№ 12-553/2016 | |
РЕШЕНИЕ | |
06 июня 2016 года | город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Попов Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 от 27.01.2016 № 7-1965-15-ОБ/03-04/24/15 о назначении административного наказания,
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 от 27.01.2016 № 7-1965-15-ОБ/03-04/24/15 о назначении административного наказания федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее также ФГБУ «ФКП Росреестра», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности ФИО1 подала жалобу о его отмене и прекращении производства по делу. В жалобе, не оспаривая существа правонарушения, указала на отсутствие вины Учреждения. Кроме того, просила признать правонарушение малозначительным.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объёме.
Выслушав защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФГБУ «ФКП Росреестра» в связи с поступлением обращения работника была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой в числе прочего были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права:
- рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ФИО3 не выданы средствами индивидуальной защиты (перчатки резиновые или из полимерных материалов (12 пар), щиток защитный лицевой или очки защитные).
По итогам проверки уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе в отношении Учреждения был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и вынесено обжалуемое постановление.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи образует ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, поэтому деяние ФГБУ «ФКП Росреестра» было правильно квалифицировано по указанной норме.
Сделанные в обжалуемом постановлении выводы о наличии выявленного нарушения в жалобе и в судебном заседании защитником не оспариваются и полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ФГБУ «ФКП Росреестра» в рассматриваемом случае выразилась в том, что оно надлежащим образом не организовало свою деятельность для недопущения нарушения норм трудового законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ФГБУ «ФКП Росреестра» всех зависящих от него мер по соблюдению трудовых прав работников, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Так, приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» был официально опубликован 27.02.2015 и вступил в силу через 3 месяца со дня официального опубликования, то есть с 28.05.2016.
Следовательно, Учреждение было заблаговременно проинформировано о нормах обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а потому имело возможность внести корректировку в план финансово хозяйственной деятельности и приобрести их.
Однако соответствующая заявка на корректировку плана ФХД, утверждённого 13.02.2015, была направлена только 01.06.2015 и в нарушение приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ФИО3 необходимые средства индивидуальной защиты были выданы только 24.12.2015.
При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии вины ФГБУ «ФКП Росреестра» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Данный факт в жалобе не оспаривается.
Содержащаяся в жалобе просьба признать правонарушение малозначительным не может быть удовлетворена в силу следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.
Согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан закреплены в статье 37 части 3 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда, нарушение установленных государством гарантий трудовых прав и свобод граждан приводит к усилению социальной напряженности в обществе.
Нарушив законодательство о труде, право работника на безопасные условия труда, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, ФГБУ «ФКП Росреестра» совершило административное правонарушение, посягающее на конституционные права граждан.
Административное правонарушение, посягающее на конституционные права граждан, не может быть охарактеризовано как имеющее малозначительный характер.
С учётом формального характера совершённого правонарушения, его существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей.
Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Указанные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Административное наказание назначено ФГБУ «ФКП Росреестра» в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1 - 4.3 КоАП РФ, отвечает принципу справедливости и направлено на предупреждение совершения ФГБУ «ФКП Росреестра» новых правонарушений.
Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.
Судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 от 27.01.2016 № 7-1965-15-ОБ/03-04/24/15 о назначении административного наказания оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.А. Попов