного учетного документа, сроки представления главному бухгалтеру, с чем должностные лица были ознакомлены.

Как на то верно было указано мировым судьей, являясь должностным лицом, на которое возложена обязанность по составлению бухгалтерской отчетности, Казарцева И.Н. не была лишена возможности регулярно по собственной инициативе выяснять вопрос соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, наличии соответствующих первичных учетных документов и требовать их представления, в том числе в письменной форме, а в случае несвоевременного составления и передачи первичных учетных документов, препятствующих исполнению ею служебных обязанностей по составлению достоверной бухгалтерской отчетности, следовало соответствующим образом реагировать на подобные нарушения, информировать о том руководителя путем подачи докладных записок, однако таких сведений в ходе производства по делу не получено.

Признаков малозначительности совершенное Казарцевой И.Н. правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Порядок и срок давности привлечения Казарцевой И.А. к административной ответственности соблюдены.

При назначении административного наказания мировым судьей соблюдены требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа назначено с учетом всех обстоятельств дела и в размере, предусмотренного санкцией части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы Казарцевой И.А. судья не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №4 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 30.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера автономного учреждения Воронежской области «Информационно-технологический центр Воронежской области» Казарцевой Инны Александровны, оставить без изменения, жалобу Казарцевой Инны Александровны - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст.30.9, 30.13 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья И.С.Леденева