№12-295/19
РЕШЕНИЕ
08 октября 2019г. г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Матвеевой Н.А., при секретаре Занданове А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг., вынесенное в отношении должностного лица ФИО2 по ч. 2 ст.15.15.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. по делу ..., вынесенным заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по ..., должностное лицо- ФИО2, замещающий должность министра финансов Республики Бурятия, привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
На указанное постановление представителем ФИО1 подана жалоба в Советский районный суд ..., в которой просит отменить вынесенное постановление. Доводы жалобы заявителя мотивированы тем, что в действиях должностного лица отсутствует состав вмененного административного правонарушения. Также указано, что согласно поручению Президента Российской Федерации от № Пр-2048 в целях снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет в соответствии со статьей 105 БК РФ совместно с Минфином Российской Федерации сумма бюджетного кредита, предоставленная в рамках первоначального Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ... о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия, реструктурирована путем заключения дополнительных соглашений, в связи с чем республикой были приняты новые обязательства, регулирующие возврат заемщиком реструктурированной задолженности и ее погашения.
До исполнения поручения Президента Российской Федерации путем заключения дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности обязательства по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ... о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия условия предоставления бюджетного кредита республикой были исполнены в полном объеме и в установленные сроки согласно Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2016г. ....
Правила проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... устанавливают порядок проведения в 2017 году реструктуризации, меры ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации условий реструктуризации обязательств, включенных в дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов.
Реструктуризации подлежит задолженность по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, срок погашения которых наступает в 2018 - 2019 и 2021 - 2022 годах.
Пунктом 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ стороны подтверждают, что на дату заключения дополнительного соглашения обязательства (задолженность) заемщика - Министерства финансов Республики Бурятия по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ...о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетного кредита составляют 727 875 000,00руб.
Подпунктом «в» пункта 4 дополнительного соглашением от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено обязательство заемщика по обеспечению на ДД.ММ.ГГГГ доли общего объема долговых обязательств Республики Бурятия по государственным ценным бумагам республики и кредитам, полученным от кредитных организаций, не более 35% суммы доходов бюджета Республики Бурятия без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.
При этом обязательства, содержащиеся пп. «в» дополнительного соглашения согласно пункту 8 дополнительного соглашения вступает в силу со дня подписания сторонами т.е. с 25.12.2017г..
Обязательства, принятые в рамках дополнительного соглашений о реструктуризации задолженности не являются условиями предоставления бюджетного кредита, а являются обязательствами реструктурированной задолженности по ее возврату и погашению.
В соответствии со ст.ст.169, 184 БК РФ проект бюджета субъекта Российской Федерации составляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов Российской Федерации. Порядок и сроки составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований, устанавливаемых настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст.13, 15, 25 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... «О бюджетном процессе в ...» составление проекта республиканского бюджета - исключительная прерогатива Правительства Республики Бурятия.
В судебное заседание ФИО2 и его представитель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Представитель административного органа по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения поданной жалобы, ссылаясь на представленное письменное возражение.
Выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Объект данного правонарушения связан с посягательством на нормальный порядок бюджетного кредитования в Российской Федерации. Объективная сторона данного правонарушения связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ. Субъекты правонарушения по данной статье - должностные лица и юридические лица. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки выполнения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, заключенных в 2017 - 2018 годах, проведенной в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по ... от ДД.ММ.ГГГГ... в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве финансов Республики Бурятия, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Российской Федерации, субъекту Российской Федерации муниципальному образованию или юридическому лицу может быть предоставлен бюджетный кредит на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 93.3 БК РФ предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... утверждены Правила предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год (далее - Правила ...), согласно которым одной из целей, на которые предоставляются бюджетные кредиты, является частичное покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 10 Правил ... предоставление бюджетного кредита оформляется соглашением между Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
14.09.2017 между Министерством финансов Российской Федерации (кредитор) и Министерством финансов Республики Бурятия (заемщик) заключено Соглашение № 01-01-06/06-245 о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил ... и пунктом 1.3 раздела «Предмет Соглашения» Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ бюджетный кредит предоставляется для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
В соответствии с пунктом 5 Правил ..., подпунктом «и» пункта 3.2 раздела 3 «Обязанности Сторон» Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ бюджетный кредит предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации обязательства по поэтапному сокращению доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской. Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, путем обеспечения к ДД.ММ.ГГГГг. доли на уровне не более 40 % суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за год, к ДД.ММ.ГГГГ - не более 43%, к ДД.ММ.ГГГГг. - не более 43%, к ДД.ММ.ГГГГг. - не более 43% и к ДД.ММ.ГГГГг. - не более 44%.
Таким образом, установлено, что обязанность заемщика по обеспечению доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по рыночным заимствованиям на определенном уровне - это одно из существенных условий предоставления бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия.
Далее, в соответствии с пунктом 10 статьи 93.2 БК РФ и Правилами введения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Правила ...), сторонами к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ... о реструктуризации обязательства (задолженности) Республики Бурятия по бюджетному кредиту путем предоставления рассрочки по 2024 год включительно далее - Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункту 7 Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились о том, что обязательство, указанное в подпункте «к» пункта 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит исполнению со дня подписания стоящего Дополнительного соглашения.
Вместе с тем, принимая во внимание положения пункта 11 Правил ... подпункта «г»), предмет основного соглашения о предоставлении бюджетного кредита (пункт 1.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), а также суть проводимой реструктуризации в виде рассрочки основного обязательства (задолженности), рассматриваемая обязанность заемщика по обеспечению доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по рыночным заимствованиям на определенном уровне «перетекла» в дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (подпункт «в» пункта 4).
С учетом того, что рассрочка предоставлена заемщику на период с 2018 года по 2024 год, относительно рассматриваемой обязанности заемщика в Дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ указаны предельные значения доли долговых обязательств по рыночным заимствованиям по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рассматриваемая доля должна составить более 35% суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета возмездных поступлений за 2018 год (абзац 3 подпункта «в» пункта 4 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Однако, по данным Отчета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год (форма по ОКУД 0503117) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма доходов бюджета Республики Бурятия без учета безвозмездных поступлений за 2018 год составила 26 056 640 906,07 рублей, объем долговых обязательств Республики Бурятия по государственным ценным бумагам Республики Бурятия и кредитам, полученным Республикой Бурятия от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций составил 9 554 024 200,00 рублей. Соответственно, на ДД.ММ.ГГГГг. доля общего объема долговых обязательств Республики Бурятия по рыночным заимствованиям составила 36,6664 % суммы доходов бюджета Республики Бурятия без учета безвозмездных поступлений за 2018 год (9 554 024 200,00 / 26 036 640 906,07 * 100 % = 36,6664 %).
Кроме того, данный факт неисполнения заемщиком обязанности по обеспечению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доли долговых обязательств Республики Бурятия по рыночным заимствованиям на уровне - не более 35 % подтверждается данными, указанными в Информации о выполнении условий, предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 4 и пункта 6 дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашениям о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ..., от ДД.ММ.ГГГГ..., от ДД.ММ.ГГГГ..., представленной в Министерство финансов Российской Федерации письмом от ДД.ММ.ГГГГ...-И753/19, и письмом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... о досрочном погашении в срок до 01.07.2019г. задолженности по бюджетным кредитам за неисполнение предельных значений.
Рассматриваемая обязанность заемщика по обеспечению доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по рыночным заимствованиям на определенном уровне, будучи, как указано выше, связанной с самой целью предоставления бюджетного кредита, «перетекла» в Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, так по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рассматриваемая доля должна составить не более 35 % суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год (абзац 3 подпункта «в» пункта 4 Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Заявитель жалобы в подтверждение доводов об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения ссылается на п. 1 ст. 105 БК РФ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 278-ФЗ), в котором дается понятие реструктуризации государственного (муниципального долга). Вместе с тем, данное понятие дано законодателем в контексте главы 14 «Государственный (муниципальный долг)» БК РФ, в то время как рассматриваемые правоотношения регулируются положениями Главы 13 «Дефицит бюджета и источники его финансирования» БК РФ, в составе которой закреплены основные положения о бюджетных кредитах, в том числе приводится понятие реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту (пункт 10 статьи 93.2 БК РФ, действовавший на дату подписания Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Так согласно статьи 93.2 БК РФ под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения.
Понятие «реструктуризация» относится лишь к денежному обязательству, возникшему при предоставлении бюджетного кредита, при этом остальные сопутствующие условия (обязательства), при которых предоставлен бюджетный кредит, в случае осуществления реструктуризации подлежат соблюдению, за исключением условия (требования) об отсутствии у должника просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед кредитором, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Поскольку в рассматриваемом случае реструктуризация осуществлена путем предоставления рассрочки, оформлена не самостоятельным соглашением, а дополнительным соглашением, которое согласно общепринятым правилам юридической техники является неотъемлемой частью основного действующего соглашения, рассматриваемый бюджетный кредит считается, по-прежнему, предоставленным ..., заемщику лишь дана рассрочка по исполнению денежного обязательства, следовательно, утверждать, что условия дополнительного соглашения не являются при этом условиями основного соглашения, а, следовательно, условиями предоставления бюджетного кредита, недопустимо.
Доводы жалобы о том, что в ходе исполнения республиканского бюджета в 2018 году, в рамках завершения финансового года Министерством финансов Республики Бурятия были предприняты все исчерпывающие меры в пределах имевшихся собственных средств республиканского бюджета, меры для выполнения обязательств Республики Бурятия по вопросу обеспечения на ДД.ММ.ГГГГ ограничений по размеру долга предусмотренному дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ... о реструктуризации бюджетного кредита 2017 года к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ..., все решения по проекту закона о республиканском бюджете либо внесение в него изменений принимается коллегиально, не могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку носят лишь пояснительный характер, и надлежащим исполнением принятого обязательства по обеспечению на ДД.ММ.ГГГГ доли общего объема долговых обязательств Республики Бурятия по рыночным заимствованиям на уровне не более 35 % суммы доходов республиканского бюджета не являются.
Так в соответствие с пунктом 3.1 Положения о Министерстве финансов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Положение о Министерстве), на Министерство, как на финансовый орган, возложены, в том числе, следующие полномочия:
разработка основных направлений бюджетной политики (пункт 3.1.1);
составление проекта республиканского бюджета (пункт 3.1.3);
организация исполнения республиканского бюджета: составление и ведение сводной бюджетной росписи; составление лимитов бюджетных обязательств; составление и ведение кассового плана республиканского бюджета; завершение финансового года (пункт 3.1.6);
анализ республиканского бюджета (пункт ДД.ММ.ГГГГ);
управление государственным долгом Республики Бурятия (пункт ДД.ММ.ГГГГ);
- осуществление государственных заимствований Республики Бурятия, в том числе бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета, от имени Республики Бурятия (пункт ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункту 1.2 Положения о Министерстве Министерство финансов Республики Бурятия осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе, с органами государственной власти Республики Бурятия, в число которых входит и Народный хурал Республики Бурятия. Следовательно, Министерство, реализуя свое исключительное полномочие по осуществлению государственных заимствований от имени Республики Бурятия, в целях надлежащего исполнения обязанности, принятой им по соглашению о предоставлении бюджетного кредита, обязано обеспечить необходимое взаимодействие с иными органами государственной власти. Действия (бездействие) иных органов исполнительной власти, а также органа законодательной власти Республики Бурятия не исключают факт нарушения Министерством условий предоставления бюджетного кредита.
Оценив представленные доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем признает законным и обоснованным постановление о привлечении его к административной ответственности.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают установленные в ходе проведенной проверки обстоятельства, а потому основанием для отмены постановления не являются.
При назначении ФИО2 административного наказания должностным лицом требования ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены.
Исходя из изложенного, прихожу к выводу, что оснований для отмены, изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, все обстоятельства совершенного правонарушения были учтены при вынесения постановления должностным лицом, постановление содержит правильные выводы, действия квалифицированы верно, наказание назначено в пределах санкции и соразмерно содеянному. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление от ДД.ММ.ГГГГг. по делу ..., вынесенное заместителем руководителя УФК по РБ в отношении должностного лица ФИО2 по ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.
Судья: Н.А.Матвеева