№ 12-282/ 2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Хабаровск 20 июня 2022 года
Судья Индустриального районного суда г.Хабаровска Савченко Е.В.,
рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 9 судебного района «Индустриальный район г.Хабаровска» от 14 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника службы механизации и транспорта АО «Хабаровская горэлектросеть» ФИО2,
установил:
19 мая 2022 года в Индустриальный районный суд г.Хабаровска поступила жалоба ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 9 судебного района «Индустриальный район г.Хабаровска» от 14 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника службы механизации и транспорта АО «Хабаровская горэлектросеть» ФИО2.
В жалобе ФИО2 просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив устное замечание, указав, что приняты меры для устранения выявленных нарушений, иных нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проверке не выявлено, в материалах дела представлены документы, подтверждающие исполнение всех установленных нормативными правовыми актами требований в указанной области, ранее ФИО2 к административной ответственности не привлекался.
В судебное заседание не явилось должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.
Судья, с учетом положений статьи 30.6 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании ФИО2 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, дополнительно пояснив, что проверка проводилась по 50 пунктам, из которых только по 3 были обнаружены недостатки. Он должен был пройти обучение в 2020 году, но обучение отменено в связи с коронавирусом. Иные сотрудники в настоящее время прошли обучение. По инструктажу в 2021 году проводилось курсовое обучение, с 2021 года курсовое обучение заменено на инструктаж. Первоначальный инструктаж работника при приеме на работу проводится.
В судебном заседании защитник Афонина Н.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, указав, что в настоящее время все замечания исправлены, просила прекратить производство по делу за малозначительностью, поскольку административное правонарушение совершено впервые, не нанесло ущерба кому-либо.
Выслушав пояснения ФИО2, его защитника Афониной Н.В., проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения на водных объектах, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1485 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер, которое определяет порядок подготовки граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно подпункту «д» пункта 2 подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченные работники).
Согласно подпункту «д» пункта 4 подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для руководителей органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченных работников и председателей комиссий - проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.
Согласно абзацу 4 пункта 6 дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят уполномоченные работники - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, комитетом Правительства края по гражданской защите в период с 17.02.2022 по 28.02.2022 на основании решения комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите от 01.02.2022 № 23 проведена плановая выездная проверка в АО «Хабаровская горэлектросеть» по адресу: <...>, в ходе которой установлено, что уполномоченным по делам ГО и ЧС АО «Хабаровская горэлектросеть» ФИО2, как работником организации, в полномочия которого входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1) не пройдена подготовка по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, разработанной для категории «Должностные лица, уполномоченные по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований. Согласно удостоверению № 105/14 последнее обучение пройдено 14 февраля 2014 года. Таким образом, не соблюдена периодичность (не реже одного раза в 5 лет) прохождения обучения (подпункт «в» статьи 14, статья 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпункт «д» пункта 2, подпункт «д» пункта 4, абзац 4 пункта 6 Положения о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485);
2) не организовано прохождение подготовки по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, разработанной для категории «Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований диспетчеров оперативно-диспетчерской службы ФИО4, ФИО5, ФИО6 как работников организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «в» статьи 14, статья 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпункт «д» пункта 2, подпункт «д пункта 4, абзац 4 пункта 6 Положения о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485);
3) не организовано проведение не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях с физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях с работодателем. В рамках проверки представлен журнал регистрации вводного инструктажа по ГО и ЧС, ведение которого начато в целях реализации постановления Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (организация и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне). В указанном журнале содержится 46 записей за период с 03.04.2018 г. по 08.02.2022 г., при этом информация о проведении инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях с ФИО9.(принят на работу 09.01.2020 г.), ФИО7 (принят на работу 19.07.2021 г.) в течение первого месяца работы в журнале отсутствуют. Кроме того, Положение о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1485, вступило в законную силу с 01.01.2021 г., однако проведение инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях с физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях с работодателем, не реже одного раза в год не осуществлялась (среднесписочная численность сотрудников свыше 300) (подпункт «в» статьи 14, статья 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпункт «д» пункта 2, подпункт «д пункта 4 Положения о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485).
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения должностного лица – начальника службы механизации и транспорта АО «Хабаровская горэлектросеть» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ.
Вина должностного лица – начальника службы механизации и транспорта АО «Хабаровская горэлектросеть» ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу, исследованных и оцененных в судебном заседании относимых, допустимых и достоверных доказательств, которые непротиворечивы, последовательны и согласуются между собой, а именно: протоколом об административном правонарушении № 14 от 02 марта 2022 года, решением комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите № 23 от 01.02.2022 г., актом плановой выездной проверки от 28 февраля 2022 года, перечнем документов, представленных контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, протоколом осмотра от 28 февраля 2022 года, предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера № 23-2 от 28 февраля 2022 года, приказом № 344-к от 04.06.2007 г. о приёме работника на работу, приказом № 98-к от 03.03.2008 г., функциональными обязанностями уполномоченного по делам ГО и ЧС, удостоверением № 105/14, приказом № 31од от 15.02.2022 г. о создании объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в АО «Хабаровская горэлектросеть», положением об оперативно-диспетчерской службе АО «Хабаровская горэлектросеть», списком состава оперативно-диспетчерской службы (ОДС) на 25.02.2022 г., приказом № 328-к от 19.09.2000 г., приказом о переводе работника на другую работу №6-к от 09.01.2020 г., приказом о приеме работника на работу № 494-к от 26.06.2015 г., должностной инструкцией диспетчера оперативно-диспетчерской службы (ОДС) АО «Хабаровская горэлектросеть», журналом регистрации вводного инструктажа по ГО и ЧС АО «Хабаровская горэлектросеть», приказом о приеме работника на работу № 687-к от 19.07.2021 г. и другими материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, дана надлежащая с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ юридическая оценка деянию ФИО2 и сделан обоснованный вывод о наличии в деянии ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица – начальника службы механизации и транспорта АО «Хабаровская горэлектросеть» ФИО2 соблюдены.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.26 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника службы механизации и транспорта АО «Хабаровская горэлектросеть» ФИО2, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не усматривается.
Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения не может повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, бездействие которого может привести к необратимым последствиям, так как невыполнение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера несут угрозу причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей природной среде, в связи с чем оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Вопреки доводам жалобы устранение выявленных нарушений не влечет освобождение от административной ответственности, а данные действия приняты мировым судьей во внимание при назначении административного наказания должностному лицу в минимальном размере санкции статьи.
Каких-либо обстоятельств, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, отвечающего требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 30.1 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 9 судебного района «Индустриальный район г.Хабаровска» от 14 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника службы механизации и транспорта АО «Хабаровская горэлектросеть» ФИО2, - оставить без изменения,
апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения,
Вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья Савченко Е.В.