Дело № 12-295/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
09 июня 2021 года г. Челябинск
Судья Курчатовского районного суда г. Челябинска Власийчук Т.М.,
при секретаре Самойловой А.А.,
с участием потерпевшего ФИО1,
представителя Центрального банка Российской Федерации (Банк России) Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – генерального директора акционерного общества институт «Челябинский Промстройпроект» ФИО3 – ФИО4, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № от 10 декабря 2020 года заместителя управляющего Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации и ФИО5 по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора акционерного общества институт «Челябинский Промстройпроект» ФИО3,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО5 № от 10 декабря 2020 года генеральный директор акционерного общества институт «Челябинский Промстройпроект» (ИНН №) ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Потерпевший ФИО1 обратился в суд с жалобой, согласно которой не оспаривая установленные обстоятельства правонарушения, считает постановление в части замены административного штрафа на предупреждение является незаконным, поскольку правонарушение генеральным директором акционерного общества институт «Челябинский Промстройпроект» ФИО3 совершено повторно.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал доводы жалобы по изложенным основаниям.
Представитель Центрального банка Российской Федерации (Банк России) Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 в судебном заседании считает жалоба ФИО1 является необоснованной и не подлежит удовлетворению, поскольку сроки, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, по постановлениям № № от 03 октября 2019 года, № № от 04 сентября 20129 года, № № от 04 сентября 2019 года, № № от 04 сентября 2019 года в отношении ФИО6 истекли 01 ноября 2020 года и 26 ноября 2020 года, что исключало возможность учета данных административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО4 считает постановление № № от 10 декабря 2020 года законным, обоснованным, доводы жалобы ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
Изучив доводы жалобы, выслушав стороны, проверив письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в адрес АО институт «Челябинский Промстройпроект» 21 мая 2020 года поступило заявление ФИО1 о предоставлении следующих документов в связи с подготовкой и проведением 25 мая 2020 года общего годового собрания акционеров Общества (входящий 251 от 21 мая 2020 года):
1. годового отчета общества;
2. годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в объеме, предусмотренном Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402 «О бухгалтерском учете» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 года № 66-н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;
3. аудиторского заключения;
4. заключения внутреннего аудита;
5. сведений о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества,
счетную комиссию общества;
6. проектов решений общего собрания акционеров;
7. информации об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения общего собрания акционеров;
8. отчета о заключенных в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность;
9. информации (материалов), предусмотренные уставом общества;
10. сведений о кандидатах в ревизионную комиссию общества;
11. заключения ревизионной комиссии общества по результатам проверки годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества;
12. сведений о наличии письменного согласия кандидатов на выдвижение в совет директоров, ревизионную комиссию, счетную комиссию, исполнительный орган, иные сведения о кандидатах предусмотренные уставом;
13. рекомендаций совета директоров по размеру дивиденда и порядку его выплаты;
14. полного заключения Совета директоров АО институт «Челябинский Промстройпроект» о крупной сделке, в которой имеется заинтересованность, в котором должны содержаться, в том числе, информация о предполагаемых последствиях для деятельности Общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки (также, в указанном заключении Совета директоров Общества должно было быть указано конкретное имущество общества, являющееся предметом крупных сделок, и сделок, в которых имеется заинтересованность, балансовая и рыночная стоимость данного имущества);
15. полного текста протокола Совета директоров Общества, на котором принималось решение о проведении собрания акционеров 25.05.2020, а также принимались иные решения, связанные с проведением годового общего собрания акционеров Общества 25.05.2020;
16. полного текста протокола Совета директоров Общества, на котором должно было быть принято решение об определении рыночной цены выкупа акций, требования о выкупе которых могут быть предъявлены Обществу в порядке статей 75, 76 Закона № 208-ФЗ, с указанием цены выкупа акций;
17. полного отчета независимого оценщика о рыночной стоимости акций Общества (со всеми приложениями), требования о выкупе которых могут быть предъявлены Обществу в порядке статей 75,76 Закона № 208-ФЗ;
18. расчета стоимости чистых активов Общества по данным бухгалтерской отчетности Общества за последний завершенный отчетный период;
19. списка аффилированных лиц Общества;
20. информации о направлении Обществом акционеру
ФИО1 сообщений о проведении общих собраний акционеров за
последние 5 лет с предоставлением надлежаще заверенных копий
подтверждающих документов;
21. судебных решений и постановлений по спорам, связанным с созданием Общества, управлением им или участия в нем, а также судебных актов по таким спорам, в том числе определений о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятий искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска за весь период деятельности Общества (представить заверенные копии судебных актов).
Пунктом 3 статьи 52 Закона № 208 установлен перечень информации (материалов), предоставляемой лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества.
Перечень дополнительной информации (материалов), обязательной (обязательных) для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров, установлен Положением об общих собраниях акционеров, утвержденных Банком России 16 ноября 2018 года № 660-П (далее по тексту Положение № 660-П).
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 52 Закона № 308-ФЗ общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Закона № 208-ФЗ общество обязано хранить документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 91 Закона № 208-ФЗ общество обязано обеспечить акционерам доступ по их требованию к следующим документам, в том числе, к уставу общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменениям и дополнениям.
Кроме того, по требованиям акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, публичное общество обязано обеспечить доступ к протоколам заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества (подпункт 2 пункта 2 статьи 91 Закона № 208-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 91 Закона № 208-ФЗ документы, предусмотренные пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исходя из положений пункта 3 статьи 52 и статьи 91 Закона № 208-ФЗ, применение той или иной нормы обусловлено целями, в которых акционер истребует у Общества документы, и тем, насколько эти цели соответствуют повестке дня конкретного общего собрания акционеров общества.
Таким образом, если документы необходимые акционеру для подготовки и участию в очередной или внеочередном общем собрании акционеров общества и соответствуют вопросам, выключенным в повестку дня этого собрания, доступ к таким документам должен быть обеспечен обществом в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2 статьи 52 Закона № 208-ФЗ.
В случае если документы истребуются акционером для целей, не связанных с подготовкой к участию в общем собрании акционеров обществом, то доступ к ним обеспечивается обществом в соответствии с требованиями установленными статьей 91 Закона № 208-ФЗ.
Таким образом, документы, указанные в пунктах 1-14, 16-18 (за исключением документов, указанных в пунктах 4,8, поскольку указанные документы подлежат представлению публичным акционерным обществом) заявления ФИО1 от 221 мая 2020 года № 251, подлежали предоставлению Обществом акционеру ФИО1 в прорядке установленном статьей 52 Закона № 208-ФЗ и Положением № 660-П, и должны были быть предоставлены Обществом в срок не позднее 01 июня 2020 года.
Непредставление обществом документов, указанных в пунктах 1-14, 16-18 (за исключением документов, указанных в пунктах 4,8) заявления ФИО1 от 21 мая 2020 года № 251, образуют объективную сторону иного административного правонарушения, не рассматриваемого по настоящему делу.
Документы, указанные в пунктах 15,20 заявления ФИО1 от 21 мая 2020 года № 251, не подлежали представлению Обществом ФИО1 в порядке, установленном статьей 91 Закона № 208-ФЗ и Указанием Банка России от 28 июня 2019 года № 5182-У «О дополнительных требованиях к процедурам предоставления акционерными обществами документов или копий документов в соответствии со статьей 91 Федерального закона «Об акционерных обществах», поскольку ФИО1 является владельцем одной акции Общества, что в процентном соотношении составляет менее чем один процент голосующих акций Общества.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 статьи 91 Закона № 208-ФЗ Общество вправе отказать в доступе к документам и информации при наличии хотя бы одного из следующих условий: лицо, обратившееся с требованием о предоставлении доступа к документам не обладает правом доступа к соответствующей категории документов.
В соответствии с пунктом 31 Указания № 5182-У, в случае принятия обществом решения об отказе правомочному лицу в доступе к документам общества по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах», общество обязано в течение семи рабочих дней со дня предъявления Требования уведомить в письменной форме правомочное лицо о принятом решении. Уведомление об отказе в предоставлении доступа к документам общества направляется правомочному лицу способом связи, указанным в Требовании.
Вместе с тем Общество не исполнило указанную обязанность в установленный срок, направив ФИО1 письмо от 26 июня 2020 года № № содержащее отказ в предоставлении документов, поименованных в пункте 20 заявления ФИО1 от 21 мая 2020 года №, только 29 июня 2020 года. Документы, поименованные ФИО1 в пункте 15 заявления от 21 мая 2020 года №, направлены Обществом в адрес ФИО1 29 июня 2020 года (пункты 12, 13 описи вложения).
Документы, поименованные в пунктах 19 и 21 заявления ФИО1 от 21 мая 2020 №, подлежали представлению Обществом акционеру ФИО1 в порядке, установленном статьей 91 Закона № 208-ФЗ и Указанием № 5182-У.
В соответствии с пунктом 3 Указания № 5182-У, доступ к документам общества в соответствии с пунктом 11 статьи 91 Закона № 208-ФЗ должен быть предоставлен обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления правомочным лицом требования о предоставлении доступа к документам общества (далее по тексту - Требование).
В соответствии с пунктом 24 Указания № 5182-У от 28 июня 2019 года в случае если в Требовании (в одновременно поступивших Требованиях) правомочного лица запрошены копии документов общества в значительном объеме (более десяти документов и (или) более двухсот страниц, если большее количество и (или) объем документов не установлены уставом или внутренним документом общества), срок, указанный в пункте 3 настоящего Указания, может быть продлен в целях обеспечения исполнения Требования, но не более чем на двадцать рабочих дней. В этом случае общество не позднее семи рабочих дней со дня предъявления Требования обязано уведомить в письменной форме правомочное лицо о продлении срока и его причинах. Уведомление должно быть направлено правомочному лицу способом связи, указанным в Требовании. По мере изготовления копий запрошенных документов общество обязано предоставлять их в указанном в Требовании порядке.
Истребуемые ФИО1 документы, поименованные в пунктах 19-21 заявления от 21 мая 2020 года №, подлежали представлению Обществом в порядке статьи 91 Закона № 208-ФЗ, запрошены ФИО1 количестве и объеме, не превышающем десяти документов и (или) двухсот страниц (большее количество или объем документов уставом Общества или внутренним документом Общества не установлены). Таким образом, Общество обязано было их предоставить в срок не позднее 01 июня 2020 года.
Таким образом, Общество нарушило установленный пунктом 11 статьи 91 Закона № 208-ФЗ срок предоставления документов по заявлению ФИО1 от 21 мая 2020 года №, в части непредставления Обществом документов, указанных в пунктах 19 и 21 заявления ФИО1 от 21 мая 2020 года №, а также нарушило установленный пунктом 31 Указаний № 5182-У срок направления письма с отказом в предоставлении документов, поименованных в пунктах 15, 20 заявления ФИО1 от 21 мая 2020 года №.
Фактические обстоятельства дела, установленные административным органом, сторонами признаются и не оспариваются.
Изложенное послужило основанием для привлечения должностного лица директора АО институт «Челябинский Промстройпроект» ФИО3 к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 Ко ATI РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.
В постановлении должностного лица указано, что ранее ФИО3 привлекался Отделением Челябинск к административной ответственности, в том числе по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ Постановлением № № от 04 сентября 2019 года, вступившим в законную силу 26 ноября 2019 года, которым ФИО3 назначено административное наказание в виде предупреждения. На момент рассмотрения материалов настоящего административного дела сроки, указанные в статьях 4.6 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении по указанному выше постановлению, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по административному правонарушению, истекли, что исключает возможность учета такого административного правонарушения в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
С выводом административного органа о возможности в данном случае замены наказания в виде штрафа на предупреждение, ФИО1 не согласился, указав, что правонарушение совершено генеральным директором АО институт «Челябинский Промстройпроект» ФИО3 повторно.
С таким доводом ФИО7 согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, относится повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 указанного Кодекса).
Таким образом, истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Из материалов дела усматривается, что ранее ФИО3 привлекался Отделением Челябинск к административной ответственности, в том числе по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением № № от 04 сентября 2019 года, вступившим в законную силу 26 ноября 2019 года, которым ФИО3 назначено административное наказание в виде предупреждения (л.д. 203-210).
Также ФИО3 привлекался Отделением Челябинск к административной ответственности постановлениями № № от 03 октября 2019 года (вступило в законную силу 01 ноября 2019 года), № № от 04 сентября 2019 года (вступило в законную силу 26 ноября 2019 года), №> № от 04 сентября 2019 года (вступило в законную силу 26 ноября 2019 года). ФИО3 назначено административное наказание в виде предупреждения (л.д. 177-187, 188-195, 196-202).
ФИО3 совершил вмененное административное правонарушении 02 июня 2020 года.
В силу части 1 и 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Исходя из вышеизложенных норм права срок, установленный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит исчислению не со дня совершения административного правонарушения, а со дня вступления в законную силу постановления, которым лицо, привлекаемое к административной ответственности, считается подвергнутым административному наказанию. Следовательно, указанный срок надлежит исчислять со дня вынесения постановления управляющего Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО5 № от 10 декабря 2020 года директор акционерного общества институт «Челябинский Промстройпроект» ФИО3 признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По рассматриваемому административному правонарушению сроки, установленные статье 4.6 КоАП РФ, на день вынесения постановления истекли, что позволяет применить положения части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности при производстве по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления № № от 10 декабря 2020 года заместителя управляющего Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО5 по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора акционерного общества институт «Челябинский Промстройпроект» ФИО3, по делу не имеется, в жалобе не представлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление № № от 10 декабря 2020 года заместителя управляющего Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО5 по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора акционерного общества институт «Челябинский Промстройпроект» ФИО3 оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Курчатовский районный суд г. Челябинска.
Судья Т.М.Власийчук