ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-277/19 от 07.02.2020 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Ессентуки 07 февраля 2020 года

Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Шевченко Галина Валерьевна, рассмотрев в помещении Ессентукского городского суда, расположенного по адресу: <...>,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 01 ноября 2019 года в отношении должностного лица ФИО1, исполнявшего обязанного генерального директора акционерного общества «Энергоресурсы», которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.5 КРФ об АП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

в результате проверки законности и обоснованности постановления по делу,

установил:

01 ноября 2019 года было вынесено постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 01 ноября 2019 года в отношении должностного лица ФИО1, исполнявшего обязанного генерального директора акционерного общества «Энергоресурсы», которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.5 КРФ об АП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не соглашаясь с данным постановлением, 27 ноября 2019 года ФИО1 обратился в Ессентукский городской суд с жалобой, в обосновании которой указал, что 29 октября 2018 года постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края должностное лицо - генеральный директор АО «Энергоресурсы» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. ст.14.6 КРФ об АП, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Копия постановления была получена 07 ноября 2018 года посредством почтовой связи. Протокол об административном правонарушении был составлен 16 октября 2018 г.

ФИО1 считал доводы РТК СК необоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, противоречащими нормам КоАП РФ, материального права, регулирующим отношения в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, судебной практике, по следующим основаниям:

Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении ФИО1 не возбуждалось. Дело было возбуждено в отношении АО «Энергоресурсы». На момент вменяемого постановлением РСТ СК административного правонарушения ФИО1 не являлся генеральным директором АО «Энергоресурсы», о чем свидетельствует протокол заседания Совета директоров АО «Энергоресурсы» от 04.10.2018, согласно которому ФИО1 был назначен генеральным директором АО «Энергоресурсы» только с 05.10.2018, что исключает возможность привлечения его как должностного лица согласно требованиям ст. 2.4 КоАП РФ к административной ответственности.

В период времени, когда было совершено административное правонарушение, первый заместитель генерального директора ФИО1, действовал по доверенности. При этом функции ценообразования на него возложены не были.

Таким образом, поскольку ФИО1 на момент события правонарушения не являлся тем должностным лицом, которым он привлечен к административной ответственности, то состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, в его действиях в данном случае отсутствовал. Данное обстоятельство РТК СК установлено не было, что является нарушением ч. 1 ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, что являлось обстоятельством, препятствующим рассмотрению дела об административном правонарушении и влекло его прекращение.

Материалы дела об административном правонарушении не содержали в себе доказательств разъяснения РТК СК ФИО1 прав и обязанностей, в том числе предусмотренных ст. 51 Конституции РФ, что является невосполнимым недостатком материалов дела об административном правонарушении. Административного расследования в отношении ФИО1 не проводилось, что свидетельствует о нарушении со стороны РТК СК, в том числе, положений ст. 29.5 КоАП РФ, что исключало возможность рассмотрения РТК СК дела об административном правонарушении в отношении ФИО1

Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ. При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

РТК Ставропольского края в противоречие выводам, содержащимся в постановлении по делу об административном правонарушении, РТК СК изменила субъективную сторону состава вменяемого ФИО1 административного правонарушения, вменив ему дополнительно отсутствие надлежащего контроля со стороны генерального директора АО «Энергоресурсы» ФИО1, что не предусмотрено КоАП РФ.

Решением Ессентукского городского суда от 14.03.2019 г. жалоба ФИО1 удовлетворена, постановление региональной тарифной комиссии о привлечении должностного лица - генерального директора АО «Энергоресурсы» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 14.6 КРФ об АП отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КРФ об АП.

Тем не менее, постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 01 ноября 2019 г., должностное лицо - ФИО1, исполнявший обязанности генерального директора акционерного общества «Энергоресурсы», (далее должностное лицо), был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Постановление должностным лицом было получено 12 ноября 2019 г., по средствам почтовой связи согласно отчёту об отслеживании отправления.

Должностное лицо считает Постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 01.11.19 г., по делу об административном правонарушении не законным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права, за пределами установленной ст.4.5 КРФ об АП срока давности, предусматривающей, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КРФ об АП», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что должностное лицо получило предписание от РТК Ставропольского края «Об устранении выявленных нарушений» 07 ноября 2018 г. В соответствии с п.1 срок исполнения предписания был определён до 13 ноября 2018 г. Соответственно, по настоящему делу срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 КРФ об АП начал исчисляться с 13 ноября 2018 г. и истек 13 января 2019 г.

Просит суд постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 01 ноября 2019 г. в отношении должностного лица - ФИО1, исполнявшего обязанности генерального директора акционерного общества «Энергоресурсы», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 19.5 КРФ об АП, производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КРФ об АП прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В суд стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства.

Председатель региональной тарифной комиссии СК ФИО2 просил в письменных возражениях на жалобу, просил жалобу рассмотреть в отсутствие представителя РТК СК, указав, что в соответствии с Положением о региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 г. № 495-п, РТК Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и контроль за их применением хозяйствующими субъектами.

По результатам проведения специалистами РТК Ставропольского края внеплановой документарной проверки АО «Энергоресурсы» по исполнению ранее выданного предписания РТК Ставропольского края от 29 октября 2018 года № 56/3 «Об устранении выявленных нарушений» (далее - Предписание), срок для исполнения которого истек, установлено следующее.

Внеплановой документарной проверкой, проведенной с 03 декабря по 14 декабря 2018 года по исполнению Предписания выявлено, что общество продолжило выставлять счета потребителям по тарифам, установленным постановлениями РТК Ставропольского края от 18 декабря 2017 г. № 62/2 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2018 год» и от 18 декабря 2017 г. № 62/4 «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для потребителей Ставропольского края» (в редакции постановления РТК Ставропольского края 30 августа 2018 года № 38) не с 31 августа, а с 01 июля 2018 г.

В соответствии с действующим законодательством оплата услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения осуществляется по тарифам, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании показаний приборов учета либо, при их отсутствии, по установленным нормативам потребления.

Постановлением РТК Ставропольского края от 18 декабря 2017 г. № 62/2 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2018 год» для потребителей АО «Энергоресурсы» установлены тарифы на тепловую энергию с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере: 1792,65 руб./Гкал без учета НДС и 2115,33 руб./Гкал с учетом НДС для населения; с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере: 1911,87 руб./Гкал без учета НДС и 2256,01 руб./Гкал с учетом НДС для населения.

Постановлением РТК Ставропольского края от 18 декабря 2017 г. № 62/4 «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для потребителей Ставропольского края» для потребителей АО «Энергоресурсы» установлены тарифы на компонент: тепловую энергию в горячей воде в закрытых системах горячего водоснабжения с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере: 1792,65 руб./Гкал без учета НДС и 2115,33 руб./Гкал с учетом НДС для населения; с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере: 1911,87 руб./Гкал без учета НДС и 2256,01 руб./Гкал с учетом НДС для населения, холодную воду с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 47,57 руб./куб.м без учета НДС и 52,35 руб./куб.м с учетом НДС; с 01.07.2018 по 31.12.2018 года в размере 51,33 руб./куб.м без учета НДС и 54,45 руб./куб.м с учетом НДС.

Постановлением РТК Ставропольского края от 30 августа 2018 года № 38, в вышеуказанные постановления РТК Ставропольского края были внесены изменения: в пункте 16 приложения 2 к постановлению РТК Ставропольского края от 18 декабря 2017 г. №62/2 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2018 год» цифры «1911,87» и «2256,01» заменены соответственно цифрами «2103,16» и «2481,73»; в пункте 5 приложения 1 к постановлению РТК Ставропольского края от 18 декабря 2017 г. №62/4 «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для потребителей Ставропольского края» цифры «1911,87» и «2256,01» заменены соответственно цифрами «2103,16» и «2481,73». Изменения вступили в силу с 31 августа 2018 года, то есть на следующий день после официального опубликования (официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края 30.08.2018, номер опубликования 6732).

В сентябре 2018 года АО «Энергоресурсы» предъявило к оплате потребителям города Ессентуки счета за тепловую энергию за период с 01 июля по 30 августа 2018 года, дополнительную плату за ранее оплаченный по установленному тарифу объем тепловой энергии 7101,099 Гкал на сумму 1 706,47 тыс. руб. с учетом НДС или сумму 1 446,161 тыс. руб. без НДС, которая является суммой завышения.

Являясь первым заместителем генерального директора общества, ФИО1, 31 августа 2018 года утвердил расчет тарифов на тепловую энергию в соответствии с изменениями, внесенными постановлением РТК Ставропольского края от 30 августа 2018 года № 38, в котором указана дата, с которой применяется измененный тариф на тепловую энергию - 01 июля 2018 года.

Согласно решению Совета директоров АО «Энергоресурсы» (протокол от 04 октября 2018 года № 5) с 05 октября 2018 года ФИО1 назначен генеральным директором общества.

Общество получило предписание посредством заказного письма с уведомлением о вручении 07 ноября 2018 года, и в соответствии с пунктом 1 должно прекратить выявленное нарушение в течение 5 календарных дней, то есть в срок до 13 ноября 2018 года и в срок до 18 ноября 2018 года уведомить РТК Ставропольского края об устранении выявленных нарушений с представлением подтверждающих документов.

Должностное лицо АО «Энергоресурсы» ФИО1, являясь генеральным директором общества, не обеспечил контроль за выполнением Обществом Предписания в установленный срок, тем самым допустил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КРФ об АП.

Из-за неправомерных действий должностного лица, продолжая выставлять счета потребителям за тепловую энергию по завышенному тарифу, практически до октября 2019 года, что в числе прочего установлено специалистами РТК Ставропольского края в ходе плановой выездной проверки АО «Энергоресурсы» с 17 сентября по 14 октября 2019 г., общество совершило административное правонарушение по ч.5 ст.19.5 КРФ об АП.

В удовлетворении направленного АО «Энергоресурсы» в суд заявления о приостановлении действия предписания №56/3 до рассмотрения спора по существу определением Арбитражного суда Ставропольского края от 29 января 2019 года по делу № А63-24970/2018 отказано.

Определениями РТК Ставропольского края от 24 декабря 2018 года №60/2 от 31 января 2019 года №60/3 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении рассмотрение дела было приостановлено до вынесения решений судами по жалобам АО «Энергоресурсы». В случае признания судом постановления по делу об административном правонарушении №56/2 незаконным и необоснованным, предписание №56/3 потеряло бы свою актуальность, что исключало бы возможность требовать устранения выявленных нарушений.

В то же время принятая РТК Ставропольского края мера по приостановлению рассмотрения дела об административном правонарушении и, таким образом, увеличение срока исполнения предписания не освободили общество от обязанности его исполнить, что свидетельствовало о том, что предписание являлось действующим на период этого срока.

Обжалованные в суд обществом постановление по делу об административном правонарушении от 29 октября 2018 № 56/2 и предписание об устранении выявленных нарушений № 56/3 оставлены в силе постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А63- 22849/2018 от 27 мая 2019 г. и постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А63-24970/2018 от 21.10.2019 соответственно.

Необходимо отметить, что определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда от 11.07.2017 № 303-АД16-16011 по делу №А73-208/2016 установлено, что невыполнение организацией предписания на основании части 5 статьи 19.5 КРФ об АП представляет собой нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), в связи с чем к такому правонарушению подлежит применение годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

Кроме того, определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2018 года № 308-КГ18-15675 установлено, что предписания, связанные с нарушением прав потребителей, - если они обжалуются в арбитражном суде, - автоматически приостанавливают свое действие до вступления в законную силу решения по делу.

Таким образом, обжалуемое АО «Энергоресурсы» постановление РТК Ставропольского края вынесено при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.

Просит суд в удовлетворении требования должностного лица - генерального директора АО «Энергоресурсы» ФИО1 об отмене постановления РТК Ставропольского края по делу об административном правонарушении от 01 ноября 2019 г. отказать.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.16 КРФ об АП по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Вместе с тем судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, не связан их доводами и имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, что прямо предусмотрено ч. 2 ст. 30.16 КРФ об АП.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

АО «Энергоресурсы» в нарушение требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ не было принято всех зависящих мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.

Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.5 КоАП, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вопросы возбуждения дела об административном правонарушении, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируется нормами Кодекса, согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 которого одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, независимо от оснований и предмета проведения проверки, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье Кодекса.

В рассматриваемом случае административным органом при проведении проверки выявлены события, образующие состав административного правонарушения частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с чем, составление в отношении ФИО1 за нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении регулируемых государством тарифов на тепловую энергию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КРФ об АП, правомерно.

Оспариваемым постановлением ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.6 КРФ об АП, которая предусматривает ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

Таким образом, прихожу к выводу, что приведенные доводы жалобы заявителя не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных председателя региональной тарифной комиссии Ставропольского края доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение, санкция которого предусматривает штраф в значительном размере.

Исходя из оценки фактических обстоятельств совершения вмененного учреждению административного правонарушения, а также характера противоправного деяния, которое представляет существенные нарушения, оснований для признания его малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 5 ст. 19.5 КРФ об АП, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, имущественного положения должностного лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

В случае невозможности уплаты административного штрафа с учетом материального положения заявителя, учреждение не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты административного штрафа.

Бремя доказывания по делу суд считает, что распределено верно, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КРФ об АП могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КРФ об АП, судья

решил:

постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 01 ноября 2019 года в отношении должностного лица ФИО1, исполнявшего обязанного генерального директора акционерного общества «Энергоресурсы» оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Решение может быть обжаловано в судебный состав по административным делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд, либо непосредственно в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Г.В. Шевченко