ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2021 от 17.03.2021 Первомайского районного суда (Оренбургская область)

дело № 12-2/2021

РЕШЕНИЕ

пос. Первомайский Первомайского района 17 марта 2021 года

Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе судьи Стройкиной Д.Р.

при секретаре Биньковской И.И.,

с участием прокурора Первомайского района Оренбургской области Ушакова С.Г.

лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка в административно- территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области <данные изъяты> от 27 декабря 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении ФИО1

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка в административно- территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области от 27 декабря 2020 года председатель Совета депутатов МО Красновский сельсовет Первомайского района признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первомайский районный суд, ФИО1 просит указанное постановление отменить.

Свою жалобу мотивирует тем, что считает незаконным привлечение к административной ответственности лишь его одного, поскольку основанием для привлечения его к административной ответственности явилось решение Совета депутатов от <данные изъяты> Данное решение является муниципальным правовым актом, принятым коллегиально представительным органом местного самоуправления, в связи с чем ФИО1 полагает, что он не является субъектом административного правонарушения.

Кроме того, указывает на то, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения его к административной ответственности на момент вынесения решения суда были устранены. 19 ноября 2020 года прокурором Первомайского района Оренбургской области на решение Совета депутатов от <данные изъяты> был принесен протест с требованием отмены правового акта, изданного с нарушением требований федерального законодательства и за пределами компетенции представительного органа местного самоуправления. На основании указанного протеста прокурора решение Совета депутатов от <данные изъяты> было отменено. Протест прокурора был адресован представительному органу местного самоуправления и был этим органом исполнен. Таким образом, как указывает ФИО1, оснований для привлечения его к административной ответственности не имелось.

В своей жалобе ФИО1 также указывает на допущенные процессуальные нарушения: в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 ноября 2020 года указан адрес здания администрации Первомайского района. При этом, указание суда первой инстанции на малозначительность данного обстоятельства и опечатку, заявитель считает неверным, поскольку место совершения административного правонарушения точно не установлено

ФИО1 в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Просит отменить вынесенное по делу постановление мирового судьи, производство по делу прекратить, ссылаясь на положение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование своих доводов дополнительно указал, что от принятого решения тяжких и негативных последствий не наступило, никто не пострадал. Мировым судьей при отказе в прекращении производства по делу не учтено ходатайство населения. На должность председателя Совета депутатов он был избран в конце сентября 2020 года, нормативные акты до конца не изучил, решение о демонтаже памятника было принято поспешно, под давлением общественности, чтобы погасить возникшую общественную напряженность, в связи с незаконной установкой памятника <данные изъяты> на ул.<данные изъяты>

Прокурор Первомайского района Оренбургской области Ушаков С.Г. просил постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Заслушав объяснения ФИО1, мнение прокурора Ушакова С.Г., изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме и доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 59-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 данного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ).

В силу ч. 4 ст. 10 Закона № 59-ФЗ ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.

Из материалов дела следует, что 10 ноября 2020 года в Совет депутатов муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района поступили коллективные обращения жителей населенных пунктов муниципального образования Красновский сельсовет о демонтаже памятника <данные изъяты>

Указанные обращения были рассмотрены по существу с принятием председателем Совета депутатов решения от 13 ноября 2020 года № 8 об удовлетворении обращения жителей населенных пунктов.

Указанным решением обращение жителей населенных пунктов муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района было удовлетворено. Пунктом 2 указанного решения Совета депутатов на главу администрации МО Красновский сельсовет <данные изъяты> допустившего незаконное установление памятника <данные изъяты> на территории <данные изъяты> возложена обязанность организовать демонтаж и удаление вышеуказанного объекта с территории <данные изъяты> в течение 10 дней.

На указанное решение Совета депутатов 19 ноября 2020 года прокурором Первомайского района Оренбургской области принесен протест с требованием отмены правового акта, изданного с нарушением требований федерального законодательства и за пределами компетенции представительного органа местного самоуправления.

Согласно материалам дела, данный протест был удовлетворен, о чем свидетельствует решение Совета депутатов МО Красновский сельсовет Первомайского района оренбургской области № 11 от 30 ноября 2020 года.

Согласно требованиям п.п. 13, 21 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения в числе прочих относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; присвоение наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований.

В рамках реализации вопросов местного значения, закрепленных ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, постановлением администрацией муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 10 октября 2019 года № 42-п утверждено Положение о порядке наименования (переименования) улиц, площадей, иных элементов планировочной структуры и установления мемориальных досок и отдельно стоящих памятных знаков в населенных пунктах муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (далее по тексту - Положение).

В соответствии с п. 2.1. Положения для рассмотрения предложений по установлению либо демонтажу мемориальных досок и отдельно стоящих памятных знаков глава муниципального образования создает рабочую комиссию с привлечением общественности и представителей органов местного самоуправления муниципального образования.

Пунктами 2.2.-2.5 Положения предусмотрено, что рабочая комиссия рассматривает ходатайство в течение 30 дней со дня его регистрации, принимает решение простым большинством голосов от установленного числа членов комиссии и в письменной форме уведомляет инициаторов ходатайства о результатах предварительного рассмотрения. Рабочая комиссия в течение 20 дней со дня регистрации ходатайства может проводить изучение общественного мнения.

По итогам рассмотрения представленных документов и изучения общественного мнения (при его наличии) рабочая комиссия выносит заключение в виде решения о возможности удовлетворения ходатайства либо об отказе в удовлетворении ходатайства с обоснованием причин отказа и направляет его и документы, указанные в разделе III настоящего Положения, главе муниципального образования.

При этом, решение об установлении мемориальных досок и отдельно стоящих памятных знаков утверждается постановлением администрации муниципального образования.

В соответствии с п. 3.2. Положения для решения вопроса о демонтаже мемориальных досок и отдельно стоящих памятных знаков на имя главы муниципального образования представляется необходимый пакет документов содержащий: ходатайство не менее трех субъектов, указанных в 1.3 настоящего Положения; пояснительную записку, в которой изложены обоснования и целесообразность демонтажа мемориальных досок и отдельно стоящих памятных знаков, определены финансовые затраты; гарантийное письмо с обязательством инициатора ходатайства о финансировании работ по демонтажу мемориальной доски или отдельно стоящего памятного знака с указанием источника.

В соответствии со ст.22 Устава МО Красновский сельсовет первомайского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов МО Красновский сельсовет первомайского района Оренбургской области от 18 декабря 2015 года № 247, в компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития сельсовета, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия сельсовета в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

11) определение органа, осуществляющего муниципальный контроль, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

12) принятие решения о создании контрольно-счетного органа, в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля

13) иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами Оренбургской области и настоящим Уставом

Таким образом, вопросы установления и демонтажа мемориальных досок и отдельно стоящих памятных знаков находятся в исключительной компетенции исполнительного органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области

В соответствии со ст. 19 Устава муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, представительным органом сельсовета является Совет депутатов.

Совет депутатов сельсовета состоит из 10 депутатов, избираемых населением сельсовета на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Совет депутатов сельсовета обладает правами юридического лица (статья 20 Устава).

ФИО1, являясь председателем Совета депутатов муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области рассмотрел обращение жителей населенных пунктов муниципального образования Красновский сельсовет с нарушением требований ст. 8 Закона № 59-ФЗ, поскольку в установленный законом семидневный срок со дня их регистрации, заявления не были направлены для рассмотрения по существу в администрацию муниципального образования Красновский сельсовет, что повлекло существенное нарушение прав граждан на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение их обращения.

Суд считает несостоятельными доводы ФИО1 о том, что он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, поскольку решение по коллективному обращению граждан принималось Советом депутатов коллегиально.

Субъектами правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которых возложено осуществление публично значимых функций.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностное лицо местного самоуправления – это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Под определение должностного лица местного самоуправления подпадают глава муниципального образования, глава местной администрации, назначенный по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, председатель представительного органа муниципального образования. Их заместители, а также иные лица могут являться должностными лицами местного самоуправления, однако только в том случае, когда муниципальными правовыми актами они наделены полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Решением Совета депутатов муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 28 сентября 2020 года № 1 ФИО1 избран председателем Совета депутатов муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области.

Таким образом, ФИО1, являясь председателем Совета депутатов (председателем представительного органа муниципального образования), относится к должностным лицам местного самоуправления.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1-3); коллективными обращениями граждан (л.д. 7-12); решением Совета депутатов муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 13 ноября 2020 года № 8 (л.д.13-14), копией постановления администрации муниципального образования Красновский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 10 октября 2019 года № 42-п (л.д.17-19) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 названного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вывод мирового судьи о наличии в действии председателя Совета депутатов МО Красновский сельсовет Первомайского района ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Действия указанного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Само по себе обстоятельство того, что на момент рассмотрения мировым судьей дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 решение Совета депутатов МО Красновский сельсовет от 13 ноября 2020 года № 8 было опротестовано прокурором Первомайского района и отменено, на правильность выводов мирового судьи не влияет, поскольку наличие состава административного правонарушения определяется на дату совершения административного правонарушения.

Мировым судьей также верно сделан вывод об отсутствии оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку по настоящему делу существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей.

. Такие же обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.

Относительно доводов ФИО1 о допущенных процессуальных нарушениях в связи с неправильным указанием в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении места совершения административного правонарушения (<данные изъяты> суд отмечает, что указанный недостаток является несущественным, поскольку был восполнен мировым судьей при рассмотрении дела по существу. В постановлении мирового судьи место совершения административного правонарушения указано: <данные изъяты>, что соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом постановлении, не ставят под сомнение его законность и обоснованность и наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене обжалуемого постановления.

Обжалуемое судебное постановление обосновано, мотивировано и соответствуют требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ФИО1 по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 5.59 названного Кодекса.

Нарушений, которые на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут отмену постановления мирового судьи, при рассмотрении дела судьей апелляционной инстанции не выявлено.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка в административно –территориальных границах всего Первомайского района Оренбургской области <данные изъяты> от 27 декабря 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статей 30.12-30.17 КоАП РФ.

Судья