ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-29/20 от 04.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 12-29/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Томск 04 февраля 2020 года

Судья Ленинского районного суда г. Томска (г. Томск, пер. Батенькова, 6) Останин В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбината «Кедр» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Смирнова, 42, строение 3, ОГРН 1027000854561, ИНН 7019014842 на постановление по делу об административном правонарушении от 18 декабря 2019 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Томска, которым Федеральное государственное казенное учреждение комбината «Кедр» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу, расположенное по адресу: г.Томск, ул.Смирнова, 42, строение 3, ОГРН 1027000854561, ИНН 7019014842, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Томска от 18.12.2019 Федеральное государственное казенное учреждение комбината «Кедр» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу (далее – ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

21.12.2019 ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва обратилось в Ленинский районный суд г. Томска с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от 18.12.2019 отменить, принять по делу новое решение - об освобождении ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва от административной ответственности и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указывает, что мировым судьей не было принято во внимание и не дана правовая оценка тем обстоятельствам, что комбинат не выполнил предписание <номер обезличен> от <дата обезличена> по объективным причинам. Так, в 2017 и 2018 годах комбинат направлял письма в Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, в которых просил выделить денежные средства на строительство убежища, представлял пакет документов на проектирование и строительство защитного сооружения убежища, просил включить в план для создания убежища. В ответ на обращения Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу указало, что данные предложения по включению строительства убежища в Федеральную адресную инвестиционную программу и выделения для этой цели денежных средств были направлены в Федеральное агентство по государственным резервам. В 2019 году ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва вновь обратилось в Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу с просьбой предоставления информации относительно строительства убежища, на что получило письмо, где сообщалось, что предложения Росрезерва о включении реконструкции сооружений сооружение гражданской обороны системы Росрезерва на 2020 и плановый период 2021- 2022 годы, были отклонены.

В 2019 году Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях направило в адрес ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва письмо, в котором были представлены защитные сооружения гражданской обороны, но поскольку данные сооружения не соответствовали нормам СП 88.133330.2014, от их получения комбинат отказался.

При этом, ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва в жалобе указывает, что предписание <номер обезличен> от <дата обезличена> считает законным и обоснованным, обжаловать данное предписание комбинат никогда не имел намерения, однако полагает возможным оспорить меру наказания.

Мировым судьей при рассмотрении дела не было принято во внимание, что комбинат не имеет собственных денежных средств, его деятельность финансируется из государственного бюджета, кроме того, мировая судья не дала оценки перечисленным обстоятельствам, пояснениям лиц, не установила смягчающие и отягчающие обстоятельства.

В судебном заседании защитник ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва Ковригин А.М., действующий на основании доверенности № 1/19 от 15.11.2019, законный представитель ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва исполняющий обязанности директора Краев К.Л., а также законный представитель ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва директор Денисов В.В. поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – начальник отдела организации надзорных мероприятий в области гражданской обороны управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Томской области Пашин А.Н. в судебном заседании считал постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Томска от 18.12.2019 законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а жалобу ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва без удовлетворения. Указал, что с момента окончания плановой проверки (с 2017 года) и до настоящего времени ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва не осуществляется реализация полномочий, возложенных на организацию, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», в том числе: планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне; создание и содержание в целях гражданской обороны убежищ. Руководство комбината не обязательно должно было строить новый объект, но и попытаться реконструировать имеющиеся, поискать варианты по аренде или безвозмездного пользования готовых объектов, уже имеющихся рядом с территорией комбината. Однако ничего этого не было сделано.

Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, законных представителей ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, изучив материалы административного дела, жалобу, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

Под мероприятиями по гражданской обороне понимаются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.

В силу пункта 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, местном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе, строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

Согласно пунктам 3, 10, 12 названного Порядка убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.

Организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях названной категории, необходимо в каждом конкретном случае устанавливать законность предъявляемых требований и оценивать их с точки зрения соответствия конституционному требованию правовой определенности, и критерию исполнимости.

Требования к предписаниям органов государственного и (или) муниципального контроля изложены в статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По смыслу названной нормы, предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Бремя доказывания правомерности требований и факта нарушения закона лицом, которому предъявлены соответствующие требования, возложены на органы, осуществляющие государственный контроль.

Как видно из материалов дела, должностным лицом ГУ МЧС России по Томской области ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва <дата обезличена> выдано предписание <номер обезличен>, в котором было указано, что в целях устранения выявленных при проверке нарушений требований в области гражданской обороны и в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» необходимо для работников наибольшей работающей смены ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва (организации, отнесенной к категории по гражданской обороне), создать убежище и согласовать его создание с Федеральным агентством по государственным резервам. Проверка выполнения предписания была согласована на ноябрь 2019 года.

<дата обезличена> на основании распоряжения ВрИО начальника ГУ МЧС по Томской области Сибирякова А.А. в отношении ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены факты невыполнения юридическим лицом в установленный срок до01.10.2019 предписания от <дата обезличена><номер обезличен> а именно, не создание ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва (организации, отнесенной к категории по гражданской обороне) убежища для работников наибольшей работающей смены.

В этот же день, <дата обезличена>, начальником отдела организации надзорных мероприятий в области гражданской обороны управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Томской области Пашиным А.Н. в отношении ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва был составлен протокол № 9 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений требований законодательства в области гражданской обороны, за невыполнение предписания ГУ МЧС по Томской области об устранении нарушений требований законодательства в области гражданской обороны от <дата обезличена><номер обезличен> срок для исполнения которого истек (до <дата обезличена>), за не устранение нарушений, изложенных в предписании <номер обезличен> от <дата обезличена> – а именно, не создание убежища для работников наибольшей работающей смены ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва (организации, отнесенной к категории по гражданской обороне).

Указанные обстоятельства подтверждены представленными по делу доказательствами, которые были исследованы в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Томска, в связи с чем мировым судьей был правомерно сделан вывод о признании ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ.

Однако, ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва <дата обезличена> обращалось в Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу с просьбой выделения денежных средств для создания отдельно стоящего убежища, в связи с выданным ГУ МСЧ по Томской области предписанием по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, а также предоставляло пакет документов для согласования решения на проектирование и строительство защитного сооружения убежища.

<дата обезличена> ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва вновь обратилось в Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу с просьбой включения в план для создания убежища и <дата обезличена> года получило ответ, в котором заместитель руководителя Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу указал, что предложения по включению строительства убежища на комбинате в Федеральную адресную инвестиционную программу и выделения для этой цели денежных средств были направлены в Федеральное агентство по государственным резервам <дата обезличена>

<дата обезличена> ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва обращалось в Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу с запросами о предоставлении информации об отклонении предложения о включении ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва в Федеральную адресную инвестиционную программу на <дата обезличена> и плановый период <дата обезличена>.

В ответ на данные обращения Федеральное агентство по государственным резервам в своем письме от <дата обезличена> указало, что предложения о включении строительства и реконструкции сооружений гражданской обороны системы Росрезерва в Федеральную адресную инвестиционную программу на <дата обезличена> и плановый период <дата обезличена>, в том числе ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва, были представлены для рассмотрения в Минэкономразвития России и Коллегию Военно-промышленной комиссии в установленном порядке.

В соответствии с протоколом по итогам заседания рабочей группы № 3 «Специальный комплекс» Межведомственной комиссии по подготовке предложений по формированию и повышению эффективности расходов инвестиционного характера от <дата обезличена> предложения Росрезерва о включении реконструкции сооружений гражданской обороны системы Росрезерва в Федеральную адресную инвестиционную программу на <дата обезличена> и плановый период <дата обезличена> были отклонены.

Аналогичные сведения были получены судьей из Федерального агентства по государственным резервам, из Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу в ответ на направленные судебные запросы. Но при этом, из одного и другого ответов на запросы следует, что ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва с просьбой о выделении денежных средств для целей аренды убежища не обращалось.

Таким образом, ссылка ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва на то обстоятельство, что комбинат неоднократно обращался с просьбой о выделении денежных средств на строительство убежища в Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, нашла свое подтверждение в судебном заседании, однако данное обстоятельство свидетельствует о том, что комбинатом было признаны выявленные нарушения и ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва начал предпринимать попытки к их устранению.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, судья районного суда приходит к выводу, что мировым судьей была дана оценка всем фактическим обстоятельствам дела на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Выводы мирового судьи о наличии в действиях ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва состава вмененного административного правонарушения является верными, нашли свое подтверждение. В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что должностными лицами комбината предпринимались меры к реконструкции имеющихся помещений с целью перевода их в разряд убежища, поиска вариантов по аренде или безвозмездном пользовании готовых объектов, расположенных рядом с территорией комбината.

Судьей районного суда установлено, что при рассмотрении дела мировым судьей не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену постановления о назначении административного наказания.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Обжалуемое постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ФГКУ комбинат «Кедр» Росрезерва при рассмотрении жалобы не установлено.

Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Томска от 18 декабря 2019 года в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбината «Кедр» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу оставить без изменения, а жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбината «Кедр» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление мирового судьи и настоящее решение подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12 и 30.13 КоАП РФ.

Судья:

УИД 70MS0023-01-2019-005571-36