Дело № 12-2/16
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград 25 декабря 2015 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Назарова Ю. А. на постановление заместителя председателя комитета финансов – начальника управления межбюджетных отношений и государственных программ комитета финансов Волгоградской области Завьялова Д.Ю.№... от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, с участием представителя заявителя Назарова Ю.А. – Бискуп Е.Ю., представителей комитета финансов Волгоградской области Порутчикова И.А. и Шестимирова И.Н.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя председателя комитета финансов – начальника управления межбюджетных отношений и государственных программ комитета финансов Волгоградской области Завьялова Д.Ю.№... от ДД.ММ.ГГГГ директор государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский технический колледж» Назаров Ю. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в ....
Не согласившись с данным постановлением, Назаров Ю.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, в обоснование жалобы указав, что согласно утвержденным сметам за 2012-14 годы выплаты студентам утверждены по КСОГУ 290 «Прочие расходы». Денежные средства в сумме ... были выплачены по КОСГУ 290 «Прочие расходы» - студентам ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж», что является подтверждением целевого расходования с бюджетных средств. Согласно письма Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «Органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями), главного распорядителя бюджетных средств реализации государственной учетной политики, бюджетной сметы и (или) госзадания иными документами, являющимися правовыми». Данные выплаты начислены на основании приказов колледжа. Приказы колледжа создавались на основании Федерального закона РФ «Об образовании» № 273-ФЗ статьи 34 п.1пп.26 и Положения ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж» о стипендиальном обеспечении студентов. Данные выплаты выплачивались за успехи в учебной, физкультурной, спортивной и общественной деятельности. По мнению Комитета финансов подобные выплаты не предусмотрены ни Федеральным законом РФ «Об образовании», ни нормативными актами Волгоградской области, а именно Законом Волгоградской области «О стипендиях и мерах социальной поддержки обучающихся в Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД (в постановлении содержится ссылка на недействующий Закон « 09-ОД), постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п и постановлением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№..., однако данная позиция опровергается положениями ст.ст.34, 36 Федерального закона РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по мнению заявителя, средства, полученные ГБОУ СПО "Волгоградский технический колледж" из бюджета бюджетной системы Российской Федерации на исполнение публичных обязательств по выплате академических и социальных стипендий обучающимся и студентам, обучающимся в бюджетных организациях, были направлены на цели, соответствующие получения бюджетных средств, в полном соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», Законом Волгоградской области «О стипендиях и мерах социальной поддержки обучающихся в Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД и Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№.... Со стороны ГБОУ СПО "Волгоградский технический колледж" обеспечено соблюдение академических прав студентов и применение мер социальной поддержки и стимулирования, предусмотренных федеральным законодательством, что и является основной целью получения бюджетных средств. Более того, выплаты студентам ГБОУ СПО "Волгоградский технический колледж" производились уже в 2013 году. По итогам 2013 года учредителю колледжа предоставлялись отчеты об использовании бюджетных средств, в которых содержались сведения о выплатах студентам, но возражений не последовало. Кроме того заявитель просил учесть тот факт, что он возглавляет бюджетное учреждение, размер его заработной платы определяется учредителем, и никакого дополнительного источника дохода у него не имеется, в связи с чем штрафная санкция существенно ухудшит финансово-экономическое положение заявителя. Также в жалобе содержится ссылка на положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание заявитель Назаров Ю.А. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ, причин уважительности неявки суду не представлено, также как и ходатайств об отложении, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя Назарова Ю.А. по доверенности Бискуп Е.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представители комитета финансов Волгоградской области Порутчиков И.А. и Шестимиров И.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании полагали жалобу заявителя необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.1 ч.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1- 25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Из представленных материалов усматривается, что в комитет финансов Волгоградской области на рассмотрение поступили материалы плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного образования «Волгоградский технический колледж» за период 2012-2014 года, проведенной комитетом образования и науки Волгоградской области, по результатам которой было установлено, что в нарушение требований законодательства ГБОУ СПО "Волгоградский технический колледж" направил средства, полученные из бюджета бюджетной системы РФ на исполнение публичных обязательств по выплате академических и социальных стипендий обучающимся и студентам, обучающихся в бюджетных организациях, на цели, не соответствующие целям получения бюджетных средств.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский технический колледж» Назарова Ю.А. был составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым директор государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский технический колледж» Назаров Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
Согласно ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании приказа комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...Назаров Ю. А. занимает должность директора ГБОУ СПО "Волгоградский технический колледж", и в соответствии с Уставом является ответственным лицом за целевое использование бюджетных ассигнований.
Таким образом, административным органом правильно установлен субъект административного правонарушения.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленное соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.
Согласно статье 74.1 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено следующее: обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании (образовательный кредит) (пп.5 п.2 ст.34); стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (п.1 ст.36); в Российской Федерации устанавливаются следующие виды стипендий: государственная академическая стипендия студентам; государственная социальная стипендия студентам; государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам; стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации; именные стипендии; стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение; стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.2 ст.36).
Согласно «Положению о стипендиальном обеспечении студентов и обучающихся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и начального профессионального образования Волгоградской области», утвержденному постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п академическая стипендия назначается студентам, прошедшим все испытания промежуточной аттестации, в зависимости от рейтинга успеваемости, и обучающимся, не получающим питание в образовательном учреждении, независимо от итогов промежуточной аттестации, в пределах стипендиального фонда; назначение академической и социальной стипендии производится приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии; студентам и обучающимся, прошедшим все испытания промежуточной аттестации на "отлично", в пределах имеющихся средств устанавливаются повышенные академические стипендии в размере, определенном советом образовательного учреждения. Назначение и выплата повышенной академической стипендии производится в порядке, определяющем назначение и выплату академической стипендии; право на получение социальной стипендии имеют студенты и обучающиеся, определенные Законом Волгоградской области №...-ОД. Для получения социальной стипендии студенты и обучающиеся ежегодно представляют в образовательное учреждение документы, подтверждающие наличие оснований для получения социальной стипендии; распределение стипендиального фонда и процедура назначения стипендий осуществляется в соответствии с настоящим Положением и порядком, утвержденным советом образовательного учреждения в соответствии с его уставом по согласованию со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (при ее наличии) или с органом студенческого самоуправления.
В соответствии с «Порядком предоставления мер социальной поддержки студентам и обучающимся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Волгоградской области», утвержденном постановлением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№..., предусмотрено, что студентам государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее именуются - студенты) и обучающимся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования (далее именуются - обучающиеся) предоставляется мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты; единовременная денежная выплата предоставляется на оказание помощи нуждающимся студентам и обучающимся на основании их личного заявления с указанием причин обращения за предоставлением меры социальной поддержки. Решение о предоставлении единовременной денежной выплаты принимается руководителем государственного образовательного учреждения с учетом мнения представительного органа студентов или обучающихся.
Вместе с тем из представленных материалов следует, что в нарушение вышеназванных требований законодательства РФ «Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов в ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж», утвержденным директором Назаровым Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (новая редакция), предусмотрены другие виды материальной поддержки обучающихся: поощрительные выплаты за активное участие в спортивно-массовой работе и поощрительные выплаты победителям, призерам, активным участникам городских и других олимпиад, конкурсов, викторин, фестивалей и мероприятий.
На указанные выплаты в период 2013 год ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж» израсходовано ..., за 2014 год в сумме .... рублей при том, что в силу приведенных норм закона премии за активное участие в спортивно-массовой работе, за активную общественную работу не могут быть отнесены к мерам социальной поддержки и стимулирования студентов государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляемые за счет средств бюджета РФ.
При рассмотрении жалобы судьей учитывается, что в обжалуемом постановлении всем доводам заявителя, аналогичным изложенным в жалобе, дана соответствующая оценка, с которой судья соглашается, поскольку она основана на законе.
По ряду Приказов сроки давности привлечения к административной ответственности истекли. Общая сумма денежных средств, полученных ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж» из бюджета бюджетной системы РФ и направленных на цели, не соответствующие целям получения данных средств, составила ....рублей (за исключением эпизодов, срок давности привлечения к административной ответственности по которым истек).
При изложенных обстоятельствах судья считает, что административный орган правильно установил фактические обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности Назарова Ю.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
Что касается доводов заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения, то по смыслу действующего законодательства квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Учитывая фактические обстоятельства по делу, а именно, что нарушение допущено в области нецелевого использования бюджетных средств, судья считает, что исключительных обстоятельств по делу, дающих основания для признания совершенного Назаровым Ю.А. нарушения малозначительным, по данному делу не имеется.
При таких данных оснований для отмены постановления по делу не имеется, в связи с чем жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем судья находит не основанным на законе указание в обжалуемом постановление на отягчающее вину Назарова Ю.А. обстоятельство – непризнание его представителем Бискуп Е.Ю. вины, поскольку ст.4.3 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств, в котором указанного основания не приведено, и данный перечень не подлежит расширительному толкованию.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то обстоятельство, что ранее Назаров Ю.А. к административной ответственности не привлекался, возраст и имущественно положение должностного лица, судья считает возможным снизить размер назначенного Назарову Ю.А. наказания до минимального размера, предусмотренного санкцией применяемой статьи, в связи с чем постановление подлежит изменению.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя председателя комитета финансов – начальника управления межбюджетных отношений и государственных программ комитета финансов Волгоградской области Завьялова Д.Ю.№... от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым директор государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский технический колледж» Назаров Ю. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... – изменить, исключить из постановления указание как на отягчающее ответственность Назарова Ю.А. обстоятельство непризнание его представителем Бискуп Е.Ю. вины, снизить размер назначенного Назарову Ю.А. наказания ..., в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу заявителя Назарова Ю.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получении копии решения.
Судья (подпись) Пальчинская И.В.
...