ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-270/2021 от 12.08.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 12-270/2021

Судья Шопина Е.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью Фирма «СТОМ» Свижевского П.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма «СТОМ» (далее - ООО Фирма «СТОМ», Общество),

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2021 года (резолютивная часть объявлена 21 мая 2021 года) ООО Фирма «СТОМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600000 рублей

Не согласившись с постановлением судьи, защитник ООО Фирма «СТОМ» Свижевский П.В. подал жалобу в порядке статьи 30.2 КоАП РФ.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав представителей административного органа Афанасьева Ю.Г. и Петрова С.Н. об оставлении постановления судьи без изменения, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.

В силу части 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ) определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе путем установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1 «О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики» с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики запрещено осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов.

Таким образом, возможность принятия решения о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ органом государственной власти Чувашской Республики реализовано, установленный с 1 июля 2007 года запрет в настоящее время не отменен.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ).

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ).

Установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности является одним из принципов осуществления лицензирования, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, к полномочиям которого также отнесено принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования (статьи 4, 5, 8 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1130 (приведено в редакции с изменениями, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее - Положение о лицензировании).

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298 в Положение о лицензировании внесены изменения, которые вступили в силу 2 апреля 2019 года.

Согласно данным изменениям лицензируемый вид деятельности осуществляется организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон в субъектах Российской Федерации, на территориях которых деятельность по организации и проведению азартных игр не запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и предусматривает оказание следующих видов услуг:

а) заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше;

б) организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между 2 или несколькими участниками азартной игры (пункт 2 Положения о лицензировании).

Пункт 4 Положения о лицензировании дополнен подпунктом «п», в силу которого соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) решений о запрете (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона, со 2 апреля 2019 года является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

С этой же даты - 2 апреля 2019 года, невыполнение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности требований, предусмотренных подпунктом «п» пункта 4 Положения о лицензировании, отнесено к числу грубых нарушений (пункт 7 Положения о лицензировании).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298 установлено, что ранее выданные лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в случае указания в них адресов мест осуществления деятельности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в которых деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в целях приведения в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, подлежат переоформлению в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.

Как следует из материалов дела, 15 июля 2010 года Федеральной налоговой службой обществу с ограниченной ответственностью Фирма «Стом» предоставлена лицензия № 15 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на следующие виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности:

заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше;

организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между 2 или несколькими участниками азартной игры.

В приложении к лицензии от 15 июля 2010 года (с учетом приказа о переоформлении лицензии от 28 декабря 2018 года одним из адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности указано <адрес> по плану : <адрес> (пункт 305, том 1, л.д. 34-36).

5 апреля 2021 года старшим государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля инспекции ФНС России по г. Чебоксары Петровым С.Н. по итогам проведенного административного расследования в отношении ООО Фирма «Стом» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ, по тем основаниям, что в период с 9 мая 2019 года по 28 мая 2019 года Общество в пункте приема ставок букмекерской конторы, расположенном по адресу: <адрес> осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр, что в соответствии с подпунктом «п» пункта 4, пунктом 7 Положения о лицензировании по признаку осуществления данного вида деятельности при наличии установленного Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1 в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» запрета на осуществление с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов является грубым нарушением лицензионных требований (том 1, л.д.15-18).

Осуществление ООО Фирма «Стом» деятельности по организации и проведению азартных игр в пункте приема ставок букмекерской конторы с грубыми нарушениями лицензионных требований в период с 22 мая 2019 года по 28 мая 2019 года, при обстоятельствах, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 5 апреля 2021 года, послужили основанием для вынесения судьей Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики постановления от 26 апреля 2021 года о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 600000 рублей,

По обстоятельствам осуществления ООО Фирма «Стом» вышеуказанной деятельности в период с 9 мая 2019 года по 21 мая 2019 года, включенный в протокол об административном правонарушении период, судья районного суда пришел к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем вынесено отдельное постановление от 21 мая 2021 года о прекращении производства в указанной части.

Факт совершения ООО Фирма «СТОМ» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены доказательствами получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены место и время совершения административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вывод о наличии в действиях Общества, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых актах.

Вопреки доводам жалобы, существенных процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении от 5 апреля 2021 года должностным лицом не допущено.

Устранение должностным лицом очевидной опечатки при указании в названом протоколе даты возбуждения дела об административном правонарушении (изменение даты «03.03.2019» на «03.03.2021», абзац 3 страницы 3 протокола, л.д. 17 том 1) не изменяет существо вменяемого административного правонарушения и право на защиту не нарушило.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Вместе с тем доказательств, подтверждающих, что ООО Фирма «СТОМ» приняты все зависящие от него меры по соблюдению в период с 22 мая 2019 года по 28 мая 2019 года требований Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ, Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ, Закона Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1, подпункта «п» пункта 4, пункта 7 Положения о лицензировании в редакции, действующей со 2 апреля 2019 года, представлено не было, ссылок на такие доказательства доводы жалобы также не содержат, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась.

Довод жалобы о необходимости применения положений статьи 1.7 КоАП РФ и прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи признанием утратившим силу с 1 января 2021 года Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1130 об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вышестоящим судом не принимаются.

Так, Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 № 1625 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах (далее - Положение о лицензировании № 1625), которое вступило в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.

Подпунктом «н» пункта 4 Положения о лицензировании № 1625 соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) решений о запрете (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона, является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 7 Положения о лицензировании № 1625 невыполнение означенного требования, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», допущенное при осуществлении лицензируемого вида деятельности, отнесено к грубым нарушением лицензионных требований.

Обществом нарушен запрет осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов, принятый Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1 «О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики» с 1 июля 2007 года в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, что влечет последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в виде возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, нанесении ущерба правам, законным интересам граждан.

Таким образом, допущенное Обществом нарушение лицензионных требований следует отнести к числу грубых как на момент возникновения обстоятельств по настоящему делу, так и в настоящее время в соответствии с Положением о лицензировании .

Следовательно, в данном конкретном случае Положение о лицензировании не содержит норм, смягчающих или отменяющих административную ответственность за совершенное административное правонарушение, и положение Общества, совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ, не улучшают. Правовые основания для применения статьи 1.7 КоАП РФ и прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствуют.

Являются несостоятельными доводы жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса.

Постановлением судьи Ленинского районного суде г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 декабря 2019 года, вынесенным по иному делу, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ, за административное правонарушение, совершенное по аналогичному адресу в период с 2 апреля 2019 года по 8 мая 2019 года, которое было обнаружено уполномоченным должностным лицом инспекции ФНС России по г. Чебоксары 8 мая 2019 года.

Вместе с тем по настоящему делу ООО Фирма «СТОМ» привлечено за аналогичное правонарушение, допущенное по этому же адресу, но в иной период.

Следовательно, оснований для вывода о том, что постановления от 20 декабря 2019 года и от 24 мая 2021 года вынесены судьями Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики по одному и тому же факту совершения Обществом противоправных действий, отсутствуют.

Равным образом постановление от 21 мая 2021 года, вынесенное судьей районного суда по настоящему делу по обстоятельствам осуществления Обществом деятельности за иной период - с 9 мая 2019 года по 21 мая 2019 года, не влечет отмену постановления судьи от 24 мая 2021 года на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Наказание ООО Фирма «СТОМ» назначено в пределах санкции, с соблюдением требований статей 3.1, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Нарушений судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2021 года, вынесенное в отношении ООО Фирма «СТОМ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Свижевского П.В. – без удовлетворения.

Судья А.В.Голубев

Решение30.08.2021