УИД №
Дело № 12-30/2022
Р Е Ш Е Н И Е
26 января 2022 года г. Гаврилов-Ям
Судья Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области Павлюченко А.А.,
при секретаре Уколицкой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГКУ СО Ярославской области «Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» на постановление главного государственного инспектора Ростовского, Борисоглебского и Гаврилов-Ямского районов Ярославской области по пожарному надзору ФИО1 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ГКУ СО Ярославской области «Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа,
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного инспектора Ростовского, Борисоглебского и Гаврилов-Ямского районов Ярославской области по пожарному надзору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно отсталых детей признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа 150 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением учреждением 06 октября 2021 года подана жалоба в Ростовский районный суд Ярославской области.
В своей жалобе директор юридического лица ФИО2, не оспаривая квалификацию совершенного правонарушения, просит снизить размер назначенного постановлением административного штрафа ниже низшего предела предусмотренного санкцией статьи, поскольку выявленные недостатки частично уже устранены, а именно:
В соответствии с предписанием по пункту 1, указатели, указывающие направление движения к источникам противопожарного водоснабжения, со светоотражающей поверхностью нанесены на фасады зданий.
В соответствии с предписанием по пункту 4, холодильник, находящийся под лестничным маршем, идущим из помещений кухни, демонтирован в день проверки, картонные коробки вывезены.
В соответствии с предписанием по пункту 2, на момент проверки производилась плановая замена системы противопожарной защиты объекта. В срок устранения выявленного нарушения, установленный предписанием, будет произведена окончательная замена противопожарной защиты объекта. Вместе с тем, учреждением заключен договор с ООО «Интеграл» на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации от ДД.ММ.ГГГГ№-ТО.
В соответствии с предписанием по пунктам 9,18 на дверях складских помещений для хранения подгузников и медицинских изделий (2-й этаж), мягкого инвентаря нанесены ранее присвоенные категории по взрывопожарной и пожарной безопасности путем наклеивания.
В соответствии с предписание по пункту 13 нанесены сведения о месте хранения ключей. Ключи хранятся на посту охраны.
В соответствии с предписанием по пунктам 24,26 нарушение устранено в присутствии инспектора путем выдачи раструбов.
В соответствии с предписанием по пункту 28, поясняем, что приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены сроки проведения инструктажей по пожарной безопасности. В соответствии с данным приказом, инструктажи проводятся два раза в год (апрель и сентябрь). Сентябрь на момент проверки не закончен. За первое полугодие все обучены. О чем имеются записи в журнале инструктажа по пожарной безопасности.
В соответствии с предписанием по пункту 29 сообщаем, что при проверке инспектору была предъявлена декларация пожарной безопасности с изменениями, согласно постановления правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479.
В соответствии с предписанием по пункту 30, при проверке инспектору была предъявлена специальная программа пожарно-технического минимума обучения мерам пожарной безопасности работников организации, утвержденная приказом директора учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с предписанием по пункту 31, при проверке инспектору был предъявлен расчет необходимого количества первичных средств пожаротушения согласно выбора типа огнетушителей, с изменениями в соответствии с постановлением правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
В соответствии с предписанием по пунктам 8,12,16,19,20,22 сотрудники учреждения, ответственные за данные помещения, уведомлены об административной ответственности за нарушение пожарной безопасности, выразившееся в закрытии на ключ второго эвакуационного выхода.
Пункты предписания, которые требуют разработки смет и утверждения финансирования со стороны Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО планируется устранить в пределах срока устранения нарушений, установленного предписанием, а именно: в соответствии с предписанием по пунктам 5,10,11,15,17,21,23,27 будет разработана смета на ограждающие конструкции с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности, а также на противопожарные перегородки 1-го типа, организацией, имеющей лицензию на данный вид работ. В соответствии с предписанием по пунктам 3,7,14 в помещениях туалетных комнат, расположенных в швейной мастерской, помещениях психолога (психиатра), которые переоборудованы под складские помещения, а также помещении кондитерской и кабинете шеф-повара, будет установлена автоматическая пожарная сигнализация, организацией, имеющей лицензию на данный вид работ. Подвальные помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, так как не предусмотрено проектом.
В судебном заседании представить юридического лица ФИО2 доводы жалобы поддержала, просит суд ее удовлетворить. Кроме того пояснила, что часть выявленных нарушений уже устранена, данные обстоятельства имеют документальное подтверждение, в частности составлен Отчет об исполнении Плана мероприятий, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ, данный отчет передан в январе 2022 года государственному инспектору Ростовского, Борисоглебского и Гаврилов-Ямского районов Ярославской области по пожарному надзору ФИО1 для ознакомления. Мероприятия по остальным выявленным нарушениям проводятся, таким образом нарушения находятся в стадии устранения с учетом установленного в предписании срока их устранения.
Государственный инспектор Ростовского, Борисоглебского и Гаврилов-Ямского районов Ярославской области по пожарному надзору ФИО1 в судебное заседание не явился, представил административный материал.
Выслушав автора жалобы – директора ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно отсталых детей ФИО2, привлеченного к административной ответственности, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение, или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о проведении выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Ростовскому, Борисоглебскому и Гаврилов-Ямскому районам проведена плановая выездная проверка соблюдения требований в области пожарной государственным казенным учреждением социального обслуживания Ярославской области Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно отсталых детей, по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее- Федерального закона) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее-Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В ходе проведенной проверки в ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно отсталых детей установлено нарушение требований пожарной безопасности, вменяемое ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат.
По результатам проведенной выездной проверки в отношении юридического лица ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей возбуждено дело об административном правонарушении.
Объектом рассматриваемого правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности.
Нарушение правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Правовую нормативную базу пожарной безопасности, кроме того, составляют ведомственные и региональные правила пожарной безопасности, утверждаемые в установленном порядке.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом, на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Решение принято должностным лицом в пределах своей компетенции.
Из дела видно, что ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей является юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 1027601073015, осуществляет деятельность в сфере образования.
Согласно статье 2.10 КоАП РФ ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Выявленные в ходе выездной проверки в помещениях учреждения нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении.
Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки выявлены вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто, а устранение допущенных нарушений входит в обязанности юридического лица.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом и постановлением об административном правонарушении, фототаблицами, приказами, актом проверки и фактически не опровергаются пояснениями представителя юридического лица в судебном заседании.
Основания для их переоценки в настоящее время отсутствуют.
Постановление о привлечении ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Действия ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей правильно квалифицированы должностным лицом, рассмотревшим дело, по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отягчающих административную ответственность заявителя обстоятельств на основании ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом не установлено.
Суд принимает во внимание доводы жалобы о применении статьи п. 3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и считает их подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
С учетом взаимосвязанных положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным снизить назначенное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, поскольку на момент судебного заседания ряд выявленных при проведении проверки нарушений устранен, другие, - находятся в стадии устранения, что подтверждено материалами дела. ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей в силу своего статуса финансируется из бюджета, при этом судья, учитывая особенности условий для проведения администрацией учреждения необходимых работ, характера допущенных нарушений, а также социальной значимости их устранения, а так же, что заявитель ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей не уклоняется от надлежащего и своевременного исполнения предписания по нарушениям, приходит к убеждению, что администрацией учреждения действительно принимаются необходимые меры к устранению недостатков в сфере пожарной безопасности объектов.
Данные обстоятельства суд признает исключительными, и снижает на основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер назначенного штрафа до 75000 рублей.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Жалобу ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей – удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора Ростовского, Борисоглебского и Гаврилов-Ямского районов Ярославской области по пожарному надзору ФИО1 о привлечении ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - изменить в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей, снизив размер штрафа до 75000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получении его копии путем подачи жалобы через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области.
Судья А.А. Павлюченко