дело №12-43/2020
Р Е Ш Е Н И Е
10 июля 2020 г. г. Ставрополь
Судья Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>,
жалобу ФИО2
на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№.30-1249/2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении должностного лица – члена единой комиссии комитета <адрес> по государственным закупкам ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес><адрес>, место жительства: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
указанным постановлением должностное лицо – член единой комиссии комитета <адрес> по государственным закупкам ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ). Ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно данному постановлению, административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ (№) комиссией Ставропольского УФАС России была рассмотрена жалоба ООО «Стройжилсервис» на действия заказчика - Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, уполномоченного органа - <адрес> по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона № «Выполнение работ по капитальному строительству объекта: «Строительство детского сада в городе-курорте <адрес>
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, рассмотрев доводы жалобы, проведя в соответствии со ст. 99 внеплановую проверку закупки установила следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов н информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона.
Пунктом 2 Приложения № 1 Постановления N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, в частности, наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заказчиком в пункте 2.2 Документации (стр. 6) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 № 99 установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 3.6 Документации «Вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным:
- пунктом 2.2 раздела 2 настоящей документации: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод Объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».
По результатам рассмотрения вторых частей заявок заявка № (ООО «Стройжилсервис») признана не соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и документации в связи с отсутствием в составе заявки копии контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 213467712.00 руб., при этом, стоимость исполненного участником контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора).
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя ООО «Стройжилсервис», поданная на участие в Аукционе, содержит, в том числе, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2- (многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3, акт приемки законченного строительством объекта, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное Администрацией города-курорта <адрес> в лице управления архитектуры и градостроительства с техническим планом.
При этом, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что строительство указанного объекта осуществлялось Заявителем за счет собственных средств, Заявитель выступал одновременно в качестве застройщика и лица, осуществляющего строительство, в связи с чем в составе заявки на участие в Аукционе не представлена копия исполненного договора, поскольку договор на выполнение вышеуказанных работ Заявителем не заключался.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе № решение о несоответствии заявки Заявителя ООО «Стройжилсервис» требованиям документации об Аукционе нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
За нарушение требований части 7 статьи 69 Закона о закупках предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, а именно «Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара,. работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Это решение принято членами аукционной комиссии <адрес> по государственным закупкам при рассмотрении единственной заявки, поданной на участие в электронном аукционе ДД.ММ.ГГГГ путем голосования (единогласно) (протокол рассмотрения единственной заявки №-ЭА от 20.05.2019г.) в составе: председателя комиссии ФИО4, членом комиссии ФИО2, секретарем комиссии Заживило Н.Э.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 подала на него жалобу, в которой просит отменить постановление и производство по делу прекратить по следующим основаниям.
Основанием для привлечения ФИО5 к административной ответственности явилось решение УФАС по делу № о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выразившемся в нарушении заказчиком, уполномоченным органом, требований части 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ. Решение было принято ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения УФАС жалобы общества с ограниченной ответственностью «Стройжилсервис» (далее - ООО «Стройжилсервис») на действия уполномоченного органа - Комитета, при осуществлении закупки «Выполнение работ по капительному строительству объекта: «Строительство детского сада в городе- курорте Кисловодске (<адрес>)» (далее - Закупка), путем проведения электронного аукциона № и проведения внеплановой проверки.
По мнению УФАС, единой комиссией комитета по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд <адрес> и муниципальных нужд (далее - единая комиссия) принято решение о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, как следствие нарушение части 7 статьи 69 Закона №44-ФЗ, в том числе в действиях ФИО2.
Было выдано предписание № по делу № о нарушении законодательства о закупках (далее - Предписание), которое было размещено в единой информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Комитету предписывалось: протокол подведения итогов аукциона в электронной форме по Закупке отменить, процедуру рассмотрения вторых частей, поданных на участие в аукционе по Закупке провести повторно. Срок исполнения Предписания - в течение десяти дней с момента его размещения на официальном сайте, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Считаю решение УФАС от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок незаконным и необоснованным, в связи с чем, оно было обжаловано комитетом в Арбитражный суд <адрес> (дело № А63-17078/2019), решение по делу не принято. Кроме того, в Промышленный районный суд <адрес> было обжаловано постановление УФАС о назначении штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, решение не принято.
Обоснование незаконности решения УФАС и выводов о нарушении мною части 7 статьи 69 Закона №44-ФЗ следующее: в соответствии с Положением о комитете <адрес> по государственным закупкам, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, Комитет является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Ставропольского края, муниципальных заказчиков (в установленных случаях), а также иные функции в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Комитетом были размещены извещение и документация о закупке «Выполнение работ по капитальному строительству объекта: «Строительство детского сада в городе-курорте Кисловодске (<адрес>)» путем проведения электронного аукциона № (далее - аукцион) на основании обращения заказчика - Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в соответствии с Порядком взаимодействия комитета <адрес> по государственным закупкам при осуществлении централизованных закупок и товаров, работ услуг для обеспечения нужд <адрес> и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок взаимодействия). Начальная (максимальная) цена контракта - 213 467 712,00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ приказом Комитета № от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя Главы администрации города- курорта-начальника управления городского хозяйства администрации города- курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ в данное извещение были внесены изменения.
В соответствии с Порядком взаимодействия заказчики направляют в Комитет документацию о закупке, подготовленную и утвержденную заказчиком в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Постановление Правительства №) установлены дополнительные требования к участникам закупок, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупок дополнительным требованиям.
Согласно пункту 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства № к участникам закупок, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, предъявляются следующие дополнительные требования:
- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, являются:
- копия исполненного контракта (договора):
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, требование законодательства о предоставлении участником копии исполненного контракта (договора) носит императивный характер и не содержит в данной части никаких исключений.
Разъяснения о подтверждении соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным указанным Постановлением, содержатся в письмах Министерства финансов России, являющегося регулятором контрактной системы в сфере закупок, от 10.09.2017 № 24-02-07/58642 и от 19.08.2019 № 24-02-06/63349. Согласно данным разъяснениям, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99, в составе заявки участника закупки должен быть представлен хотя бы один контракт (договор). Официальная позиция регулятора контрактной системы в сфере закупок (Министерство финансов России), также дает основание полагать, что наличие в составе второй части заявки копии исполненного контракта (договора) является обязательным.
Заказчиком - управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в пункте 2.2 документации (стр. 6) в соответствии с Постановлением № 99 были установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 3.6 Документации (стр. 8) «Вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным:
- пунктом 2.2 раздела 2 настоящей документации: установлено
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».
Таким образом, требования документации Заказчика соответствуют требованиям и. 2 ч. 5 ст. 66, ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.07.2019) и Постановления Правительства № 99.
На участие в электронном аукционе поступило две заявки участников закупки с идентификационными номерами 197 и 46, при рассмотрении первых частей которых обе допущены единой комиссией к участию в аукционе (протокол от 13.05.2019 № 286-ЭА).
В проведении аукциона участвовала только одна заявка (№ 197), предложенная участником цена контракта - 212 400 373,44 рубля.
Оператором электронной площадки на рассмотрение единой комиссией была направлена вторая часть заявки участника аукциона в электронной форме с идентификационным номером 197 (ООО «Стройжилсервис»).
В соответствии с частью 1 статьи 69 единая комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику (комитету) оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Единой комиссией комитета на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 (часть 2 статьи 69 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как было указано выше, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ в аукционной документацией Заказчиком были установлены дополнительные требования (пункты 2.2 и 3.6 Документации).
Между тем, при рассмотрении единой комиссией второй части заявки участника с номером 197 (ООО «Стройжилсервис») было установлено, что в нарушение требований пункта 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства №, а также требований пунктов 2.2, 3.6 Документации копия контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) участником не представлена.
Поэтому, в полном соответствии с требованиями пункта 2 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка ООО «Стройжилсервис» по результатам рассмотрения вторых частей заявок признана единой комиссией не соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и документации.
Аукцион признан не состоявшимся на основании части 13 статьи 69 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что единой комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в аукционе (протокол от 20.05.2019 № 286-ЭА).
Принимая 31.05.2019 решение, комиссия УФАС в обоснование указала, что «представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что строительство указанного объекта осуществлялось Заявителем за счет собственных средств, Заявитель выступал одновременно в качестве застройщика и лица, осуществляющего строительство, в связи с чем, в составе заявки на участие в Аукционе не представлена копия исполненного договора, поскольку договор на выполнение вышеуказанных работ Заявителем не заключался».
Между тем в Постановлении Правительства № 99 не предусмотрено исключение для заказчика-застройщика в части представления либо непредставления им копии контракта (договора).
Таким образом, решение о несоответствии заявки ООО «Стройжилсервис» на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, принято единой комиссией Комитета по основаниям, прямо предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, а значит нарушения требований части 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ в действиях единой комиссии комитета, в том числе и в моих действиях - нет.
Предписание УФАС фактически было исполнено, что подтверждается сведениями из единой информационной системы в сфере закупок по Закупке - в журнале учета событий которой имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Закупка в соответствии с документом Извещение об отмене документа «Протокол подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ№» автоматически возвращена на этап «Работа комиссии» (скриншот из единой системы прилагается).
Далее, после отмены (во исполнение Предписания) протокола подведения итогов аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия повторно провела процедуру рассмотрения вторых частей, поданных на участие в аукционе заявок, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№-ЭА (копия прилагается), который в установленном порядке размещен в единой информационной системе в сфере закупок и в журнале событий имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Комитетом в УФАС было направлено уведомление об исполнении Предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ (копия прилагается).
Таким образом, в моих действиях нет обязательных признаков состава правонарушения: виновного действия (бездействия) (ст. 4.1 КоАП РФ) и объективной стороны.
Кроме того, при вынесении постановления о наложении штрафа должностным лицом УФАС допущены следующие процессуальные нарушения:
- пункта 4 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ - так, в постановлении указано, что «совершено административное правонарушение группой лиц, что признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность». Считаю, что данное обстоятельство УФАС признано отягчающим незаконно в связи с тем, что пунктом 10 ст. 3, ст. 26 Закона № 44-ФЗ предусмотрено создание уполномоченных органов и наделение их полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. При этом пунктом 12.5 Положения о комитете предусмотрено создание комиссий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно ст. 39 Закона № 44-ФЗ, в дальнейшем каждый член такой комиссии самостоятельно принимает решение по рассмотрению заявок участников, в итогe в соответствующем протоколе формируется комиссионное решение по рассмотрению заявок участников закупки, не являющееся правонарушением, совершенном группой лиц.
В судебном заседании ФИО2 жалобу поддержала и просила её удовлетворить.
Судья, выслушав участников производства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
Согласно санкции данной нормы совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Правоотношения в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации указываются требования, предъявляемые к участникам такого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (пункт 2 части 3 статьи 49, часть 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона №44-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в конкурсе, предусмотренные статьей 51 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона №44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или копии таких документов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям закона, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно оспариваемому постановлению, должностное лицо пришло к выводу о том, что действия аукционной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе № решение о несоответствии заявки заявителя ООО «Стройжилсервис» требованиям документации об аукционе, нарушают часть 7 статья 69 Закона №44-ФЗ.
В ходе производства по жалобе установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А63-17078/2019 постановлено: решение Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о нарушении законодательства о закупках признано незаконным, предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ – недействительным.
Указанным решением Арбитражного суда <адрес> установлены следующие обстоятельства.
«Из материалов дела установлено, комиссией Ставропольского УФАС ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Стройжилсервис» (далее - ООО «Стройжилсервис») на действия уполномоченного органа - <адрес> по государственным закупкам (далее - Комитет) при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному строительству объекта: «Строительство детского сада в городе-курорте Кисловодске (<адрес>)», путем проведения электронного аукциона №, и проведения внеплановой проверки принято решение по делу № о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выразившемся в нарушении заказчиком, уполномоченным органом, требований части 7 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
По мнению Ставропольского УФАС, единой комиссией комитета по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд <адрес> и муниципальных нужд (далее - единая комиссия) принято решение о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с Положением о комитете <адрес> по государственным закупкам, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, Комитет является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков <адрес>, муниципальных заказчиков (в установленных случаях), а также иные функции в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Комитетом были размещены извещение и документация о закупке «Выполнение работ по капитальному строительству объекта: «Строительство детского сада в городе-курорте Кисловодске (<адрес>)» путем проведения электронного аукциона № (далее - аукцион) на основании обращения заказчика - Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в соответствии с Порядком взаимодействия комитета <адрес> по государственным закупкам при осуществлении централизованных закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения нужд <адрес> и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок взаимодействия). Начальная (максимальная) цена контракта - 213 467 712,00 руб. ДД.ММ.ГГГГ приказом Комитета № от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя Главы администрации города-курорта-начальника управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ в данное извещение были внесены изменения.
В соответствии с Порядком взаимодействия заказчики направляют в Комитет документацию о закупке, подготовленную и утвержденную заказчиком в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона №44-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99 (далее – постановление №99) установлены дополнительные требования к участникам закупок, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупок дополнительным требованиям.
Согласно пункту 2 Приложения 1 к постановлению №99 к участникам закупок, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, предъявляются следующие дополнительные требования:
- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. руб.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб., являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, требование законодательства о предоставлении участником копии исполненного контракта (договора) носит императивный характер и не содержит в данной части никаких исключений.
Разъяснения о подтверждении соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным вышеуказанным постановлением №99, содержатся в письме Министерства финансов России от 10.09.2017 №24-02-07/58642, являющегося регулятором контрактной системы в сфере закупок. Согласно данным разъяснениям с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 Приложения №1 к постановлению №99, в составе заявки участника закупки должен быть представлен хотя бы один контракт (договор). Официальная позиция регулятора контрактной системы в сфере закупок (Министерство финансов России), также дает основание полагать, что наличие в составе второй части заявки копии исполненного контракта (договора) является обязательным.
Заказчиком - управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в пункте 2.2 документации (стр. 6) в соответствии с постановлением №99 были установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. руб.
Согласно пункту 3.6 документации «Вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным:
- пунктом 2.2 раздела 2 настоящей документации: установлено:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».
Решением арбитражного суда также установлено, что «требования документации заказчика соответствуют требованиям Закона №44-ФЗ и постановления №99.
На участие в электронном аукционе поступило две заявки, при рассмотрении первых частей которых обе допущены единой комиссией к участию в аукционе (протокол от 13.05.2019 №286-ЭА).
В аукционе участвовала только одна заявка (197), предложенная участником цена контракта - 212 400 373,44 руб.
Оператором электронной площадки на рассмотрение единой комиссией была направлена вторая часть заявки участника аукциона в электронной форме с идентификационным номером 197 (ООО «Стройжилсервис»).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона №44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 данного закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 2 статьи 69 Закона №44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона №44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона.
…в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ аукционной документацией заказчика установлены дополнительные требования (пункты 2.2 и 3.6 документации).
…при рассмотрении единой комиссией второй части заявки участника с номером 197 (ООО «Стройжилсервис») было установлено, что в нарушение требований пункта 7. 2 Приложения 1 к постановлению №, а также требований пунктов 2.2, 3.6 документации копия контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) участником не представлена.
Поэтому, в полном соответствии с требованиями пункта 2 части 6 статьи 69 Закона №44-ФЗ заявка ООО «Стройжилсервис» по результатам рассмотрения вторых частей заявок признана единой комиссией не соответствующей требованиям Закона №44-ФЗ и документации.
Аукцион признан не состоявшимся на основании части 13 статьи 69 Закона №44-ФЗ в связи с тем, что комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей на участие в аукционе (протокол от 20.05.2019 №286-ЭА)».
Таким образом, вступившим в законную силу решением арбитражного суда установлено, что решение о несоответствии заявки ООО «Стройжилсервис» на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, вынесено единой комиссией обоснованно, требования ч. 7 ст. 69 Закона №44-ФЗ единой комиссией не нарушены.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судья приходит к выводу о том, что в действиях члена комиссии ФИО2 отсутствуют нарушения, вмененные обжалуемым постановлением.
Таким образом, в действиях члена комиссии ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ – отменить, производство по делу прекратить, жалобу должностного лица ФИО2 – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья подпись ФИО1