ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-308/18 от 20.03.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-308/18

(в районном суде № 5-2/18) судья Седых М.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Зинич Н.В., рассмотрев 20 марта 2018 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2018 года в отношении

Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» (далее – ФГКУ «СЗ ТУИО», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2018 года, ФГКУ «СЗ ТУИО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и подвернуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей

Вина юридического лица установлена в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия регионального значения, а именно:

Здание, находящееся по адресу: <адрес>, в соответствии с решением Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов «О взятии под охрану памятников градостроительства и архитектуры Кировского, Красносельского, Ленинского, Петродворцового районов и г.Ломоносова» от 16.07.1990 года № 608, является объектом культурного наследия регионального значения «Главное здание с флигелями», входящего в комплекс регионального значения «Казарменный комплекс – бывшие дворцовые конюшни (здание 135 поликлиник Лен.ВМБ, матросского клуба, роддома и детского отделения больницы). Пользователем объекта на праве оперативного управления, является ФГКУ «СЗ ТУИО», в соответствии с выпиской Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 19.05.2017 № 99/2017/17431959. ФГКУ «СЗ ТУИО» по состоянию на 24.05.2017 12 час. 00 мин. умышленно, в нарушении ст.ст. 33, 45, 47.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» нарушило требования сохранения, использования и охраны «Главного здания с флигелями», входящего в состав комплекса регионального значения «Казарменный комплекс – бывшие дворцовые конюшни (здания 135 поликлиники Лен.ВМБ, матросского клуба, роддома и детского отделения больницы)», расположенного по адресу: <адрес>

Защитник ФГКУ «СЗ ТУИО» Романовская А.Б. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга и прекращению производства по делу. В обоснование доводов жалобы защитник указала, что учреждение вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, не признает, поскольку учреждение не уполномочено на виды деятельности, направленные на содержание объектов культурного наследия, не обладает должным финансированием. Объект, расположенный по адресу: <адрес>, был передан на обслуживание АО «ГУ ЖКХ» по государственному контракту №...-КЖФ от <дата> на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений казарменно жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов, используемых в интересах Минобороны РФ, в 2017 году. В соответствии с приказом Минобороны РФ от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ», создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ, которое осуществляет деятельность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ. В соответствии с поручением Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 22.03.2017 № 141/9455, имущество, ранее переданное на обслуживание АО «ГУ ЖКХ» в рамках Гос.контракта №...-КЖФ, подлежит передаче ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. ФГКУ «СЗ ТУОИ» самостоятельно не вправе осуществлять мероприятия по организации ремонта объекта недвижимого имущества Минобороны РФ. В ходе проверки по обращению ДИО МО РФ от 14.02.2014 г. № 141/4608 было установлено, что часть объекта площадью 1108, 6 кв. м используется храмом св. Спиридона без оформления договорных отношений, запросы, направленные Санкт-Петербургской епархии по этому поводу, оставлены без ответа. В соответствии с Уставом, юридическое лицо наделено полномочиями по учету, контролю и использованию имущества ВС РФ, учреждение без особых указаний собственника вправе лишь вести учет имущества и контролировать его использование и сохранность. Функции собственника имущества в МО РФ распределены между различными департаментами, управлениями и учреждениями. В штате учреждения отсутствуют специалисты, обладающие знаниями и квалификацией для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия. Учреждение осуществляет расходование бюджетных средств в соответствии со сметой, утвержденной в установленном порядке. Заключение контрактов на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия не является видом деятельности общества. Учреждение не вправе самостоятельно осуществлять мероприятия по организации ремонта объектов недвижимого имущества МО РФ. Учреждение принимает все меры к устранению нарушения. 30.11.2017 г. учреждением было направлено обращение в ДИО МО РФ с просьбой направить письмо с Департамент культуры по вопросу организации работ по приведению объекта культурного наследия в соответствующее состояние.

Законный представитель ФГКУ «СЗ ТУИО» в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно материалам дела о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Защитник Максимкина Ю.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Допрошенный в качестве свидетеля главный специалист-юрисконсульт КГИОП <...> В.В. пояснил, что юридическое лицо несет обязанности по содержанию и сохранению объекта культурного наследия, и вправе заключать договоры и государственные контракты за счет бюджетных средств, размещая заказы на поставки товаров и выполнение работ, что прямо указано в Уставе СЗТУИО.

Проверив материалы дела, выслушав защитника, показания свидетеля <...> В.В., считаю, что постановление судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2018 года должно быть оставлено без изменения по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения настоящего дела, судьей Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга было установлено событие административного правонарушения, исследованы представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ. Судом были исследованы доводы юридического лица, в том числе аналогичные содержащимся в настоящей жалобе, которые обоснованно признаны несостоятельными.

Постановление по делу об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ, нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Ссылка суда на выявление нарушений в отношении выявленного объекта культурного наследия в описательно-мотивировочной части постановления является явной технической ошибкой, не влекущей отмену постановления в целом.

Доводы жалобы не являются основанием к отмене постановления по делу, по следующим основаниям.

В силу пунктов 1,3 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), КГИОП уполномочен осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, который осуществляется, в том числе посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, а также мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

В результате выполнения в рамках государственного надзора мероприятия (акт КГИОП от <дата>), установлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия – «Главного здания с флигелями», входящего в состав комплекса «Казарменный комплекс – бывшие дворцовые конюшни (здания 135 поликлиники ЛЕН ВМБ, матросского клуба, роддома и детского отделения больницы) по адресу: <адрес>: утрата локальных участков штукатурного слоя, сколы архитектурных элементов, шелушения красочного слоя, архитектурный декор находится под множественными красочными наслоениями, вследствие чего элементы «замылены», на фасадах наблюдается позднейшие заделки цементом и др., требующее проведения работ по сохранению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона №73-ФЗ, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

На основании пункта 1 статьи 47.2, пунктов 1,2,7 статьи 47.3, пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ собственник, либо иной законный владелец объекта культурного наследия, обязан выполнять работы по сохранению объекта культурного наследия; осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимость, объект, расположенный по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений».

В соответствии с пунктами 3, 12, 19, 27, Устава ФГКУ «Северо-Западное ТУПО» данная организация создана для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации, несет обязанности самостоятельно, в том числе обязанность обеспечивать эффективное использование закрепленного за ним имущества. Организация в отношении закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.

На основании пунктов 31, 32 Устава, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» имеет право заключать договоры, государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, размещать заказы на поставки товаров и выполнение работ.

Нахождение в помещении объекта культурного наследия религиозной организации при отсутствии законных на то оснований, свидетельствует о неисполнении ФГКУ «СЗ ТУИО» своих обязанностей по сохранению объекта культурного наследия.

Передача технического обслуживания здания АО «ГУ ЖКХ» возлагает на вышеназванное юридическое лицо обязанности по техническому обслуживанию здания, т.е. водоснабжению, водоотведению и предоставлению коммунальных услуг, не имеющих отношения к поддержанию внешнего облика объекта культурного наследия в соответствии с целями и задачами, перечисленными в Федеральном Законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г.

Учитывая изложенное ФГКУ «СЗ ТУИО» не исполнило возложенную на него действующими нормами законодательства обязанность по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и его надлежащему содержанию, что является нарушением требований сохранения и использования объектов культурного наследия.

Действия ФГКУ «СЗ ТУИО» квалифицированы правильно по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ

Наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, с учетом требований ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2018 года, о признании Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу защитника Романовской А.Б. – без удовлетворения.

Судья И.Е.Калинина