Дело № 12-2/2019
Р Е Ш Е Н И Е
(по делу об административном правонарушении)
город Ярцево 15 января 2019 года
Судья Ярцевского городского суда Смоленской области Помельников О.В.,
при секретаре Аксеновой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №27 в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области от 13 ноября 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 27 в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области от 13 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении главный специалист сектора по делам ГО и ЧС, мобилизационной работе и секретному делопроизводству Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
ФИО1 не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка №27 в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области от 13 ноября 2018 года обратился с жалобой, в обоснование которой указано, что судом не дана надлежащая оценка тому, что в силу своих должностных обязанностей он не обладает административно-властными функциями для направления других муниципальных служащих на обучение; не дана оценка реальной возможности прохождения обучения ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в июле-августе 2018 года в учебно-методическом центре СОГБОУ «Пожарно-спасательный центр», обучение указанных лиц было пройдено в сентябре 2018 года. По данному нарушению, а также по пункту отсутствия Положения о структурном подразделении уполномоченного на решение задач в области защиты населения мировым судьей не применены положения ст.2.9 КоАП РФ. Указано, что договора на выполнение заказа будут исполняться при возникновении обстоятельств чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С недостатками в работе он согласен и после проверки недостатки устраняются. Мировым судьей также нарушены нормы процессуального права, поскольку каждое из нарушений, отраженных в акте проверки, должно содержать самостоятельный состав правонарушения. Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №27 в МО «Ярцевский район» Смоленской области от 13 ноября 2018 года в связи с малозначительностью и прекратить производство по делу.
В судебном заседании ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Заслушав ФИО1, проверив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанности организаций и должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела 28 августа 2018 года на основании приказа Главного управления Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы от 10 июля 2018 года №13 проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области, расположенного по адресу: <...>, по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При проведении проверки принимали: Глава муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области ФИО2 и главный специалист сектора по делам ГО и ЧС, мобилизационной работе и секретному делопроизводству Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области ФИО1 По результатам проверки составлен акт N 14 от 28 августа 2018 года (л.д.4-5, 9-10).
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения, допущенные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- в Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области члены КЧС и ОПБ (ФИО4, ФИО5, ФИО6) не прошли соответствующее обучение (п.8 Перечня, утвержденного приказом МЧС России от 19.01.2004 №19 «Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований»);
- отсутствует положение о структурном подразделении, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (секторе по делам ГО и ЧС, мобилизационной работе и секретному делопроизводству), чем нарушен п.10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);
- не проводятся мероприятия по содействию устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (нарушен п. «ж» ч.2 ст. 11 ФЗ РФ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»);
- отсутствуют резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (нарушены п. «д» ч.2 ст.11 ФЗ РФ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», п.20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п.п.2-6 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 №1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);
- не проводится обучение работников организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.п.2,3,4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 №547 «Об утверждении положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом – заместителем начальника отдела дознания и административной практики УНД и ПР Главного управления МЧС России по Смоленской области ФИО7 в отношении главного специалиста сектора по делам ГО и ЧС, мобилизационной работе и секретному делопроизводству ФИО1 составлен протокол N 7/ЧС об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 05 сентября 2018 года (л.д.2-3).
В соответствии с пунктом "ж" статьи 14 Закона N 14-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 6 Положения N 794 предусмотрено также, что на каждом уровне единой системы создаются резервы финансовых и материальных ресурсов.
Положения п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 о создании резервов финансовых ресурсов распространяются как на органы местного самоуправления так и на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Доказательств создания финансовых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций членами КЧС и ОПБ Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области, а также наличия положения о структурном подразделении на момент проведения проверки, суду не представлено.
Отсутствие материальных ресурсов установлено в результате проведенной органом надзора проверки.
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки указанные нарушения имели место, не имеется.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не представлено.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что должностным лицом - главным специалистом сектора по делам ГО и ЧС, мобилизационной работе и секретному делопроизводству ФИО1 не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение главным специалистом сектора по делам ГО и ЧС, мобилизационной работе и секретному делопроизводству ФИО1 предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и виновность в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N 7/ЧС об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 05 сентября 2018 года (л.д.2-3); приказом N 13 от 10 июля 2018 года (л.д.4-5); актом проверки N 14 от 28 августа 2018 года (л.д.9-10); предписанием №8 от 28 августа 2018 года (л.д.7-8) и другими материалами дела.
Указанные доказательства мировым судьей исследовались и были оценены с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения дела, оснований сомневаться в данной оценке, не имеется.
Проанализировав представленные доказательства, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, и доказанности его вины.
Довод ФИО1 о возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении ввиду его малозначительности не может быть признан правильным.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. В связи с чем, отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Данное административное правонарушение посягает на общественный порядок и общественную безопасность, в связи с чем, не может быть признано малозначительным.
Юридическая квалификация действий ФИО1 по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ является верной.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Иные доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, не содержат оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у мирового судьи не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что ФИО1 назначен минимальный размер административного штрафа.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей ФИО1 принимал участие в судебных заседаниях и обосновывал свою позицию по делу, представлял доказательства, не был лишен возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления мирового судьи, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Принимая во внимание вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Вместе с тем, в вводную часть постановления мирового судьи необходимо внести редакционные изменения, указав датой принятия постановления 15 ноября 2018 года, т.е. день изготовления мотивированного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 27 в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области от 13 ноября 2018 года в отношении ФИО1, привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ изменить, указав в вводной части постановления дату его принятия «15 ноября 2018 года», в остальной части это же постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момент вынесения.
Судья О.В. Помельников