Дело №12-26/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
"23" июня 2020 года г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Ф.Г. Юрьева
при секретаре И.О. Шадриной,
рассмотрев жалобу ОАО «РЖД» на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 № от 14 мая 2020 года, которым
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (в лице эксплуатационного локомотивного депо «Карталы» – структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги – структурного подразделения Центральной дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД»), юридический адрес ОАО «РЖД»: <адрес>; адрес места нахождения ЮУ дирекции тяги: <адрес>; адрес места нахождения предприятия подчинения – эксплуатационного локомотивного депо «Карталы»: <адрес>, начальник ФИО2;
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей,
установил:
постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 №№ от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (в лице эксплуатационного локомотивного депо Карталы - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги - структурного подразделения Центральной дирекции тяги- филиала ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
В жалобе, поступившей в Карталинский городской суд, законный представитель юридического лица ФИО3, действующая на основании доверенности, выданной ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ., просит признать постановление незаконным и отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения; либо на основании ст.2.9 КоАП РФ освободить ОАО «РЖД» от административной ответственности за совершенное правонарушение ввиду его малозначительности и ограничиться устным замечанием, либо применить административное наказание в виде предупреждения.
В обоснование жалобы указывает, что постановление вынесено с грубым нарушением норм материального и процессуального права, должностным лицом не выяснены полностью обстоятельства, имеющие значение для дела; имеет место недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, отсутствие вины Общества и состава административного правонарушения. Нарушения норм материального и процессуального права выразились в нарушении правил территориальной подведомственности, а именно правонарушение, в котором признано виновным юридическое лицо, выражается в форме бездействия. Эксплуатационное локомотивное депо «Карталы» относится к структурному подразделению Южно-Уральской дирекции тяги, которое является структурным подразделением Центральной дирекции тяги, являющегося филиалом ОАО «РЖД». Так как эксплуатационное локомотивное депо «Карталы» ни юридическим лицом, ни филиалом не является, а филиалом ОАО «РЖД» является Центральная Дирекция Тяги, то рассматривать дело об административном правонарушении должно было должностное лицо государственной инспекцией труда г. Москвы.
Кроме того, вывод должностного лица о несоблюдении работодателем условий пункта 6.3 Стандарта СТО РЖД ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ. №, о включении в условия трудового договора оговорки о необходимости получения письменного согласия работника для получения возможности проведения техучебы в свободное от работы время, не является существенным условием трудового договора, наличие которого предусмотрено ст.57 ТК РФ, а относится к дополнительным. Указанный Стандарт СТО РЖД 08.020-2014 г. утратил силу, взамен него действует стандарт СТО РЖД 08.020-2019, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, который действует с ДД.ММ.ГГГГ, где норма о необходимости включения в трудовой договор согласия работника на прохождение техучебы в свободное от работы время отсутствует (п.7.3). Также должностное лицо пришло к неверному выводу о неоплате работникам время прохождения учебы, так как работникам время учебы вошло в рабочее время и это рабочее время оплачено полностью. Пунктом 8 ч.2 ст.57 ТК РФ не предусмотрена обязанность работодателя включения в трудовые договоры класса и подкласса условий труда. Работодателем не были нарушены требования ст.110 ТК РФ и приказ Минтранса РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении работников ФИО4 и ФИО5
В судебное заседание законный представитель ОАО «РЖД» ФИО3 не явилась, просила рассмотреть жалобу без ее участия.
Карталинский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени судебного заседания.
В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области участия не принимал, был надлежащим образом извещен о времени судебного заседания.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд оснований для отмены постановления должностного лица не находит.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, и влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор, в том числе, являются следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В силу ст.91 ТК РФ - работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно ст.132 ТК РФ - заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Статьей 110 ТК РФ устанавливается, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорским СО на транспорте Уральского СУ на транспорте СК РФ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении начальника ЭЛД «Карталы» ФИО2 в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
По результатам прокурорской проверки указанного постановления, в период с 16 марта по ДД.ММ.ГГГГ, на основании Решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного и.о. Карталинского транспортного прокурора Колосовым А.В., в связи с имеющейся информацией о нарушениях трудовых прав работников в ЭЛД «Карталы» - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги - структурного подразделения Центральной дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», проведена совместная с Гострудинспекцией Челябинской области внеплановая выездная проверка в отношении эксплуатационного локомотивного депо «Карталы» структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги – структурного подразделения Центральной дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» с целью осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
С решением о проведении проверки начальник эксплуатационного локомотивного депо «Карталы» ФИО2 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки Карталинской транспортной прокуратурой, с участием: государственного инспектора труда по <адрес> ФИО6 при проверке трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним работников: ФИО5 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г. №, дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ г., 0т ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО7 (трудовой договор от 30.08. 2013 г. №, дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ г.); ФИО8 (трудовой договор от 20.08. 2008 г. №, дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ.); ФИО9 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г. №, дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ г.); ФИО4 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г. №, дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г.); ФИО10 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ г.); ФИО11 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г., дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ г.); ФИО12 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№, дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ.); ФИО13 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г. и дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ г.); ФИО14 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г. № и дополнительные соглашения к нему ДД.ММ.ГГГГ г.); ФИО15 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г. №, дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ г.); ФИО16 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г. №, дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ г. №); ФИО17 (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г. № дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ г.), установлены следующие нарушения в деятельности ЭЛД «Карталы»:
- не выполняются требования ст.22, 57, 91, 110, 132 ТК РФ, требования п.6.3, 6.6, 6.1, 6.2, 3.12, 3.15 Стандарта ОАО «РЖД» «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении стандарта ОАО «РЖД» «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения», согласно которых: техническая учеба по утвержденному Плану проводится в рабочее время с сохранением обучаемым работникам установленного размера заработной платы, за исключением проведения технической учебы в форме самоподготовки. Когда проведение технической учебы в рабочее время невозможно, она проводится в свободное от работы время, с письменного согласия работника, оговоренного в трудовом договоре. Условия оплаты определяются действующим Коллективным договором. При организации технической учебы с использованием самоподготовки в системе дистанционного обучения оплата работникам производится только за время, фактически потраченное на очное посещение проверки знаний и практических занятий; условие о том, что когда проведение технической учебы в рабочее время не возможно, она проводится в свободное от работы время, с письменного согласия работника, оговоренного в трудовом договоре, в запрошенных и представленных к проверке трудовых договорах и дополнительных соглашениях к ним не включено; периодичность и продолжительность технических занятий для категорий работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов или повышенной опасностью труда, должны проходить не менее одного занятия продолжительностью 2 часа в месяц; для категорий работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов или повышенным уровнем опасности труда, при использовании самоподготовки в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД» допускается проводить практические занятия и очные контрольные мероприятия не реже одного раза в квартал; техническая учеба должна включать теоретические и практические занятия. При этом на проведение практических занятий должно отводиться не менее 30% от общего времени занятий в год; проведение практических занятий по технической учебе допускается только в очной форме; документов, подтверждающих, что вышеназванные работники: ФИО10, ФИО17, ФИО18, ФИО11, ФИО9, ФИО13, ФИО5, ФИО7, ФИО15, ФИО14, ФИО12, ФИО19, ФИО4 не прошли плановую проверку знаний и для них была назначена внеплановая проверка работодателем не представлено; при изучении расчетных листков вышеперечисленных работников и табелей учета рабочего времени за период с января 2019 г. по февраль 2020 г. прохождение технической учебы и оплата за нее не отражены; время, затраченное на техническую учебу работникам ФИО10, ФИО17, ФИО18, ФИО11, ФИО9, ФИО13, ФИО5, ФИО7, ФИО15, ФИО14, ФИО12, ФИО19, ФИО4 не оплачено; ) в трудовых договорах вышеуказанных работников, в нарушение требований ст. 57 ТК РФ, не указаны условия труда на рабочем месте;
- при выборочной проверке представленных табелей учета рабочего времени установлено, что машинист тепловоза (маневровое движение) ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ г. с ДД.ММ.ГГГГ работал без предоставления выходных дней; в мае 2019 г. в период с 24 по 30 мая работал без предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов, в июле 2019 г. в период с 5 по 15 июля работал без предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов, в ДД.ММ.ГГГГ г. в период с ДД.ММ.ГГГГ работал без предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов, в декабре 2019 г. в период с 6 по 29 декабря работал без предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов, в январе 2020 г. в период с 16 по 31 работал без предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов, в феврале 2020 г. в период с 1 по 10 февраля и с 19 по 29 февраля работал без предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов; машинист тепловоза (маневровое движение) ФИО5 в марте 2019 г. в период с 8 марта по 24 марта работал без предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов, в мае 2019 г. в период с 7 по 15 мая работал без предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов. Документы, подтверждающие, что в соответствии с нормами п. 39 Приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. № работник согласен на предоставление сдвоенного выходного, работодателем не представлены.
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, с которым представитель юридического лица ФИО2 (начальник ЭЛД «Карталы) ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований не доверять сведениям должностного лица Государственной инспекции труда в Челябинской области, а также Карталинскому транспортному прокурору о том, что на момент проведения проверки вышеуказанные нарушения имели место, не имеется.
В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства Российской Федерации, в отношении юридического лица ОАО «Российские железные дороги» в лице эксплуатационного локомотивного депо Карталы- структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги- структурного подразделения Центральной дирекции тяги- филиала ОАО «РЖД» и.о. Карталинского транспортного прокурора Черняевой Н.А. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с которым ФИО2 был ознакомлен в этот же день.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении с участием представителя юридического лица ФИО2 государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление №, которым юридическое лицо ОАО «Российские железные дороги» в лице эксплуатационного локомотивного депо Карталы- структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги- структурного подразделения Центральной дирекции тяги- филиала ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей. Копия постановления получена представителем ОАО «РЖД» по доверенности ФИО2 в этот же день.
Вина юридического лица подтверждается сведениями, указанными в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; Справкой гострудинспектора в Челябинской области ФИО6 о выявленных нарушениях трудового законодательства; трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним вышеуказанных работников и иными материалами дела, оцененным должностным лицом в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностное лицо установило все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что юридическим лицом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований Трудового кодекса Российской Федерации, нарушение которых влечет административную ответственность по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с чем юридическое лицо обоснованно было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сведения, изложенные в жалобе, не влекут отмену постановления должностного лица, так как они не опровергают правильные выводы о том, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом нарушена подведомственность рассмотрения дела об административном правонарушении, так как филиал юридического лица ОАО «РЖД» - Центральная дирекция тяги находится в г. Москве, основаны на неверном толковании норм права. Как установлено, обязанность по начислению оплаты труда, заключению трудовых договоров фактически возложена на руководителей эксплуатационного локомотивного депо «Карталы», которое расположено по адресу: <адрес>, и которое является структурным подразделением Южно-Уральской дирекции тяги, расположенной в г. Челябинске, то есть фактическое место, совершенного правонарушения, располагается на территории г. Карталы, Челябинской области.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения должностным лицом, правильно им не приняты во внимание, и направлены на переоценку исследованных ранее доказательств.
Срок давности и порядок привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.
Учитывая общественную опасность правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется. Также не имеется оснований для изменения назначенной меры наказания – на предупреждение.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления, допущено не было.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ОАО «Российские железные дороги» в лице эксплуатационного локомотивного депо Карталы- структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги- структурного подразделения Центральной дирекции тяги- филиала ОАО «РЖД» оставить без изменения, а жалобу юридического лица - ОАО «РЖД» - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии решения в Челябинский областной суд через Карталинский суд.
Судья Ф.Г. Юрьев