№ 12-2/2020
РЕШЕНИЕ
г.Енисейск 28 января 2020 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бондаренко Ж.Я.
с участием ФИО3 <данные изъяты>
защитника Лукьянцевой Т.И.
старшего государственного инспектораЕнисейского <данные изъяты> ФИО1
при секретаре Узуновой Н.К.
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО3 <данные изъяты> на постановление старшего государственного инспектора Енисейского <данные изъяты> (<данные изъяты>) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора <данные изъяты> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ начальник <данные изъяты> ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей
ФИО3, не согласившись с указанным постановлением его обжаловал, просил постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, по следующим основаниям.
Так в нормативно-правовых актах Российской Федерации, в том числе в Техническом регламенте, не установлена обязанность для эксплуатантов проводить сплошное траление всего судового хода. Инструкцию по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей (временную), утвержденная заместителем директора службы речного транспорта ФИО15ДД.ММ.ГГГГ, не является нормативным актом (не утверждена министром, не проверена и не зарегистрирована в Министерстве юстиции, не опубликована в официальных источниках). Согласно ч. 2 ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) содержание судовых ходов в зависимости от установленной категории внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.На сегодняшний день указанные правила не утверждены Министерством транспорта РФ. Таким образом, отсутствует правовое регулирование указанного вопроса. До принятия Министерством транспорта РФ указанных правил, <данные изъяты> в своей деятельности руководствуется Положением по проведению тральных работ в Енисейском бассейне, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя ФБУ «<данные изъяты>» ФИО7 (далее - Положение). Согласно указанному Положению тральные работы производятся по согласованию с руководством филиалов ФБУ «<данные изъяты>».
На основании Положения филиалами ФБУ «<данные изъяты>» разрабатываются графики траления, в которых устанавливается периодичность данных работ.
Енисейским районом водных путей и судоходства - филиалом ФБУ «<данные изъяты>» на участке реки <данные изъяты> от устья реки <данные изъяты> до ухвостья острова <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлены навигационные знаки, тем самым гарантировано обеспечение безопасности эксплуатации судов внутреннего водного транспорта. Сроки открытия и закрытия судоходной обстановки на <адрес> в навигацию 2019 установлены приказами ФБУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, эксплуатантом не нарушены. Аварийных происшествий за период навигации 2019 года по вине <данные изъяты> на закрепленном участке не зафиксировано.
В судебном заседании ФИО3 и его защитник, доводы жалобы поддержали, дополнительно указав на то, что такого показателя, как «сплошное траление», характеризующего объем и качество работы, нет в государственном задании на 2019 год и на плановый период 2020, 2021 годы на <данные изъяты>. Администрация <данные изъяты> (филиалом которой является <данные изъяты>), в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ подведомственно учредителю - <данные изъяты> и осуществляет функции администрации <данные изъяты> по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта. Финансовое обеспечение деятельности Администрации осуществляется в соответствии с утвержденным учредителем государственным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности. Администрация обязана обеспечить их выполнение. Изменение Госзадания осуществляется только в случае внесения изменений в нормативно-правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также в случае изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения выполнения Государственного задания. Считает, что вывод постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что начальником <данные изъяты>, не было проведено сплошное траление судового хода, в нарушение п. 440 Технического регламента является не состоятельным, так как пункт 440 Технического регламента не содержит такого понятия как «сплошное траление судового хода».Согласно пункту 440 Технического регламента определение габаритов судовых ходов производится эксплуатантом путем систематических промеров глубины, измерения ширины судовых ходов, а на перекатах - дополнительно путем промеров глубины по всему руслу с учетом прогноза деформаций русла на период судоходства.Чистота судового хода должна обеспечиваться регулярным тралением в камерах шлюзов. Шлюз - это гидротехническое сооружение, предназначенное для пропуска судов через плотину водохранилища ГЭС. Порог - головная часть шлюза, на которой смонтированы (установлены) ворота, через которые суда проходят в камеру шлюза. В Енисейском бассейне таких сооружений нет. Большая часть этих сооружений построена в Европейской части России.Регулярное траление должно производиться в подходных каналах судоходных шлюзов, а также на подходах к причалам.В соответствии с Инструкцией по тралению судовых ходов в Енисейском бассейне, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя ФБУ «<данные изъяты>» ФИО7, производится траление перекатов по плану-графику производства промеров и тральных работ, утвержденному главным инженером <адрес> водных путей и судоходства для каждого обстановочного участка.Таким образом, с его стороны требования Технического регламента, в том числе пункта 440, неукоснительно исполняются, соответственно отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.Кроме того постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, содержит противоречивые выводы должностного лица. Согласно этим выводам <данные изъяты> обязан проводить сплошное траление перед началом навигации 2019 года, в то время как согласно п. 132 Инструкции (временной) сплошное траление всех основных транзитных судовых ходов проводится в начале навигации.Кроме того в качестве нормативно-правового акта, заменяющего Государственное задание филиалу, старший государственный инспектор линейного отдела <данные изъяты> ФИО1, ссылается на временную инструкцию по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденную заместителем директора службы речного транспорта ФИО8, которая нормативным актом не является, и никогда не применялась в работе <данные изъяты>. Если руководствоваться этой инструкцией, то для производства сплошного траления судового хода на <адрес> от устья <адрес> до порта <адрес> (участков с № по №) потребуется от 18 до 40 суток, а на мастерских участках с № до № от 183 до 213 суток. При этом на эти цели потребуется 859 тонн дизельного топлива. В ценах 2019 года - 44,1 млн. рублей.Также считает, что старшим государственным инспектором линейного отдела <данные изъяты> ФИО1 неверно определен субъект административного правонарушения и, как следствие, отсутствует его состав. Согласно распределению обязанностей между начальником <адрес> водных путей и судоходства и его заместителями, утвержденного руководителем ФБУ «<данные изъяты>», руководство путевыми работами на водных путях, обслуживаемых филиалом, обеспечение выполнения Программы категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, входит в должностные обязанности главного инженера филиала.Начальник филиала осуществляет общее руководство филиалом, обеспечивает целевое использование средств, организует эффективную финансово-экономическую деятельность филиала. Кроме того, не согласен с тем, что датой совершения административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ (дата проведения проверки Красноярской транспортной прокуратурой). В данном случае, даже если бы событие административного правонарушения реально имело место, событие административного правонарушения может быть совершено только до начала навигации 2019 на реке <данные изъяты>.
Старший государственный инспекторЕнисейского линейного отдела <данные изъяты> ФИО1 с доводами жалобы не согласился, предоставив возражение, в котором указал, что в соответствии с п.п. 1.1 Положения о <данные изъяты> (далее - Положение) <данные изъяты>» и осуществляет деятельность по оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с действующим законодательством и настоящим положением. Участок обслуживания <данные изъяты> -река <данные изъяты> от устья реки <данные изъяты> до ухвостья острова <данные изъяты>.
В соответствии с Приложением № к Распоряжению агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№ц-445-р водный путь реки Енисей от устья реки ангара до <адрес> отнесен к 1 категории, ДД.ММ.ГГГГ на нем открыта навигация, участки реки <данные изъяты> от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до устья реки <данные изъяты> отнесен к 1 категории, ДД.ММ.ГГГГ на них открыта навигация, участок реки <данные изъяты> от устья <данные изъяты> до <адрес> отнесен к 1 категории, ДД.ММ.ГГГГ на нем открыта навигация, участок реки <данные изъяты> от <адрес> до ухвостья острова <данные изъяты> отнесен к 1 категории, ДД.ММ.ГГГГ на нем открыта навигация.
В рамках государственного задания № на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта ФИО9, на <данные изъяты> возложена обязанность обеспечить содержание внутренних водных путей, которое предполагает, в том числе проведение тральных работ.
Для работников администраций бассейнов заместителем директора службы речного транспорта ФИО16 протоколом от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей (далее - Инструкция), в соответствии с п. 124 которой установлено, что тральные работы на внутренних водных путях проводятся с целью проверки частоты и габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий, представляющих опасность для судов и подлежащих ограждению и удалению, п. 132 по срокам проведения тральных работ указано что: на реках, в речной и озерной-речной частях водохранилищ в начале навигации проводиться сплошное траление всех основных транзитных судовых ходов, за исключением плесовых участков. Оно заканчивается к моменту спада паводка и наступления транзитной глубины в 1.5 раза превышающей наибольшую осадку судов; на реках и каналах, где в начале навигации нет паводка - в течении первых 7-10 дней после окончания ледохода.
Эксплуатант (<данные изъяты>) систематически в период навигации проводит промеры глубин судовых ходов, однако промеры глубин, не являются тралением, а тем более сплошным. Следовательно, в ходе выполнения промеров, эксплуатант не может гарантировать чистоту судовых ходов. Чистоту судовых ходов можно гарантировать после проведения сплошного траления, в начале навигации, на всем протяжении транзитного судового хода за исключением плесовых участков.
В силу вышеуказанных требований законодательства <данные изъяты> обязан проводить сплошное траление перед началом навигации 2019 года.
Указывает на то, что основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «О техническом регулировании», пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности (п.3 Технического регламента), постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (далее - объекты регулирования), направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования (п.1 Технического регламента).
<данные изъяты> на участке реки <данные изъяты> от устья реки <данные изъяты> до ухвостья острова <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлены навигационные знаки, тем самым гарантировано обеспечение безопасности эксплуатации судов внутреннего водного транспорта.
Согласно п. 440 Технического регламента определение габаритов судовых ходов производиться эксплантатом путем систематических промеров глубины, измерения ширины судовых ходов, а на перекатах - дополнительно путем промеров глубины по всему руслу с учетом прогноза деформаций русла на период судоходства. Чистота судовых ходов и камер шлюзов в донной части и в районе порога, участков в районе ворот и швартовых рымов, а также по всей полезной ширине и длине камер должна обеспечиваться эксплуатантом путем их регулярного траления. Регулярное траление должно производиться в подходных каналах судоходных шлюзов, а также на подходах к причалам.
Однако согласно планов - графиков производства промеров и тральных работ на <данные изъяты> участков №, на перекате <данные изъяты>, <данные изъяты>, утвержденных гл. инженером <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГФИО10 - не значится выполнение тральных работ (сплошного траления) в начале навигации 2019 года, а следовательно, на данных участках и перекатах работниками <данные изъяты> не обеспечивается чистота судовых ходов на <данные изъяты>, а значит нарушается п.440 Технического регламента.
Считает ошибочным утверждение о том, что «Инструкция по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей» (временная), не является нормативным актом так, как данная инструкция разработана Министерством транспорта
Российской Федерации и утверждена заместителем директора службы речного
транспорта ФИО17 (протокол ДД.ММ.ГГГГг.), действует до момента принятия Правил содержания навигационного оборудования на внутренних водных путях. Кроме того указанная «Инструкция» УДК 627.9 (083.96)
выпущена по заказу Минтранса департамента внутренних водных путей в 1997
году, содержит описание применяемых на
внутренних водных путях навигационных знаков, общее положение при их
расстановке на характерных участках, а также положения по проведению
промеров, траления и по организации работы обстановочных бригад, предназначена для инженерно-технических работников путевого хозяйства,
судоводителей и специалистов эксплуатационных служб речного транспорта.
На основании положения о <данные изъяты>», п. 1.2 Филиал в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, Уставом Федерального бюджетного учреждения «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей», а также настоящим Положением.
Исходя из выше изложенного так, как инструкция разработана и утверждена
Министерством транспорта Российской Федерации, то она является подзаконным
нормативным актом (правилами) Министерства транспорта Российской Федерации, а значит обязательна к исполнению филиалом ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей», в соответствии со своим Положением.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые, сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 Статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Заместителем Красноярского транспортного прокурора <данные изъяты>ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении административного производства в отношении <адрес> водных путей и судоходства - филиала ФБУ «<данные изъяты>» ФИО2 по результатам проверки Красноярской транспортной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ исполнения <данные изъяты> требований законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, были выявлены следующие нарушения закона.
Согласно п.1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ (далее КВВТ РФ) настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации. грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
В соответствии со ст. 2 КВВТ РФ законодательство в области внутреннею водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации. регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Согласно ст. 4 КВВТ РФ государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
В силу ст. 3 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.п. 1.1 Положения о <данные изъяты> (далее Положение) <данные изъяты> и осуществляет деятельность по оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с действующим законодательством и настоящим положением.
Участок обслуживания <данные изъяты> - река <данные изъяты> от устья реки <данные изъяты> до ухвостья острова <данные изъяты>.
Согласно ч. 1 ст. 8 КВВТ РФ содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигациоппо-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.
В силу ч. 2 ст. 7 КВВТ РФ категории внутренних водных путей, определяющие для участков внутренних водных путей габариты судовых ходов и навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, перечень судовых ходов, а также сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В соответствии с Приложением № к Распоряжению агентства морского и речною транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№ водный путь реки <данные изъяты> от устья реки <данные изъяты> до <адрес> отнесен к 1 категории, ДД.ММ.ГГГГ на нем открыта навигация, участки реки <данные изъяты> от и. <адрес> до <адрес> и от <адрес> до устья реки <данные изъяты> отнесен к 1 категории, ДД.ММ.ГГГГ на них открыта навигация, участок реки <данные изъяты> от устья Подкаменная <данные изъяты> до <адрес> отнесен к 1 категории, ДД.ММ.ГГГГ на нем открыта навигация, участок реки <данные изъяты> от <адрес> до ухвостья острова <данные изъяты> отнесен к 1 категории. ДД.ММ.ГГГГ на нем открыта навигация.
В рамках государственного задания № на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта ФИО12, на <данные изъяты> возложена обязанность обеспечить содержание внутренних водных путей, которое предполагает, в том числе проведение тральных работ.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «(О техническом регулировании», пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Частью 6 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ. технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ. требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, перевозки, эксплуатации установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц. государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности (п.3 Технического регламента), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (далее - объекты регулирования), направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования (п.1 Технического регламента).
Действие настоящего технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации (п.2 Технического регламента).
Согласно п. 417 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Технический регламент), безопасность эксплуатации объектов регулирования, указанных в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 данного технического регламента, на внутренних водных путях Российской Федерации обеспечивается установлением гарантированных габаритов судовых ходов, обозначенных навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом.
В соответствии с п. 421 Технического регламента навигационная обстановка внутренних водных путей должна обеспечивать безопасное и беспрепятственное плавание судов и сохранность гидротехнических сооружений.
<данные изъяты> на участке реки <данные изъяты> от устья реки <данные изъяты> до ухвостья острова <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлены навигационные знаки, тем самым гарантировано обеспечение безопасности эксплуатации судов внутреннего водного транспорта.
Согласно п. 440 Технического регламента определение габаритов судовых ходов производится эксплантатом путем систематических промеров глубины, измерения ширины судовых ходов, а на перекатах -дополнительно пулем промеров глубины по всему руслу с учетом прогноза деформаций русла на период судоходства. Чистота судовых ходов и камер шлюзов в донной части и в районе порога, участков в районе ворот и швартовых рымов, а также по всей полезной ширине и длине камер должна обеспечиваться эксплуатантом путем их регулярного траления. Регулярное траление должно производиться в подходных каналах судоходных шлюзов, а также на подходах к причалам.
Для работников администраций бассейнов заместителем директора службы речного транспорта ФИО18 протоколом от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей (далее - Инструкция), в соответствии с п. 124 которой установлено, что тральные работы на внутренних водных путях проводятся с целью проверки частоты и габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий, представляющих опасность для судов и подлежащих ограждению и удалению.
На реках, в речной и озерно-речной частях водохранилищ в начале навигации проводится сплошное траление всех основных транзитных судовых ходов, за исключением плесовых участков (п. 132 Инструкции).
Исходя из вышеизложенного, действующим законодательством на <данные изъяты> возложена обязанность по обеспечению нормального судоходства в Енисейском бассейне на участке реки <данные изъяты> от устья реки <данные изъяты> до ухвостья острова <данные изъяты>, а также его безопасности.
В силу вышеуказанных требований законодательства <адрес> водных путей и судоходства обязан проводить сплошное траление перед началом навигации 2019 года, однако на вышеуказанном участке <данные изъяты> траление не проводилось.
Приказом о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ№ на должность начальника <данные изъяты> назначен ФИО3 <данные изъяты>.
В соответствии с п. 8.4 Положения начальник осуществляет текущее руководство деятельностью филиала, несет персональную ответственность за выполнение возложенных полномочий и функций.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ№ на должность начальника <данные изъяты> назначен ФИО3 <данные изъяты>.
Вина начальника <данные изъяты> ФИО3 выражается в том, что у него имелась возможность для исполнения требований законодательства в сфере безопасности плавания, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их недопущению.
Как указано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении датой совершения административного правонарушения, является дата его выявления, то есть ДД.ММ.ГГГГ на участке реки <данные изъяты> от устья реки <данные изъяты> до ухвостья острова <данные изъяты><данные изъяты> под руководством начальника ФИО3 <данные изъяты> не было проведено сплошное траление судового хода, что является нарушением п. 440 Технического регламента, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ - нарушение исполнителем требований технических регламентов.
В подтверждение факта совершения административного правонарушения ФИО3 предоставлены: постановление о возбуждении об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказ о назначении ФИО3 на должность начальника <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ: трудовой договор, отчеты о выполнении государственного задания № на 2019 г от ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ; государственное задание № ; распоряжение Федерального агентства морского и речною транспорта № от ДД.ММ.ГГГГ ; Положение о <данные изъяты> акты о выполнении тральных работ на участке реки <данные изъяты> от Красноярской ГЭС до устья реки <данные изъяты> обслуживающий <данные изъяты>.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как основаниях и в порядке, установленных законом, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодексом РФ об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. При этом такому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении с целью обеспечения ему возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено рассмотрение дела об административном правонарушении с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется, равно как рассмотрение дела осуществляется, при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Исходя из положений вышеуказанной статьи закона следует, что извещения о месте и времени составления постановления о возбуждении административного производства и о рассмотрения дела об административном правонарушении, адресованные должностному лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны направляться по месту его жительства.
Основным условием правомерности составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и рассмотрения дела в его отсутствие, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте совершения указанных процессуальных действий, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные статьями 25.1 и 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом следует учитывать, что под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
В материалах дела отсутствуют сведения о направлении извещения о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ФИО3 по месту жительства.
Как видно из материалов дела, извещение о его вызове на ДД.ММ.ГГГГ в Красноярскую транспортную прокуратуру <адрес> к 16 часам 30 минутам для объяснений по факту составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушения было адресовано Начальнику Енисейского <данные изъяты> ФИО3, при этом на указанном извещении стоит штамп получения вх. № от ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, и указание о том, что уведомление получил представитель по доверенности ФИО13, без указания даты получения.
При указанных фактических обстоятельствах по делу, следует сделать вывод, что данное уведомление нельзя считать надлежащим и заблаговременным, материалы дела сведений о вручении его адресату не содержат. Уведомление ФИО3 о дате, времени и месте составления постановления о возбуждении административного правонарушении не может рассматриваться в качестве надлежащего извещения ФИО3
Кроме того как следует из материалов дела постановление о возбуждении дела об административном правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ составлено с участием ФИО13,, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом Согласно разъяснениям, данным в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при применении ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ необходимо учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч. ч. 2, 3 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Из содержания имеющейся в материалах дела об административном правонарушении административного органа доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ФИО13 данной доверенностью был уполномочен представлять интересы ФИО3 как начальника Енисейского <данные изъяты> в органах прокуратуры по делам об административных правонарушениях, при этом доверенность не содержит указание на участие в конкретном административном деле.
Наличие общей доверенности без указания на полномочия лица по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Кроме того материалы дела также не содержат доказательств извещения ФИО3 о времени и месте рассмотрения административного дела ДД.ММ.ГГГГ 10 часов <данные изъяты>.
Кроме того постановление о возбуждении дела об административном правонарушении как основное доказательство по делу об административном правонарушении должен содержать подробное описание времени, места и события административного правонарушения, ссылки на соответствующие нормы права, которые нарушены.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 28.1 КоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из части 2 названной статьи, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 КоАП.
Частью 2 статьи 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП.
По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3, 28.4 КоАП, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.
В свою очередь, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, а в данном случае постановление, представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
Судья, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП).
В соответствии с ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление, его адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
В нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ, ст. 29.10 КоАП РФ ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ни в постановлении по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ не описано событие административного правонарушения и не указано, на основании каких доказательств прокурор и должностное лицо пришли к выводу о том, что ФИО3 не было проведено сплошное траление судового хода перед началом навигации 2019 года, т.е. не выполнены требования п. 440 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которым предусмотрено, что чистота судовых ходов и камер шлюзов в донной части и в районе порога, участков в районе ворот и швартовых рымов, а также по всей полезной ширине и длине камер должна обеспечиваться эксплуатантом путем их регулярного траления, которое должно производиться в подходных каналах судоходных шлюзов, а также на подходах к причалам, при этом согласно п. 132 Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей, утвержденной для работников администраций бассейнов заместителем директора службы речного транспорта ФИО19 протоколом от ДД.ММ.ГГГГ на реках, в речной и озерно-речной частях водохранилищ в начале навигации проводится сплошное траление всех основных транзитных судовых ходов, за исключением плесовых участков.
Так же в указанных документах не конкретизировано место совершения административного правонарушения, участок реки <данные изъяты> от устья реки <данные изъяты> до ухвостья острова <данные изъяты>, без указания территории региона, протяженностью <адрес>, с указанием расстояния (протяжения) транзитного судового хода, за исключением плесовых участков, с учетом открытия судоходной обстановки на <данные изъяты> в навигацию 2019, установленные приказами ФБУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Подобное описание события правонарушения в постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения лица к административной ответственности, поскольку лишало лицо возможности и права знать, в чем он обвиняется, защищаться от предъявленного обвинения.
Кроме того материалы дела не содержат документы послужившие поводом для проведения прокурорской проверки в соответствии с требованиями законодательства и суду не предоставлены.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
На основании п. 1 ст. 22 названного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в ст. 21 данного Закона, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, из буквального толкования изложенных норм следует, что поводом для осуществления прокурорского надзора путем проведения прокурорской проверки является любого рода информация, поступающая в прокуратуру: заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, иные материалы, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления принятого Старшим государственным инспекторомЕнисейского <данные изъяты> ФИО1.
В данном случае, в ходе рассмотрения дела должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, суд, исследовав материалы дела, находит жалобу подлежащим удовлетворению, вследствие допущенных при ведении административного производства в отношении заявителя существенных нарушений процессуальных требований, нарушение при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и нарушение порядка его рассмотрения, влекущих отмену постановления об административном правонарушении старшего государственного инспектора <данные изъяты> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенное в отношении ФИО2 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с возвращением на новое рассмотрение, поскольку сроки давности предусмотрены ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ не истекли, при котором, подлежат исследованию и доводы жалобы заявителя ФИО2
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.3 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Енисейского <данные изъяты> (<данные изъяты>) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к административной ответственности начальника <данные изъяты> - филиала ФБУ «<данные изъяты>» ФИО3 по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ отменить, с направлением дела на новое рассмотрение в <данные изъяты>).
Решение может быть обжаловано в краевой суд в течении 10 суток со дня вручения его копии.
Судья - Ж.Я.Бондаренко
Копия верна, Судья: