ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-302/2020УИД360004-01-2020-002848-13 от 17.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№12-302/2020 УИД 36RS0004-01-2020-002848-13

РЕШЕНИЕ

город Воронеж 17 сентября 2020 года

Судья Ленинского районного суда г.Воронежа Курьянов А.Б., с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ( ФИО1) – адвоката Рывкина С.А. (ордер и заявление в деле), представителя прокуратуры Воронежской области Бескатотова А.А., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области ФИО2 (доверенность в деле), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя управления делами Воронежской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и дополнение к ней от ДД.ММ.ГГГГ на постановление заместителя руководителя-начальника отдела УФАС по Воронежской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ФИО5 по ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя-начальника отдела УФАС по Воронежской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ руководитель управления делами Воронежской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, по факту утверждения документации об аукционе, составленной с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский районный суд г.Воронежа поступила настоящая жалоба руководителя управления делами Воронежской области ФИО1

Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя руководителя-начальника отдела УФАС по Воронежской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении руководителя управления делами Воронежской области ФИО1 по ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ – отменено, производство по делу прекращено за малозначительностью в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, ФИО1 объявлено устное замечание.

Решением судьи Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Ленинского районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ – отменено, протест первого заместителя прокурора Воронежской области Немкина Ю.А. удовлетворен, дело об административном правонарушении в отношении руководителя управления делами Воронежской области ФИО1 направлено на новое рассмотрение в тот же районный суд.

По ходатайству лица привлекаемого к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, судебное заседание отложено на ДД.ММ.ГГГГ.

В своей жалобе от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 просит суд отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу, указывая на то, что требования, установленные в п. п. 1,3 Технического задания (Приложение №4 к документации об аукционе), противоречат как ч. 6 ст. 31 Закона, так и ч. 3 ст. 33 Закона №44-ФЗ, в части установления требований к наличию у участника закупки ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом контракта, возможность установления которых данным Законом не предусмотрена. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку умысла на его совершение он не имел, каких-либо вредных последствий от его действий, как и нарушения чьих-либо прав не наступило. Считает, что действующим законодательством возможность установления требований к ресурсам для оказания клининговых услуг не предусмотрена. Между тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Определения понятия «ресурсы», как и понятия «функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики», закон не содержит. Полагает, что его действия, которые уполномоченным должностным лицом были определены как неправомочные, следует оценивать с учетом совокупности всех норм, регулирующих порядок и условия проведения закупки. Обязанность установления единых требований к участникам закупки, в том числе с учетом их соответствия установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, определена пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. Обязанность уполномоченного органа обеспечить условия для эффективной деятельности мировых судей предусмотрена статьей 10 Федерального закона от 17.12.1998 №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». В части 1 названной статьи, под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Соответственно, с учетом вышеизложенного, заказчиком при подготовке документации и проведении аукциона был соблюден баланс между необходимостью обеспечения таких условий и действующими законодательными ограничениями. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела выявлено не было, документация об аукционе была подготовлена и согласована специалистами отдела закупок для государственных нужд управления делами Воронежской области (далее контрактная служба управления), которые отвечают за каждый отдельный пункт проведения аукциона, он (ФИО1) лишь утвердил подготовленную документацию. Умысла на совершение правонарушения не имел, вредные последствия от его действий не наступили, к административной ответственности, предусмотренной ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, привлечен впервые. Его действия заключались в подписании технического задания, подготовленного специалистами контрактной службы управления, в связи с чем оснований для сомнений в соответствии подготовленной документации законодательству РФ у него не было. Состав правонарушения квалифицирован как формальный, каких-либо вредных последствий от его действий, как и нарушения чьих-либо прав в результате подписания им технического задания не наступило. Все участники закупки к участию в аукционе были допущены. При этом вся сумма контракта по оказанию клининговых услуг составила менее трехсот тысяч рублей за 10 (десять) месяцев обслуживания. Допускает, что если бы его действия содержали состав правонарушения, то и в этом случае совершенное правонарушение следовало бы квалифицировать как малозначительное.

В дополнение к жалобе ФИО1 указал, что входящее в состав аукционной документации Техническое задание он подписал, исполняя функции руководителя Управления делами Воронежской области. Функции государственного заказчика для обеспечения государственных нужд Воронежской области предоставлены Управлению исключительно в целях реализации возложенных на него задач. При этом обеспечение реализации единой государственной политики по регулированию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Воронежской области, в частности проведение аукционов и конкурсов по закупкам возложено на Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, которое действует на основании Положения об управлении по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 27 января 2014 года №42. Обязанности по подготовке аукционной документации возложены на Отдел закупок для государственных нужд управления делами Воронежской области, что подтверждается Положением об отделе закупок для государственных нужд управления делами Воронежской области, утвержденным Приказом руководителя Управления делами Воронежской области от 06.07.2016 №198-п. При этом персональная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных функций возложена на начальника отдела (п. 7 Положения). Соответственно, подписывая подготовленную указанным отделом аукционную документацию, он, во-первых, не мог исходить из того что, данная документация не соответствует требованиям закона. При этом он также исходил из того обстоятельства, что данная документация подлежит проверке специалистами Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при подготовке и проведению аукциона. Кроме того, им были предприняты и иные меры, направленные на соблюдение Положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ, в частности на реализацию принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Так, ДД.ММ.ГГГГ им был издан Приказ -п «Об утверждении Положения об антимонопольном комплаенсе в управлении делами Воронежской области». В соответствии с данными Приказом и Положением обязанности по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в управлении делами Воронежской области были возложены на начальника отдела закупок для государственных нужд управления. Более того. Утверждая документацию об аукционе, он руководствовался Государственным контрактом на аренду объекта для государственных нужд от 31.10.2019а (далее - Контракт), за невыполнение которого законом установлена ответственность, предусмотренная как положениями обязательственного права, так и нормами КоАП РФ. Согласно условиям указанного контракта Управление делами Воронежской области (Арендатор) обязано, в частности, содержать Объект в полной исправности, в полном соответствии с санитарно-техническими и противопожарными нормами, правилами технической эксплуатации, производить ежедневную уборку Объекта, выполнять и соблюдать правила и распоряжения Арендодателя, оформленные в порядке, установленном настоящим Контрактом (п.п. 4.1.6, ДД.ММ.ГГГГ Контракта). Пунктом 4.4.2 названного Контракта определено, что «Арендодатель вправе требовать от Арендатора бережного отношения к имуществу Арендодателя». При этом согласно п.4.4.8 Контракта Арендодатель вправе «устанавливать требования в виде правил/или отдельных распоряжений, носящих как общий, так и индивидуальный характер по пользованию Объектом, Площадями общего пользования и Прилегающей территорией. При этом Арендатор уведомляется об утверждении вышеуказанных требований не позднее 5 (пяти) рабочих дней до даты введения их в действие. Новые требования в виде правил и/или отдельных распоряжений становятся обязательными к исполнению для Арендатора с даты, указанной в уведомлении Арендодателя». В соответствии с указанным положением Договора Арендодатель письмом от ДД.ММ.ГГГГ определил порядок и условия производства уборки в арендуемом Управлением делами Воронежской области нежилом помещении. В частности, Арендодателем на Арендатора была возложена обязанность по применению в процессе уборки определенного оборудования, инвентаря, чистящих средств и расходных материалов. Указанные требования были продиктованы особенностями интерьера и покрытий арендуемого помещения. Таким образом, требования к инвентарю и расходным материалам, используемым при оказании клининговых услуг, которые Управление делами Воронежской области посчитало функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными характеристиками объекта закупки, были включены в Техническое задание, входящее в аукционную документацию, по требованию Арендодателя и во исполнение обязательств Арендатора по заключенному им государственному контракту. При этом в дальнейшем им были предприняты все возможные меры по недопущению наступления возможных вредных последствий от включения в Техническое задание формальных ограничений, устранению любых возможных препятствий для потенциальных участников аукциона в ходе подаче ими заявок и допуска к участию в аукционе. Всего на электронный аукцион «Оказание клининговых услуг для нужд мировых судей Воронежской области» было подано 5 (пять) заявок. Все участники закупки к участию в аукционе решением Аукционной комиссии были допущены, что подтверждается Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (дата публикации ДД.ММ.ГГГГ). Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляла 368 261,53 рублей. Участие в аукционе приняли четыре участника, все заявки которых были признаны соответствующими требованиям, что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона (дата публикации ДД.ММ.ГГГГ). По итогам проведения аукциона контракт был заключен с участником (ФИО4), предложившим наименьшую цену - 278 037,37 рублей. Таким образом, по итогам проведенного аукциона начальная цена была снижена на сумму около 90 000 рублей. Таким образом, во-первых, его действия, расцененные уполномоченным органом как административное правонарушение, были продиктованы необходимостью выполнения государственного контракта. Во-вторых, данные действия выразились лишь в формальном согласовании подготовленной уполномоченным лицом аукционной документации, которая также в дальнейшем подлежала проверке уполномоченным органом. Во-третьих, как до, так и после подписания Технического задания, им были предприняты все возможные меры по строгому соблюдению закона при подаче заявок участниками аукциона, и участию их аукционе, исключению любых формальных ограничений и недопущению вредных последствий деяния. Считает, что его действия, которые уполномоченным должностным лицом были определены как неправомочные, следует оценивать с учетом совокупности всех обстоятельств, изложенных как в данном дополнении, так и в поданной ранее жалобе.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием его защитника адвоката Рывкина С.А. (заявление в деле).

В судебном заседании защитник ФИО1 - адвокат Рывкин С.А. доводы и требования изложенные в жалобе и дополнении к ней поддержал в полном объеме, просит суд отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу. А если вина ФИО1 будет установлена, применить ст.2.9 КоАП РФ в связи с тем, что состав правонарушения квалифицирован как формальный, каких-либо вредных последствий от действий, как и нарушения чьих-либо прав в результате подписания ФИО1 технического задания не наступило, все участники закупки к участию в аукционе были допущены, условия государственного контракта выполнены.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области ФИО2 пояснила, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ в действиях руководителя управления делами Воронежской области ФИО1 при подписании документации установлен, подтвержден доказательствами. Данный состав правонарушения носит формальных характер, он мог повлечь за собой ограничение прав возможных иных участников, но не повлек. Вопрос о возможном применении ст.2.9 КоАП РФ, оставляет на усмотрение судье.

В судебном заседании представитель прокуратуры Воронежской области Бескатотов А.А. просит суд оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу руководителя управления делами Воронежской области ФИО1 без удовлетворения. Считает, что вмененный в вину ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренный ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ имел место быть, подтвержден доказательствами. Данный состав носит формальных характер, деяния ФИО1 при утверждении документации могли повлечь за собой ограничение прав иных возможных участников аукциона. Не усматривает возможности для применения ст.2.9 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы руководителя управления делами Воронежской области ФИО1 изложенные в жалобе и дополнении, доводы его защитника адвоката Рывкина С.А., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области ФИО2, представителя прокуратуры Воронежской области Бескатотова А.А., изложенные в судебном заседании, судья приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Воронежской области Немкин Ю.А. вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя управления делами Воронежской области ФИО1 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, которое для рассмотрения направлено в Воронежское УФАС России. По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг для нужд мировых судей Воронежской области (далее - аукцион). Заказчик - Управление делами Воронежской области. Пунктом 1 Технического задания (приложение к документации об аукционе) установлены требования к исполнителю: персонал, привлекаемый для оказания услуг, должен иметь опрятный вид, использовать спецодежду; каждый сотрудник, привлекаемый для оказания услуг, должен иметь полное техническое снаряжение (наборы для сухой и влажной уборки, наборы для мытья полов, окон, прочее профессиональное оборудование). При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные статьей 31 Закона № 44-ФЗ. Требования, установленные Пунктом 1 Технического задания (приложение к документации об аукционе) статьей 31 Закона № 44-ФЗ не предусмотрены. На основании ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Таким образом, документация об аукционе составлена с нарушениями ч. 6 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в части установления требований к исполнителю. Пунктом 3 Технического задания (приложение к документации об аукционе) установлен перечень оборудования и инвентаря, необходимого для оказания услуг: поломоечная машина (для генеральных отмывок полов, в доступных для машинной уборки-местах); сухие и влажные молы для прометания и мытья полов; профессиональные уборочные тележки; специальный инвентарь для мытья остекления; пылесос (для чистки напольных покрытий); ковровый экстрактор (для генеральной чистки ковровых покрытий и мягкой мебели); парогенератор (для чистки вентиляционных отверстий и труднодоступных мест). Законом 44-ФЗ не предусмотрена возможность включения в документацию об аукционе требований, установленных пунктом 3-Технического задания (приложение к документации об аукционе). Документация об аукционе составлена с нарушениями ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в части установления требований к наличию у участника закупки ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом контракта, возможность установления которых не предусмотрена Законом 44-ФЗ. Документация об аукционе утверждена руководителем управления делами Воронежской области ФИО1 Таким образом, в действиях ФИО1, выразившихся в утверждении документации об аукционе, составленной с нарушением требований, предусмотренных ч. 6 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ содержится состав административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

ФИО1 является должностным лицом, указом губернатора Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ-у назначен на должность руководителя управления делами Воронежской области. Документация об аукционе утверждена ФИО1

В соответствии с частью 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

На основании ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На основании ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Законом 44-ФЗ не предусмотрена возможность включения в документацию об аукционе требований, установленных пунктом 3-Технического задания (приложение к документации об аукционе).

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Самим ФИО1 не оспаривает тот факт, что им утверждена документация об аукционе.

Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере определенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в определенные правоотношения, выполняя свои должностные обязанности, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Обстоятельства, указанные в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и вина ФИО1 в совершении правонарушения подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, документацией об электронном аукционе.

Материалы и документы административного дела собраны уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, с последующим вынесением постановления по делу об административном правонарушении.

Материалы дела содержат достоверные и достаточные доказательства, свидетельствующие о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ.

Обсуждая вопрос о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ, который при принятии обжалуемого постановления не мотивирован должностным лицом УФАС по Воронежской области, принимая во внимание решение судьи Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, установления в настоящем судебном заседании новых обстоятельств, судья приходит к следующему выводу.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.30 КоАП РФ, является формальным.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Разрешая вопрос малозначительности, судья полагает возможным применить положения ст.2.9 КоАП РФ и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, по следующим основаниям.

Как следует из норм административного права, возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При формальном составе административного правонарушения, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, судья оценивает роль правонарушителя, причины и условия, способствующие его совершению.

Судья отмечает, что в данном случае установление заказчиком данных требований было вызвано целью обеспечения надлежащего качества работ, обусловленного государственными нуждами при проведении электронного аукциона и наиболее эффективного расходования бюджетных средств. Для проведения указанного электронного аукциона была создана комиссия из специалистов администрации области для подготовки документации по аукциону

Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния, роль правонарушителя.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Определения понятия «ресурсы», как и понятия «функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики», закон не содержит, правонарушителем были истолкованы по иному, в сторону обеспечения надлежащего качества работ, наиболее эффективного расходования бюджетных средств.

Учитывая положения Европейской конвенции от ДД.ММ.ГГГГ о разумном балансе публичного и частного интересов, оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, судья полагает о наличии достаточных оснований для освобождения руководителя управления делами Воронежской области ФИО1 от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Судьей учитывается, что действия руководителя управления делами Воронежской области ФИО1, были продиктованы необходимостью выполнения государственного контракта. Эти действия выразились лишь в формальном согласовании подготовленной уполномоченным лицом аукционной документации, которая также в дальнейшем подлежала проверке уполномоченным органом. После подписания Технического задания, ФИО1 были предприняты все возможные меры по строгому соблюдению закона при подаче заявок участниками аукциона, и участию их в аукционе, исключению любых формальных ограничений и недопущению вредных последствий деяния.

Оценивая конкретные действия руководителя управления делами Воронежской области ФИО1, с учетом установленных обстоятельств, которые не повлекли существенной угрозы охраняемым законом интересам и отношениям в обществе, а также не повлекли нарушений прав и законных интересов других лиц, административное правонарушение совершено впервые, факт выявленного нарушения не является умышленным, размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемым правоотношениям, материальный ущерб бюджету и иным лицам не причинен, установленное в действиях ФИО1 нарушение не повлияло на результаты электронного аукциона, его действия (роль) по утверждению документации являлись целью обеспечения надлежащего качества работ, обусловленного государственными нуждами при проведении электронного аукциона и наиболее эффективного расходования бюджетных средств, принятие мере к недопущению подобных нарушений, что судья признает исключительными обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя-начальника отдела УФАС по Воронежской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении руководителя управления делами Воронежской области ФИО1 по ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, объявив устное замечание.

Копию решения направить ФИО1, его защитнику адвокату Рывкину С.А., представителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области и прокуратуры Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.

Судья <данные изъяты> А.Б. Курьянов

№12-302/2020 УИД 36RS0004-01-2020-002848-13