ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2663/20 от 26.06.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Пупынина С.М. Дело <№..>

РЕШЕНИЕ

26 июня 2020 г. <Адрес...>

Судья Краснодарского краевого суда < Ф.И.О. >4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора КМАП Южного МУГАДН Ространснадзора < Ф.И.О. >2 на решение судьи Ленинского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата>,

установил:

Постановлением государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта < Ф.И.О. >2<№..> от <Дата>, ПАО «Новороссийский морской торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа, в доход государства в размере <...>

Обжалуемым решением судьи Ленинского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата> указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, государственный инспектор КМАП Южного МУГАДН Ространснадзора < Ф.И.О. >2 просит решение судьи районного суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, и принять новое решение, которым признать ПАО «Новороссийский морской торговый порт» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.

Как следует из материалов дела, по сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ПАО «Новороссийский морской торговый порт» является деятельность морского грузового транспорта (код ОКВЭД 61.10.2). Указанную деятельность оператор морского терминала осуществляет в соответствии с требованиями ФЗ «О морских портах» №261-ФЗ от <Дата> и «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах», утв. Приказом Минтранса РФ от <Дата><№..>, в рамках договоров возмездного оказания услуг, заключаемых с морскими перевозчиками (их агентам).

В соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» статья 12.21.1 КоАП РФ дополнена частью 10, предусматривающей административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществивших погрузку груза в транспортное средство с превышением допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, т.е. дополнен субъектный состав.

Объективную сторону данного правонарушения составляет погрузка в автотранспортное средство, в результате чего произошло превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении.

ПАО «Новороссийский морской торговый порт», осуществляя перевалку грузов, в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от <Дата> №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п.8 ст. 4 Федерального закона от <Дата><№..>- ФЗ (ред. от <Дата>) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от <Дата> № 261-ФЗ (ред. от <Дата>) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.

Из материалов дела также следует, что ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, <Дата> в 13 часов 21 минуту на пункте весового контроля: СПВК-1, 1084-й км. а/д М-4 «ДОН», при проведении весового контроля, установлен факт осуществления перевозки делимого груза (мыло) грузовым автомобилем марки ДАФ государственный регистрационный знак В024ТХ 93 с полуприцепом марки ВИЛТОН государственный регистрационный знак <№..> управлением водителя < Ф.И.О. >3, на основании путевого листа <№..> от <Дата>, транспортной накладной <№..> от <Дата> с превышением допустимой массы на вторую одиночную седельного тягача.

При осуществлении контрольного взвешивания, акт от <Дата><№..>, установлено, что фактическая нагрузка на вторую одиночную ось транспортного средства марки ДАФ государственный регистрационный знак В024ТХ 93 составила10,97 т., при допустимой (с учетом погрешности измерения весов) 10,0 т. Таким образом, превышение допустимой нагрузки на ось составило 0,97т. или 9,7 %.

Таким образом, делимый груз размещен ПАО «НМТП» по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, на транспортном средстве таким образом, что нагрузка на вторую одиночную ось седельного тягача марки ДАФ государственный регистрационный знак В024ТХ 93, превысила допустимые нагрузки на ось транспортного средства, установленных в Приложении 2 Постановления Правительства РФ от <Дата><№..> «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Данное нарушение подтверждается актом о превышении транспортным средством установленных ограничений предельно допустимых масс и предельно допустимых осевых нагрузок <№..> от <Дата>, транспортной накладной <№..> от <Дата>, путевого листа <№..> от <Дата>.

Перевалка груза на автомобиль марки ДАФ государственный регистрационный знак В024ТХ 93 сцепленного с полуприцепом марки ВИЛТОН государственный регистрационный знак ЕМ9764 23, выполнена ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по договору от <Дата><№..>Г, заключенному между ПАО «Новороссийский морской торговый порт» и АО «ЗИМ Раша». Настоящий договор определяет и регулирует взаимоотношения сторон при оказании ПАО «Новороссийский морской торговый порт» заказчику (АО «ЗИМ Раша») услуг перевалки и внутрипортового экспедирования (документальному оформлению, учету, информационному обслуживанию и т.п.) при организации международной перевозки по прямому варианту импортных продовольственных грузов на паллетах из судов в автомобильный транспорт.

Согласно разнарядке <№..> от <Дата> грузополучателем является «Эпьян Раша», а автомобильную перевозку по транспортной накладной осуществляло «РУСКОН».

В соответствии с п.2 ст.20, п.1 ст.22 ФЗ «О морских портах» и п.59, 60 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах», грузополучатель обязан принять и вывезти груз. При этом транспортное средство должно быть пригодным для перевозки вывозимого груза (ст.791 ГК РФ, п.22, 23, 29 «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом»). Согласно Приложению <№..> к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, параметры данного транспортного средства должны соотноситься с параметрами груза таким образом, чтобы нагрузки, приходящиеся на оси транспортного средства, не превышали значений, установленных законодательством РФ.

Выдача груза в контейнере № ZCSU2567797 автомобильному перевозчику «РУСКОН» осуществлена оператором морского терминала на основании предоставленных указанным перевозчиком товарораспорядительных документов: разнарядке от <Дата> и транспортной накладной от <Дата>.

Исчерпывающий перечень оснований, наделяющих оператора морского терминала правом отказать в перевалке груза, определен в п. 51 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах».

Указанные Правила регулируют технологические процессы перевалки грузов, определяют правила приема и сдачи/выдачи грузов и являются обязательными для участников правоотношений, возникающих при оказании услуг в морском порту (п.2 ст.1).

Превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства ни ФЗ «О морских портах», ни «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах» к таким основаниям не отнесено.

Кроме того, поскольку выдача груза посредством его погрузки на транспортное средство является обязательством оператора морского терминала перед заказчиком (ЗАО «ЗИМ Раша») по договору перевалки, имеющиеся у ПАО «Новороссийский морской торговый порт» права в отношении груза ограничены правами, которыми его наделил заказчик (ЗАО «ЗИМ Раша») по данному договору и правами, которые у него имеются в соответствии с ФЗ «О морских портах», регулирующим его деятельность.

Таким образом, в соответствии с нормами законодательства, устанавливающего порядок осуществления деятельности в морских портах и, в том числе, оказания в них услуг, Оператор морского терминала не вправе отказать заказчику (ЗАО «ЗИМ Раша») в погрузке груза на транспортное средство в случае превышения допустимых нагрузок на ось транспортного средства.

Из смысла ст. 11 Федеральный закон от <Дата> № 259-ФЗ (ред. от <Дата>) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» следует, что груз может быть погружен в транспортное средство или в контейнер; погрузка груза в транспортное средство или контейнер осуществляется грузоотправителем (физическим или юридическим лицом, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной) либо перевозчиком, если это предусмотрено договором перевозки груза; если грузоотправитель (либо перевозчик) осуществляет погрузку груза в транспортное средство, он не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства; груз может быть погружен без превышения допустимой массы и (или) допустимой нагрузки на оси транспортного средства и эта возможность зависит от лица, осуществляющего погрузку груза (грузоотправителя либо перевозчика), что возможно только при погрузке на автотранспортное средство делимого груза; перечень и порядок осуществления работ по погрузке грузов в транспортное средство, контейнер устанавливаются «Правилами перевозок грузов» (п. 10 ст. 11).

В соответствии с Приложением <№..> постановления Правительства РФ от <Дата><№..> (ред. от - <Дата>, с изм. от <Дата>) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» погрузка включает в себя выполнение следующего перечня работ:

1. Подготовка груза, контейнера к перевозке: упаковка и затаривание груза в соответствии со стандартами, техническими условиями на груз, тару, упаковку и контейнер; маркировка и группировка грузовых мест по грузополучателям; размещение груза, контейнера на месте загрузки.

2. Подготовка транспортного средства к загрузке: размещение транспортного средства на месте загрузки; открытие дверей, люков, бортов, снятие тентов, подготовка и установка на транспортном средстве приспособлений, необходимых для загрузки, разгрузки и перевозки груза, и приведение их в рабочее состояние.

3. Загрузка груза в транспортное средство: подача груза, контейнера в транспортное средство; размещение, укладка груза в транспортном средстве.

4. Крепление груза в транспортном средстве: приведение в рабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений, закрытие дверей, люков, бортов транспортного средства, установка тентов; подготовка загруженного транспортного средства к движению.

Поскольку опломбированный контейнер с грузом является неделимой

грузовой единицей, параметры которой не могут быть изменены в процессе его погрузки на автотранспортное средство, и поскольку предметом договора автомобильной перевозки является перевозка именно этого контейнера с его индивидуальными характеристиками, обеспечить необходимое соотношение груза и автотранспортного средства может только перевозчик.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ПАО «Новороссийский морской торговый порт», осуществляя выдачу автомобильному перевозчику «РУСКОН» контейнера № ZCSU2567797, согласно п.п. 38, 79 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту опломбированного и в соответствии с отметкой таможни в транспортной накладной, находившегося в режиме таможенного транзита, не мог оказать влияния на значение нагрузок на оси транспортного средства, поскольку оператор морского терминала ПАО «Новороссийский морской торговый порт» не является стороной по договору автомобильной перевозки груза, он не вправе распоряжаться транспортным средством, предоставленным для вывоза принадлежащего грузополучателю груза, определять пригодность указанного транспортного средства для перевозки груза или отказываться от его использования.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от <Дата> № 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018г) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» указанными правами наделены только перевозчик и заказчик по договору перевозки.

Следовательно, правоотношения сторон, возникающие при оказании услуг по перевалке груза в морском порту, не являются предметом регулирования Федерального закона от <Дата> № 259-ФЗ (ред. от <Дата>) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Приложения <№..> постановления Правительства РФ от <Дата><№..> «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Само по себе перемещение груза (контейнера) на автотранспортное средство не делает оператора терминала субъектом прав сторон по договору автомобильной перевозки, которые регламентируются положениями указанных законов.

Как правильно указал суд первой инстанции, изложенное, исключает наличие в действиях ПАО «Новороссийский морской торговый порт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при на основании которых было вынесено недоказанное и постановление.

Учитывая, что в действиях ПАО «Новороссийский морской торговый порт» отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, судья первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отмене постановления должностного лица, прекратив производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Доводы жалобы не могут быть приняты судьей в качестве основания к отмене решения судьи нижестоящей инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судьей доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судьи нижестоящей инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

Таким образом, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции

решил:

решение судьи Ленинского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата> оставить без изменения, жалобу государственного инспектора КМАП Южного МУГАДН Ространснадзора < Ф.И.О. >2 – без удовлетворения.

Судья Краснодарского

краевого суда < Ф.И.О. >4