КОПИЯ
Дело № 12-307/2021
39RS0004-01-2021-005271-57
Р Е Ш Е Н И Е
13 октября 2021 года
Судья Московского районного суда г. Калининграда Вольтер Г.В.,
при секретаре Ильиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) на постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Калининградской области ФИО2 от 02.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Калининградской области ФИО2 от 02.09.2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ, в связи с чем, было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени <данные изъяты> в районе с координатами <данные изъяты> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) в лице работника - капитана НИС «Академик Иоффе» ФИО6 при следовании от Государственной границы РФ до пункта пропуска через государственную границу в морском порту Калининград совершило остановку в территориальном море РФ без соответствующего на то разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего охрану внутренних морских вод и территориального моря РФ, тем самым нарушило требования ст. 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730 - I «О Государственной границе Российской Федерации»,
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) обратилось в суд с жалобой, указывая, что со стороны Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) были предприняты все необходимые меры к соблюдению капитаном судна ФИО6 требований законодательства Российской Федерации. Совершение ФИО6 административного правонарушения не было подконтрольно ИО РАН, было совершено им самостоятельно.
Так, работодатель регулярно обеспечивает обучение капитана в целях поддержания надлежащей квалификации и допуска к управлению судном.
Согласно п. 2.2. должностной инструкции, капитан осуществляет управление судном на принципе единоначалия, обеспечивает соблюдение на судне законов и других актов государственной власти и государственного управления РФ, международных Конвенций.
В соответствии со ст.61 Кодекса Торгового мореплавания РФ на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
В силу п.67 главы V Устава службы на морских судах Академии наук СССР, утвержденного Распоряжением Президиума Академии наук СССР 11 апреля 1979 года, в случаях опасности для судна и находящихся на нем людей, либо для оказания помощи другому судну или людям капитан вправе устанавливать режимы работы главных двигателей или других технических средств судна с изменением установленных норм; об отданном приказании делается соответствующая запись в судовом, машинном и электромеханическом (на электроходах) журналах.
Работодатель, в свою очередь, обеспечил капитана ПС «Академик Иоффе» необходимыми навигационными пособиями и нормативно-правовыми документами для руководства при управлении судном (Приказ Минтранса России от 26.10.2017 № 463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», Обязательное постановление в морском порту Калининград от 2014 года, Режим плавания судов в Балтийском море и Ладожском озере (сводное описание). Адм. № 4241-<данные изъяты>
Также, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) обеспечило капитана судна всеми необходимыми средствами связи, что позволяло надлежащим образом осуществлять судовождение.
Просят прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В случае установления вины во вмененном правонарушении просят применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук от административной ответственности в силу малозначительности проступка, заменив административный штраф в размере 400 000 рублей на устное замечание.
В судебном заседании представители Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) ФИО3, ФИО4, ФИО5 поддержали доводы жалобы в полном объеме.
В судебном заседании представитель ПУ ФСБ России по Калининградской области ФИО2 поддержал доводы, изложенные в возражениях на жалобу.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с положением ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ НИС «Академик Иоффе» под управлением капитана З.А.ВБ. завершало морской переход из акватории Северной Атлантики, где экипажем судна осуществлялась научная деятельность, в порт Калининград.
Согласно данным автоматизированной системы технического контроля <данные изъяты> НИС «Академик Иоффе» пересекло Государственную границу РФ для следования к пункту пропуска через государственную границу в морском порту Калининград.
В <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в районе с координатами <данные изъяты> на удалении 10 миль от берега указанное судно прекратило движение и легло в дрейф, то есть двигатели судна не работали на ход.
Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, и отражено в судовом журнале НИС «Академик Иоффе».
Установлено, что капитан судна ФИО9 не получал от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего охрану внутренних морских вод и территориального моря РФ (ПУ ФСБ России по Калининградской области) разрешения на совершение остановки при следовании от государственной границы до пункта пропуска.
В своем объяснении от ДД.ММ.ГГГГФИО9 также подтверждает данный факт.
Согласно судовому журналу НИС «Академик Иоффе» находилось в дрейфе <данные изъяты>, после чего начало движение к району якорной стоянки. В <данные изъяты> НИС «Академик Иоффе» осуществило заход в порт Калининград (прошло входные молы порта).
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730 - I «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон), режим государственной границы, в том числе, включает в себя правила пересечения государственной границы.
Правила пересечения государственной границы РФ перечислены в ст.9 Закона.
Пунктом «в» ч. 8 ст. 9 Закона установлено, что российским судам при следовании от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно запрещается остановка без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря РФ.
Таким образом, капитан судна ФИО9 в рассматриваемый период не исполнил вышеназванные требования Закона, то есть нарушил правила пресечения Государственной границы РФ.
ДД.ММ.ГГГГФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Принимая во внимание положения ст. 2 Кодекса торгового мореплавания РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ, в рассматриваемый период времени НИС «Академик Иоффе» под управлением ФИО9 осуществляло торговое мореплавание.
В соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Согласно ст. 71 Кодекса торгового мореплавания РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.
Согласно свидетельству о праве собственности на судно от ДД.ММ.ГГГГ№ НИС «Академик Иоффе» принадлежит ФГБУН ИО РАН на праве оперативного управления.
ФИО9 является работником Учреждения и осуществляет в указанной организации трудовую деятельность в должности капитана НИС «Академик Иоффе» на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, ФИО9 являлся должностным лицом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН), осуществлял деятельность и управлении судном «Академик Иоффе» от имени и в интересах указанной организации.
Тем самым, все действия юридического лица на вышеназванном судне, связанные, в том числе, с осуществлением судовождения, были опосредованы решениями и действиями назначенного Учреждением капитана судна ФИО9
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН), вступая в правоотношения в области защиты Государственной границы РФ, должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, как со своей стороны, так и со стороны его работников.
При этом Учреждение обязано использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
То, что остановка судна не была обусловлена неисправностью двигателя или иными связанными с этим обстоятельствами, подтверждается объяснением капитана судна ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ.
Какие - либо нештатные ситуации на борту судна отсутствовали, что подтверждается записями судового журнала.
Изложенные факты свидетельствуют о том, что нарушение требований закона допущено юридическим лицом не в силу каких - либо чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне его контроля.
Учреждение, в лице работников, находившихся на судне, объективно имело возможность принять меры по установлению связи с пограничным органом и запросить разрешение на совершение остановки при следовании от государственной границы до пункта пропуска, тем самым соблюсти требования ст. 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и не допустить нарушения режима Государственной границы Российской Федерации.
Кроме того, из показаний свидетелей ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после установления связи должностными лицами пограничного органа с НИС «Академик Иоффе» вахтенный помощник капитана не назвал истинной цели остановки, а пояснил, что судно ожидает плановой заводки в Калининградский морской канал. Однако, по информации Службы управления движением судов, НИС «Академик Иоффе» на связь не выходило, информации о заходе в порт не уточняло, в связи с чем Служба не располагала сведениями о причине остановки судна и о намерениях капитана ФИО9
Как указано в оспариваемом постановлении, данный факт также свидетельствует о слабой организации деятельности и дисциплины на судне и недостаточном контроле со стороны Учреждения за действиями своих работников, действующих от имени юридического лица во время нахождения в рейсе.
Вместе с тем, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) как работодатель обязано правильно организовывать труд своих работников, контролировать подбор и нахождение на судне подчиненных ему членов экипажа; обеспечить и требовать от работников надлежащее ведение деятельности и судовождение, а также информировать своих должностных лиц о возможности наступления негативных последствий при нарушении законодательства, в связи с чем несет ответственность в случае нарушения его работниками норм действующего законодательства в области защиты Государственной границы РФ.
В силу положений, предусмотренных ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности ФИО9 не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Учитывая изложенное, старший дознаватель отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Калининградской области ФИО2 обоснованно квалифицировал действия Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на положение Устава службы на морских судах Академии наук СССР не относится к рассматриваемому событию, поскольку речь не идет о совершении остановки в случае опасности для судна либо для оказания помощи.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, по делу не имеется.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оснований для признания совершенного Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) правонарушения малозначительным суд не находит, поскольку данное правонарушение создает предпосылки к возникновению угрозы пограничной безопасности, входящей в общую систему безопасности Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Калининградской области ФИО2 от 02.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт океанологии им ФИО1 Российской академии наук (ИО РАН) без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня получении копии решения.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья: ФИО10