ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-278/2021 от 08.06.2021 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-278/2021

УИД: 86RS0003-01-2020-003403-61

РЕШЕНИЕ

г. Нижневартовск 08 июня 2021 года

Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Пересыпкин А.Г.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, АО «ННП» – Устюжанина М.Н., действующего по доверенности № 123 от 07.04.2020,

представителя заинтересованного лица юриста Павлюченко Е.Л., действующей на основании доверенности от 04.02.21,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 12-278/2021 по жалобе защитника АО «ННП» Зятикова А.Н.,

на постановление начальника отдела государственного экологического надзора по г. Нижневартовску, старшего государственного инспектора Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Павлюченко Е.Л. № 413-ОН от 03.12.2020,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 413-ОН от 03.12.2020 АО «ННП» признано виновным в том, что 23.10.2020 в нарушение ст. 34, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 43.1, ч.ч. 1, 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществило эксплуатацию скважин кустовой площадки № 1 Окуневского месторождения в Нижневартовском районе ХМАО-Югры в отсутствие 23 приустьевых поддонов скважинного оборудования, предусмотренных проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Правонарушение АО «ННП» квалифицировано по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, АО «ННП» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В установленный законом срок защитник АО «ННП» Зятиков А.Н. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает, что на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления обустройство кустовой площадки № 1 Окуневского месторождения завершено не было, выводы о нарушении Обществом требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации скважин являются преждевременными. При этом эксплуатация скважин на данной кустовой площадке осуществляется при полном соблюдении требований природоохранного законодательства. Полагает, что исходя из буквального толкования условий проектной документации, выполненной на основании ВНТП 3-85 (п.п. 2.17, 3.25, 5.12), приустьевые поддоны обустраиваются на кустовой площадке исключительно для сбора утечек при проведении подземных ремонтов скважин. Вместе с тем, административным органом данные обстоятельства установлены не были. Кроме того, не установлено, нормативно не обоснованно и не доказано, какие экологические требования нарушены Обществом.

В судебном заседании защитник АО «ННП» Устюжанин М.Н. доводы жалобы поддержал, на их удовлетворении настаивал, дополнив жалобу тем, что факт эксплуатации скважин кустовой площадки № 1 Окуневского месторождения Нижневартовского района не доказан.

В судебном заседании начальник отдела государственного экологического надзора по г. Нижневартовску, старший государственный инспектор Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Павлюченко Е.Л. пояснила суду, что скважины кустовой площадки № 1 Окуневского месторождения введены в эксплуатацию и осуществляют добычу нефтесодержащей жидкости, при этом сооружения (приустьевые поддоны), направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды, не построены. Наличие приустьевых поддонов на эксплуатируемой скважине предусмотрено проектной документацией, государственной экспертизой, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности». Также в проектной документации и государственной экспертизе не указано, что приустьевые поддоны носят временный характер и находятся на скважине только в момент ремонта. Более того, в данных документах указано, что приустьевые поддоны носят постоянный характер и обвязаны с дренажной емкостью для отвода стоков.

Заслушав в судебном заседании участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 № 1850, в целях систематизации законодательства РФ, приказ Министерства нефтяной промышленности СССР от 10 января 1986 г. № 32 «Об утверждении «норм технологического проектирования объектов сбора, транспорта, подготовки нефти, газа и воды нефтяных месторождений» ВНТП 3-85», признан не действующим на территории Российской Федерации.

29.08.2014 ООО «Проект экспертиза изыскание» выполнена проектная документация на обустройство Окуневского месторождения, кустовая площадка № 1, в которой в том числе предусмотрен раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды 47/13-ООС.

В разделе 8. мероприятий по охране окружающей среды 47/13-ООС, предусмотрены следующие мероприятия и сооружения обеспечивающие охрану окружающей среды: - приустьевые поддоны скважинного оборудования 23 (шт.).

Положительным заключением государственной экспертизы № 0418-14/ХМЭ-4266/02 (№ в Реестре 00-1-4-3881-14), на объект капитального строительства: Куст скважин № 1 Окуневского месторождения, отражено, что в проектной документации принят повышенный уровень ответственности зданий и сооружений, а именно, для сбора утечки с устья скважины предусматривается приустьевой поддон с размерами в плане 1.1х2,74 м и высотой 0,5 м, из листовой стали по ГОСТ 19903-74* и уголка по ГОСТ 8509-93. Поддон устанавливается на песчаную подушку толщиной 300 мм и перекрывается съемными щитами из тонколистовой стали и прокатных профилей.

Приказом Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.09.20 № 516-А, принято решение о проведении плановой выездной проверки юридического лица – АО «ННП».

23.10.2020 г. Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования был оставлен акт проверки № 186.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно протокола № 495-ОН от 10 ноября 2020 г., установлено, что в ходе проверки отсутствуют указанные сооружения (приустьевые поддоны скважинного оборудования 23 (шт.) и мероприятия на кустовой площадке № 1 Окуневского месторождения.

Данные объекты (приустьевые поддоны) необходимы для предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации скважин кустовой площадки № 1 Окуневского месторождения.

В акте проверки № 186 указаны требования, которыми необходимо руководствоваться АО «ННП» в своей деятельности в сфере охраны окружающей среды, а именно ст. 3, ст. 34, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 43.1, ч. 1, 2 ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Письмом АО «ННП» в адрес Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования были направлены акты по вводу скважин, при анализе которых установлено, что в ходе строительства кустовой площадки № 1 Окуневского месторождения по проектной документации «Обустройство Окуневского месторождения кустовая площадка № 1 осуществлялось бурение скважин.

В силу п. 8 ч.2, ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ является формальным, так как нарушение посягает на сферу общественных интересов охраняемые законом, наступление ответственности за совершение правонарушения не связано с наступлением вредных последствий.

В соответствии с ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.

В соответствии с п. 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", предметом государственной экспертизы проектной документации являются: оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.

Из указанных нормативных актов, следует, что при проведении государственной экспертизы проектной документации оцениваются, и в результате выдачи положительного заключения государственной экспертизы утверждаются требования в области охраны окружающей среды в отношении конкретного объекта строительства, в данном случае - куста скважин № 1 Окуневского месторождения. В связи с чем, после утверждения проектной документации путем выдачи положительного заключения государственной экспертизы, к объекту строительства, в том числе утверждаются обязательные к исполнению, конкретные для данного объекта экологические требования, которые подлежат соблюдению при строительстве и эксплуатации конкретного объекта, на проектную документацию которого выдано положительное заключение государственной экспертизы.

Таким образом, проектная документация «Обустройство Окуневского месторождения кустовая площадка № 1», получившая положительное заключение государственной экспертизы № 0418-14/ХМЭ-4266/02 от 06.10.2014 г., содержит в себе конкретные экологические требования о необходимости эксплуатации кустовой площадки с приустьевыми поддонами, и данные требования являются обязательными к исполнению юридическим лицом при эксплуатации куста скважин.

Данное правонарушение квалифицируется по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Смягчающих и отягчающих, обстоятельств государственным органом, составившим протокол об административной ответственности - не установлено.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Постановление о привлечении АО «ННП» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела государственного экологического надзора по г. Нижневартовску, старшего государственного инспектора Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Павлюченко Е.Л. № 413-ОН от 03.12.2020, вынесенное в отношении акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» Зятикова А.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.Г. Пересыпкин