ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2022 от 30.03.2022 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

г. Коломна,

Московская область 30 марта 2022 года

Судья Коломенского городского суда Московской области Буколова Н.А., при секретаре Рябчиковой А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах ООО «Венчурные проекты» на постановление заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3з/2021 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Венчурные проекты»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3з/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Венчурные проекты», ОГРН , ИНН , юр. адрес: <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник ФИО2, действуя в интересах юридического лица подал жалобу, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях ООО «Венчурные проекты» состава вмененного правонарушения, поскольку земельный участок находится в аренде.

Будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель юридического лица в судебное заседание Коломенского городского суда не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, на защиту интересов направил защитника, в связи с чем, суд считает возможным разрешить жалобу в его отсутствие.

В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исследовав письменные материалы дела, в том числе оригинал административного дела, представленного административным органом, жалобу, возражения на жалобу, выслушав мнение защитника ФИО2, свидетеля ФИО3, суд приходит к следующему выводу.

Частью 2 ст.7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; (ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществление мелиорации земель независимо от их целевого назначения, а также осуществление эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем. При осуществлении указанных мелиоративных мероприятий должны проводиться мероприятия в области охраны окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Управления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. -РП сотрудниками Ступинского межрайонного отдела была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении юридического лица ООО «Венчурные проекты», в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11 часов до 14 часов 30 минут проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью <данные изъяты> кв. м., который принадлежит на праве собственности ООО «Венчурные проекты», регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ участку присвоена категория риска средняя. На момент осмотра установлено, что земельный участок не огорожен, на участок имеется свободный доступ, нахождению на участке ничто не препятствует, межевые знаки визуальным контролем не выявлены, площадь 49,51 га земельного участка обрабатывается, используется под выращивание овощей (лука, зелени и т.д). В северо-западной части участка расположены теплицы в количестве 23 штуки, общей площадью 3,3 га, площадь одной теплицы 0,16 га, используется для выращивания редиса, огурцов. На участке капельная система полива зелени и теплиц. Насосная станция расположена в координатной точке ” СШ; ВД в северной стороне участка. На площади 7 га проводятся мероприятия по сенокошению. Указанная часть земельного участка используется арендатором ФИО6 Однако на остановленная площадь участка в размере 54 га зарастает сорной растительностью. Имеется единичная поросль древесно-кустарниковой растительности.

На земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером отобраны пробы почвы в количестве 15 штук для определения показателей безопасности. Согласно протоколов испытания от ДД.ММ.ГГГГ по результатам испытания на химико-токсикологические показатели в протоколах испытания, выявлено превышение на следующие показатели: меди. Согласно протоколов испытания от ДД.ММ.ГГГГ по результатам испытания на агрохимические показатели в протоколах испытания почвенные показатели плодородия соответствуют среднему показателю по региону.

Таким образом, должностными лицами административного органа в ходе проведения проверки установлено, что собственник ООО «Венчурные проекты» на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:34:0010510:50 площадью 54 га не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, а также в целях сохранения плодородия почв не проводит обязанные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации; не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, не использует земельный участок в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Венчурные проекты» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Факт совершения указанного выше правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, в том числе: материалами проверки с актом проверки и фототаблицей, предписанием, протоколом об административном правонарушении, правоустанавливающими документами, а также другими доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Исходя из совокупности вышеприведенных доказательств орган административной юрисдикции, обоснованно пришел к выводу о том, что ООО «Венчурные проекты», как собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:34:0010510:50 не выполняются обязательные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что образует объективную сторону состава вмененного юридическому лицу состава административного правонарушения.

Таким образом, обстоятельства совершения правонарушения, которые изложены в протоколе об административном правонарушении, постановлении о привлечении к административной ответственности обоснованы, подтверждены доказательствами, собранными по делу.

Постановление о привлечении ООО «Венчурные проекты» к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, уполномоченным на основании ст.23.15 КоАП РФ рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренных ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности ООО «Венчурные проекты» соблюден, права лица, привлеченного к административной ответственности, в том числе право на защиту, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не нарушены.

Вопреки доводам жалобы наличие договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Так, из условий договора от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, заключенного между ООО «<данные изъяты>» (арендодатель) и ФИО7 (арендатор), следует, что земельный участок с кадастровым номером предоставляется арендатору во временное пользование. Таким образом, собственник земельного участка сохраняет право владения и распоряжения указанным земельным участком. Согласно п. 3.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель имеет право осуществлять контроль за состоянием земельного участка, соблюдением арендатором его целевого назначения; расторгать договор по основаниям, установленным договором и действующим законодательством Российской Федерации. Арендодатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнении договора в случае, если: арендатор использует земельный участок не по целевому назначению, существенно ухудшает состояние земельного участка (п. 6.2 Договора от ДД.ММ.ГГГГ).

Соглашением от 25.08.2016г. ООО «Венчурные проекты» (новый арендодатель) и ФИО8. (арендатор) подтвердили действие договора от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым номером . При этом, ФИО9. направила ООО «Венчурные проекты» обращение от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании уменьшения арендованной площади земельного участка с 1 138 104 кв. м. до 350 000 кв.м. Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями должностного лица ФИО3 и материалами проверки.

Таким образом, ООО «Венчурные проекты», как собственник земельного участка с кадастровым номером , несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества и обязано выполнять требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» вне зависимости от передачи земельного участка во временное пользование.

Следовательно, именно ООО «Венчурные проекты» обязано обеспечить соблюдение требований правовых норм при использовании земельного участка, в том числе, контролируя порядок использования принадлежащих ему земель лицами, которым он передал земельный участок в пользование, а также путем принятия мер и к расторжению договора аренды, пользования, и к обязанию устранить допущенные нарушения.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.

Оснований для признания процессуальных документов, составленных по делу, недопустимыми доказательствами не имеется, письменные доказательства соответствуют предъявляемым к ним требованиям, содержат в себе необходимые сведения, составлены уполномоченными лицами.

При назначении административного наказания ООО «Венчурные проекты» должностным лицом соблюдены положения ст. ст. 3.1, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, учтено отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Из материалов дела исключительных обстоятельств, позволяющих назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, не усматривается.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законными и обоснованными, оснований для его отменены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Венчурные проекты» оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья Н.А. Буколова