ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-293/19 от 06.09.2020 Псковского областного суда (Псковская область)

Cудья Емельянова М.В. № 12-293/2019

Дело № 5-3350/2021

УИД № 60RS0001-01-2021-005832-45

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

6 сентября 2020 г. гор. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Ищенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя SIA “LIGNUM Transport”/ООО «ЛИГНУМ Транспорт» ФИО1 на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 30 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении SIA “LIGNUM Transport”/ООО «ЛИГНУМ Транспорт»,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 30 июня 2021 г. SIA “LIGNUM Transport”/ООО «ЛИГНУМ Транспорт» (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, законный представитель SIA “LIGNUM Transport”/ООО «ЛИГНУМ Транспорт» ФИО1 просит об отмене постановления судьи городского суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Обращает внимание суда на то, что таможенные органы ОАЭ и Латвии, морской перевозчик в ходе международной перевозки морского контейнера не фиксировали несоответствия груза сведениям товаросопроводительных документов.

Ссылается на нормы Конвенции ООН о морской перевозке грузов и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, в силу которых, если груз перевозится в контейнере, его масса должна быть проверена (удостоверена) грузоотправителем, который гарантирует перевозчику точность предоставленных им для включения в коносамент данных относительно общего характера груза, его марок, числа мест, веса и количества. При этом морской коносамент является основным документом при таможенном оформлении международных грузов, прибывающих морским путем.

При указанных обстоятельствах с учетом норм названных Конвенций у перевозчика не было причины сомневаться в сведениях, указанных в товаросопроводительных документах. Физическая возможность проверить соответствие данных сведений у перевозчика отсутствовала, поскольку контейнер прибыл под пломбой. При этом получение пришедшего из ОАЭ по коносаменту контейнера в свободной экономической зоне (в Рижском торговом порту) уже является доказательством того, что представители перевозчика не присутствовали и не могли присутствовать при погрузке, что не подразумевает отдельной оговорки в CMR.

Допущенная ошибка не повлекла ущерба бюджету Российской Федерации, поскольку владелец груза ФИО2 при ввозе личных вещей освобожден от уплаты пошлин.

Указывает, что заявление о признании нарушения было направлено таможенному органу в связи с оказанным должностными лицами таможни давлением (удержанием водителя на посту в течение 4 дней, небрежным обращением сотрудников таможни с личными вещами владельца груза при досмотре, угрозой их конфискации).

В судебное заседание законный представитель SIA “LIGNUM Transport”/ООО «ЛИГНУМ Транспорт» не явился при надлежащем извещении, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.

Представитель Псковской таможни ФИО3 по доводам жалобы возражала.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет сведения количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров); весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах).

Данные сведения согласно положениям статей 80 и 89 ТК ЕАЭС, перевозчик сообщает путем представления таможенному органу международной транспортной накладной, имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары, транзитной декларации, других документов.

Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно пункту 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Как следует из материалов дела, 7 ноября 2020 г. в 18 часов 39 минут на таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни (дер. Шумилкино Печорского района, Псковской области) прибыло транспортное средcтво <данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты>, с морским контейнером № <данные изъяты>, находящимся на контейнерной площадки <данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты> под управлением водителя Г. В. перевозчика SIA “LIGNUM Transport”.

При прибытии на таможенную территорию ЕАЭС представлены товаросопроводительные документы: CMR № <данные изъяты> от 4 ноября 2020 г., инвойс от 2 ноября 2020 г., перечень бывших в употреблении личных вещей, ввозимых в Российскую Федерацию С. С.А., согласно которым ввозились личные бывшие в употреблении вещи С. С.А. по перечню, 162 упаковки, весом брутто 2100 кг.

Отправителем товара выступал С. С. через Team Mobility Shipping LLC (Дубай, ОАЭ); получателем являлся С. С. (Москва, Россия); перевозчик (экспедитор): SIA “LIGNUM Transport” (Юрмала, Латвия).

В рамках системы управления рисками было принято решение о проведении таможенного досмотра, в результате которого (АТД <данные изъяты>) установлено, что вес брутто перевозимого товара составляет 3024 кг, что на 924 кг больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах.

При указанных обстоятельствах SIA “LIGNUM Transport” при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС были сообщены недостоверные сведения о весе брутто товаров путем предоставления недействительных документов, что послужило основанием для его привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются: актом таможенного досмотра от 8 ноября 2020 г. № <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты> товаросопроводительными документами: CMR № <данные изъяты> от 4 ноября 2020 г. (л.д. <данные изъяты>), инвойсом от 2 ноября 2020 г. (л.д. <данные изъяты> и перечнем бывших в употреблении личных вещей, ввозимых С. С.А. (л.д. <данные изъяты>), счетом-фактурой от 25 ноября 2020 г. № V 970 (л.д. <данные изъяты> протоколом опроса свидетеля Г. В. от 11 ноября 2020 г. (л.д. <данные изъяты>), протоколом об административном правонарушении от 11 декабря 2020 г. № <данные изъяты>, другими материалами дела, исследованными судьей и получившими надлежащую оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Действия перевозчика SIA “LIGNUM Transport”, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС путем предоставления недействительных документов, содержащих недостоверные сведения, обоснованно признаны судьей виновными и правильно квалифицированы по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

В соответствии с ТК ЕАЭС именно на перевозчика возложена обязанность при международной перевозке сообщать таможенному органу в числе прочих сведения о весе брутто товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, независимо от течения обстоятельств организации перевозки.

Вступая в таможенные правоотношения, SIA “LIGNUM Transport” должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима и достаточна для выполнения в полном объеме предусмотренных таможенным законодательством обязанностей.

Согласно статье 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (далее – КДПГ) перевозчик при принятии груза к перевозке обязан проверить точность записей, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, их маркировки и размеров. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность этих записей, он должен вписать в накладную обоснование оговорки. Данная обязанность не исключает возможности проверки перевозчиком также веса товара, а при невозможности проверки - внесения в накладную соответствующих оговорок.

В случае если обоснованные оговорки перевозчиком в международную товарно-транспортную накладную не вносились, то подпись перевозчика в товаросопроводительных документах для контролирующих органов свидетельствует о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям, указанным в товаросопроводительных документах.

Таким образом, КДПГ не освобождает перевозчика от соблюдения таможенных правил, установленных законодательством ЕАЭС.

Принимая на себя обязательства по ввозу товаров на таможенную территорию ЕАЭС, SIA “LIGNUM Transport” в целях исполнения таможенного законодательства могло не только произвести сверку имеющихся в его распоряжении документов и пломб, наложенных на контейнер, но и осуществить взвешивание контейнера без повреждения пломб.

Превышение фактического веса брутто ввозимого товара над заявленным на 44% не могло не быть очевидным для автомобильного перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе.

Международная конвенция по охране человеческой жизни 1948 г. и Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., на которые ссылается законный представитель перевозчика, не содержат положений, исключающих ответственность автомобильного перевозчика, принявшего к перевозке морской контейнер, за соблюдение таможенных правил.

Предоставляя таможенному органу только сведения, сообщенные грузоотправителем, без дополнительной проверки этих сведений, SIA “LIGNUM Transport” приняло на себя ответственность за их достоверность.

SIA “LIGNUM Transport” не было лишено возможности доказывать, что нарушение таможенных правил вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что оно действовало с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил, и что с его стороны к этому были приняты все меры.

Однако, таких доказательств в материалах дела не имеется.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его фактические обстоятельства, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Административное наказание назначено SIA “LIGNUM Transport” в пределах санкции статьи, с соблюдением требований статьей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, совершенного Обществом впервые, и является наиболее мягким из предусмотренных КоАП РФ.

Каких-либо обстоятельств, которые, в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы служить основанием к отмене или изменению постановления судьи, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л :

постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 30 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в отношении SIA “LIGNUM Transport”/ООО «ЛИГНУМ Транспорт» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова