ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-259/16 от 05.07.2016 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

05 июля 2016 года

Судья Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону Крат Е.С., рассмотрев жалобу директора ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» Шляпникова А.В. на постановление У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> от ... г. о привлечении ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ

Постановлением У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> от ... г. на ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб., за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Считая вышеуказанное постановление незаконным, директор ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» Шляпников А.В. обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления.

В судебном заседании представитель ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» доводы жалобы поддержал, просил постановление от ... г. отменить, представил ходатайство о снижении размера штрафа в связи с тяжелым финансовым положением.

Представитель У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> в судебном заседании просил в жалобе отказать.

Исследовав материалы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившиеся стороны, судья не находит оснований к отмене постановления от ... г., поскольку оно вынесено в соответствии со всеми собранными по делу доказательствами и не противоречит требованиям административного законодательства в связи со следующим.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Кодекс) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его точно в соответствии с законом.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном пра­вонарушении, установлены ст. 26.1 Кодекса.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, ... г. и.о. заместителя руководителя У.Червинского Г.Ю. вынесено распоряжение о проведение плановой выездной проверки № Р/731 юридического лица ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» на земельном участке, расположенном по адресу: <...>.

... г. государственным инспектором <...> по использованию и охране земель Айдамировой В.Д. проведена плановая выездная проверка в отношении ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва», по результатом которой было установлено, что земельный участок, с кадастровым номером 61:44:0082021:69, расположенный по адресу: <...> находится в постоянном (бессрочном) пользовании у ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) ... г. сделана запись регистрации .

Вид разрешенного использования указанного земельного участка в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) - «для эксплуатации детско-юношеской спортивной школы-интерната».

На указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: гараж, площадью 171,7 кв.м, этажностью 1 и спортивная площадка, площадью 6866,60 кв.м, здание областного училища олимпийского резерва, площадью 23534,60 кв.м, литер А, используемые ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» на праве оперативного У., о чем в ЕГРП сделаны соответствующие записи.

В соответствии с фототаблицей от 17.03.2016г.в помещениях здания областного училища олимпийского резерва по адресу: <...> расположена парикмахерская, используемая ИП Мазур Н.И.

В соответствии с договором аренды объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности от 08.09.2006г. Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций <...> передало ИП Мазур Н.И. помещение 25, 3 кв.м. в здании по адресу: <...>, балансодержателем которого является ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» для целей использования под парикмахерскую, что является объектом предоставления услуг населению.

При этом, земельный участок с КН 61:44:0082021:69, согласно сведениям из Департамента архитектуры и градостроительства <...> находится в зоне размещения социальной сферы (ОС). Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082021:69, в ГКН «для эксплуатации детско-юношеской спортивной школы-интерната». Вспомогательные к основному виду разрешенного использования «для эксплуатации детско-юношеской спортивной школы-интерната» не предусматривают размещение парикмахерской.

Зона размещения социальной сферы (ОС) предусматривает возможность размещения парикмахерской, однако в соответствии с п.14 ч.2 ст.7 Ф. закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с Законом о кадастре путем внесения соответствующих изменений в сведения ГКН и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.

Таким образом, земельный участок используется ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» не в соответствии с разрешенным использованием, что является нарушением ст. 7, 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ). Имеется событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Согласно ст. 37 ГрК РФ для использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются основные виды разрешенного использования, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам и осуществляемые совместно с ними.

Специальные нормы земельного и градостроительного законодательства предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган при использовании его не по назначению, и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено.

На дату выявления вменяемого ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» в вину правонарушения не было произведено юридически значимого выбора и изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка в порядке, установленном Законом о кадастре, в сведения государственного кадастра объектов недвижимости, предусмотренные п. 14 части 2 ст. 7 Закона о кадастре, не внесены изменения об основном виде разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» фактически использовал земельный участок.

Согласно ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление по целевому назначению на категории, согласи которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности определенной категории и разрешенного использования в соответствия зонированием территории и требованиями законодательства.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе и на земли населенных пунктов.

Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Ф. законами и требованиями специальных Ф. законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Ф. органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, а также обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц разрабатываются правила землепользования и застройки.

В силу ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Во исполнение указанных требований законодательства решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ... г. приняты «Правила землепользования и застройки <...>» (далее - ПЗЗ).

Согласно ст. 37 ГрК РФ для использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются основные виды разрешенного использования, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам и осуществляемые совместно с ними.

При этом, земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082021:69, согласно сведениям из Департамента архитектуры и градостроительства <...> находится в зоне размещения социальной сферы (ОС). Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082021:69 в государственном кадастре недвижимости - «для эксплуатации детско-юношеской спортивной школы-интерната». Вспомогательные к основному виду разрешенного использования «для эксплуатации детско-юношеской спортивной школы-интерната» не предусматривают размещение парикмахерской.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу установленного Земельным кодексом Российской Федерации единого правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений, не имеет правового значения то обстоятельство, что под торговое помещение и объект общественного питания используются помещения здания, находящегося на спорном земельном участке, а не непосредственно земельный участок.

Более того, так как от вида разрешенного использования земельного участка исчисляется земельный налог, на основании статьи 1102 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Вина ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, полностью подтверждается исследованными доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: постановлением о назначении административного наказания от 06.04.2016 года, протоколом об административном правонарушении от 31.03.2016 года.

Названные выше доказательства являются достаточными для установления вины ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» в совершении административного правонарушения.

Каких-либо процессуальных нарушений со стороны сотрудников Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области при оформлении административного материала, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу постановлений, не допущено.

Административное наказание ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения.

Постановление вынесено компетентным лицом в соответствии требованиям ст. 23.3 Кодекса РФ об АП.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Доводы заявителя, не могут быть признаны судом состоятельными и повлечь отмену постановления, так как данные обстоятельства не подтверждаются материалами дела.

Между тем, согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч.ч.1,3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности, частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания:

"При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".

При таких обстоятельствах, с учетом того, что областное училище (колледж) олимпийского резерва является государственным бюджетным учреждением, финансирование выделяется исключительно на выполнение государственного задания по обучению, а также по подготовке спортсменов к соревнованиям, суд считает возможным снизить размер штрафа, подлежащего взысканию с 700000 руб. до 350000 руб.

В силу п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Снижение судом размера административного штрафа не ухудшает положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу директора ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» Шляпникова А.В. на постановление У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> от ... г. о привлечении ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - удовлетворить частично.

Постановление У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> от ... г. о назначении административного наказания в отношении ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» в части размера наказания изменить.

Назначить ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня получения решения.

Судья: