ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/18 от 08.02.2018 Далматовского районного суда (Курганская область)

Дело № 12-2/2018

РЕШЕНИЕ

г. Далматово 8 февраля 2018 года

ул. Ленина, 62, кабинет № 14

Судья Далматовского районного суда Курганской области Бузаев Сергей Валерьевич, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Славянское» на постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 о назначении административного наказания № 17-18/248 от 23.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания № 17-18/248 от 23.11.2017, вынесенным начальником отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 Общество с ограниченной ответственностью «Славянское» (далее также – ООО «Славянское», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб..

На данное постановление ООО «Славянское» подана жалоба, в которой указано, что согласно постановлению должностного лица ООО «Славянское» привлечено к административной ответственности за то, что не провело работы по очистке полосы, прилегающей к лесу сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м. от леса со ссылкой на п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417. В свою очередь, Общество в арендуемый период 2017 года провело весь цикл весеннее осенних полевых работ путём пахоты, боронования, уборки злаковых с земельного участка с кадастровым номером 45:04:031901:122, то есть провело работы предусмотренные п. 9(1) вышеуказанных Правил. Кроме того арендуемый земельный участок не имеет границ с лесным фондом, а граничит с землями сельхозназначения и населённым пунктом с. Красноисетское и отделён от него грунтовой автодорогой. Полагает, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры по организации и проведению полевых работ начальником отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. В связи с этим ООО «Славянское» просит отменить обжалуемое постановление в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, – директор ООО «Славянское» ФИО2 поддержал доводы жалобы, просил её удовлетворить.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, – помощник участкового лесничего Далматовского участкового лесничества ГКУ «Далматовское лесничество» Лисьих И.С., представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО3 полагали жалобу ООО «Славянское» необоснованной, просили в её удовлетворении отказать.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судьёй определено рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление – начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1, извещённого о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу

Как следует из уведомления о вручении копия постановления о назначении административного наказания № 17-18/248 от 23.11.2017, вынесенного начальником отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1, получена ООО «Славянское» 28.11.2017, жалоба на постановление направлена в Курганский городской суд Курганской области 07.12.2017, определением судьи от 11.01.2018 поступившая жалоба с материалами передана по подведомственности на рассмотрение в Далматовский районный суд Курганской области и поступила в суд 22.01.2018. В этой связи прихожу к выводу, что срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренный ст. 30.3 КоАП РФ, соблюдён.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее также – Правила).

В силу п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Из постановления начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 о назначении административного наказания № 17-18/248 от 23.11.2017 следует, что 12.10.2017 примерно в 15 часов 30 минут при проведении планового (рейдового) осмотра лесных участков, помощником участкового лесничего Далматовского участкового лесничества ГКУ «Далматовское лесничество» Лисьих И.С. был обнаружен выброс дыма примерно в 1,5 км. на юго-запад от с. Красноисетское Далматовского района Курганской области. Прибыв на место возгорания с бригадой рабочих ИП «ФИО4.» обнаружено, что горит стерня и пожнивные остатки на землях сельскохозяйственного назначения, прилегающих к лесу в квартале 4 выделах 16, 31 ТОО «Заречный» Далматовского мастерского участка Далматовского участкового лесничества. Работы по очистке полосы, прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м. от леса не проведены. Участки, граничащие с лесным фондом, не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или иным противопожарным барьером. Арендатором лесного участка ИП «ФИО4.» были предприняты меры по локализации пожара (проложена противопожарная минерализованная полоса шириной 0,5 м.), окарауливание очага возгорания и предотвращение распространения огня на территорию лесного фонда. При проведении административного расследования установлено, что пользователем земельного участка с кадастровым номером 45:04:031901:122, прилегающего к лесу в квартале 4 выделе 16, 31 ТОО «Заречный» Далматовского мастерского участка Далматовского участкового лесничества ГКУ «Далматовское лесничество», является ООО «Славянское» на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения № 2 от 24.03.2017 со сроком действия до 24.10.2017. В соответствии с п. 3.2 данного договора арендатор обязан соблюдать меры пожарной безопасности, сжигание стерни и соломы запрещено. Не обеспечив работы по очистке используемой территории от пожнивных остатков на полосе шириной не менее 10 м. от леса либо не отделив используемую территорию от леса минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. после схода снежного покрова, ООО «Славянское» нарушило требования п.9(1) Правил пожарной безопасности в лесах.

На основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков № 240-А от 12.10.2017, утверждённого директором ГКУ «Далматовское лесничество» ФИО5 помощником участкового лесничего Далматовского участкового лесничества ГКУ «Далматовское лесничество» Лисьих И.С. выполнен плановый (рейдовоый) осмотр, обследование лесного участка, находящегося в квартале 4 ТОО «Заречный» Далматовского участкового лесничества ГКУ «Далматовское лесничество», расположенного юго-западнее с. Красноисетское Далматовского района Курганской области, в ходе которого установлено, что на землях сельскохозяйственного назначения, которые прилегают к кварталу 4 выдела 16, 31 ТОО «Заречный» производилось сжигание стерней поживных остатков, при этом на данных земельных участках не были предприняты меры по обеспечению очистки земельного участка от сухой травянистой растительности, поживных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м. от леса либо отделяющей лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или иным противопожарным барьером. Проведён визуальный осмотр места совершения административного правонарушения с применёние фотосъёмки. Результаты проведения планового (рейдового) осмотра, обследования указанного лесного участка отражены в акте и отчёте от 12.10.2017, составленных помощником участкового лесничего Далматовского участкового лесничества ГКУ «Далматовское лесничество» Лисьих И.С., отражены в фототаблице, имеющейся в материалах дела.

Согласно ответа Главы Затечеснкого сельсовета ФИО6, сведений об основных характеристиках объекта недвижимости, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения № 2, заключённого 24.03.2017 между индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства КФХ ФИО7 (арендодателем) и ООО «Славянское» (арендатором) Общество в период с 24.03.2017 по 24.10.2017 являлось арендатором земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 45:04:031901:122, прилегающего к лесу в квартале 4 выделе 16, 31 ТОО «Заречный» Далматовского мастерского участка Далматовского участкового лесничества ГКУ «Далматовское лесничество» (п. п. 1.1, 1.2 договора). Общество как арендатор обязалось соблюдать меры пожарной безопасности с запретом сжигания стерни и соломы (п. 3.2 договора).

В протоколе об административном правонарушении № 13-03-14/14 от 02.11.2017, составленном помощником участкового лесничего Далматовского участкового лесничества ГКУ «Далматовское лесничество» Лисьих И.С. указано, что при проведении планового (рейдового) осмотра № 240-А лесных учатсков 12.10.2017 в 15 часов 30 минут помощником участкового лесничего Далматовского участкового лесничества ГКУ «Далматовское лесничество» Лисьих И.С. был обнаружен выброс дыма в квартале 4 ТОО «Заречный» примерно в 1,5 км. на юго-запад от с. Красноисетское Далматовского района Курганской области. Прибыв к месту возгорания с бригадой рабочих ИП «ФИО4.» обнаружено, что горят стерни поживных остатков, после обмолота зерновых на землях сельскохозяйственного назначения, которые прилегали к лесному фонду и представляли ему угрозу. На данном земельном участке с кадастровым номером45:04:031901:122 в местах прилегания к лесному фонду, а именно квартал 4 выдела 16,31 ТОО «Заречный» не были предприняты меры по обеспечению очистки земельного участка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора, и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м. от леса, либо отделяющей лес противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 м. или иным противопожарным барьером. Арендатором лесного участка ИП «ФИО4.» были предприняты меры по локализации пожара (проложена противопожарная минерализованная полоса шириной 0,5 м.), окарауливание очага возгорания и предотвращение распространения огня на территорию лесного фонда. При проведении административного расследования установлено, что пользователем земельного участка с кадастровым номером 45:04:031901:122 является ООО «Славянское» по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения № 2 от 24.03.2017, заключенного на срок 7 месяцев до 24.10.2017, в соответствии с п. 3.2 которого арендатор обязан соблюдать меры пожарной безопасности, сжигание стерни и соломы запрещено.

Проанализировав перечисленные доказательства, прихожу к выводу, что ими подтверждается, что на арендованном ООО «Славянское» земельном участке с кадастровым номером 45:04:031901:122 в нарушении п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах было допущено оставление стерней и пожнивных остатков менее 10 м. от леса без отделения леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или иным противопожарным барьером, что привело к их возгоранию.

Должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка указанным доказательствам, оснований для переоценки которых не усматривается.

Доказательств уборки стерней и пожнивных остатков с земельного участка с кадастровым номером 45:04:031901:122 ООО «Славянское», то есть принятия всех необходимых мер пожарной безопасности, материалы дела не содержат, подателем жалобы таких доказательств также не представлено. При этом, наличие стерней и пожнивных остатков на земельном участке зафиксировано в фототаблице (приложение к протоколу об административном правонарушении) и подтверждено в судебном заседании помощником участкового лесничего Далматовского участкового лесничества ГКУ «Далматовское лесничество» Лисьих И.С. Проведение полевых работ путём пахоты, боронования, уборки злаковых с земельного участка, на что указано в жалобе, само по себе не свидетельствует о проведении работ, предусмотренных п. 9(1) Правил, так как не исключает при этом возможность оставления стерней и пожнивных остатков после уборки злаковых культур.

Довод жалобы о том, что арендованный земельный участок ООО «Славянское» не имеет границ с лесным фондом, а граничит с землями сельхозназначения и населённым пунктом с. Красноисетское и отделён от него, грунтовой автодорогой материалами дела не подтверждён и опровергается имеющимися в деле доказательствами, в частности вышеназванной фототаблицей и выкопировкой из плана лесонасаждений – схематическим планом возгорания на землях сельхозназначения (приложение к протоколу об административном правонарушении), а также укрупнённым схематическим планом возгорания и фотографиями земельного участка, представленным при рассмотрении жалобы на постановлении по делу об административном правонарушении.

Таким образом, должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства дела на основании совокупности исследованных доказательств, содержание и анализ которых приведён в постановлении, и сделан обоснованный вывод о том, что ООО «Славянское» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

При назначении ООО «Славянское» административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Юридическому лицу назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания. Оснований для снижения размера назначенного административного штрафа на основании ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ не нахожу ввиду отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями. Оснований для замены назначенного административного штрафа предупреждением в соответствии с ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется, поскольку вменённое Обществу правонарушение сопряжено с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, угрозой чрезвычайных ситуаций природного характера.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и его отмены либо изменения не имеется.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в т.ч. об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1 о назначении административного наказания №17-18/248 от 23.11.2017 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Славянское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Славянское» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путём подачи жалобы через Далматовский районный суд Курганской области.

Судья С.В. Бузаев