56RS0018-01-2020-001465-10
№ 12-308/2020
Р Е Ш Е Н И Е
5 июня 2020 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Сотникове Н.Ю.,
с участием:
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мыслина М.А.,
представителя Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО2-Мыслина М.А. на постановление заместителя управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 31 января 2020 года № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... общества с ограниченной ответственностью «...» ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 31 января 2020 года № ...... общества с ограниченной ответственностью «...» (далее- ООО «...», Общество) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением заместителя управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 31 января 2020 года № ..., защитник ФИО2- Мыслин М.А. обратился с жалобой в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
В жалобе заявитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылается на то, что указанные должностным лицом нарушения требований к содержанию Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в данном конкретном случае отсутствуют. Правила внутреннего контроля Общества разрабатывались и утверждались с учетом особенностей вида и масштаба его деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Так, Общество не является работодателем, органом, осуществляющим выплату пенсий, пособий, стипендий и т.д., для своих Клиентов. Поэтому порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в Правилах внутреннего контроля от 15.09.2019 года имеется в том виде, в котором может быть с учетом особенностей вида и масштаба его деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Полагает, что должностное лицо привлекло ФИО2 к ответственности за отсутствие в существующем порядке учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму информации о выплатах, предусмотренных в подпунктах 1-3 п. 2.4 ст. 6 Федерального закона № 115- ФЗ, что идет в разрез с требованиями п. 1.4 Положения № 445-П и противоречит особенностям вида и масштаба деятельности Общества, его организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Однако, в протоколе об административном правонарушении нарушение указано как неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля. Полагает, что административный орган при рассмотрении дела должен был прекратить производство по делу, так как дело возбуждено за отсутствие указанного «порядка учета».
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мыслин М.А. поддержал доводы жалобы, просил требования удовлетворить в полном объеме, постановление должностного лица отменить.
В судебном заседании представитель Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО1 просил жалобу оставить без удовлетворения, а постановление должностного лица без изменения. Считает вынесенное постановление законным и обоснованным.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне и времени судебного заседания.
Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ ломбарды отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
На основании статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе, организация и осуществление внутреннего контроля, а также иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля представляет собой совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных указанным федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе ломбарды, обязаны в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях, при этом указанные правила для ломбардов разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма некредитных финансовых организаций, к которым, в том числе, относятся и ломбарды, установлены Положением Банка России от 15.12.2014 года № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее- Положение № 445-П).
В соответствии с п. 1.3 и п. 1.4 Положения № 445-П указанные правила внутреннего контроля разрабатываются в целях обеспечения выполнения некредитной финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, при этом такая разработка осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, Положением № 445-П и иными нормативными актами банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Согласно п. 6.1 Положения № 445-П в программу по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки включается помимо прочего порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Как следует из материалов дела, в рамках дистанционного надзора Банком России в адрес ООО «...» был направлен запрос от 17.09.2019 года №... о предоставлении, в том числе, копии действующих на дату исполнения запроса Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденных в установленном порядке, и разработанных в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. В случае отсутствия таковых Обществу надлежало представить пояснения о причинах их отсутствия.
В ответ на указанный запрос Обществом в адрес Отделения Оренбург было направлено письмо с приложением пакета документов, в числе которых представлена копия Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденных приказом Общества от 15.09.2019 года № ....
В результате анализа представленных Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения выявлены следующие нарушения установленных пунктом п. 6.1 Положения № 445-П требований к их содержанию, а именно: отсутствие в программе по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки порядка учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Указанные действия ...... «...» ФИО2 квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ как неисполнение законодательства в части организации внутреннего контроля, выразившимся в нарушении установленных Положением № 445-П требований к содержанию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Факт совершения ...... ФИО2 вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, мотивированным заключением о выявлении признаков административного правонарушения с приложением документов, копией суждения об исполнении предписания от 21.11.2019 года № ..., копией накладной на РПО, переданные в доставку, Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, объяснениями к протоколу об административном правонарушении от 17.01.2020 года, копией паспорта ФИО2 и иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны административным органом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно п. 11.1 Устава ООО «...», утвержденного решением общего собрания участников (протокол от 19.05.2017 года № ...), единоличным исполнительным органом Общества является его ..., осуществляющий руководство текущей деятельностью Общества.
В соответствии с приказом ООО «...» от 23.11.2016 года № ... ФИО2 назначен ... Общества с 23.11.2016 года.
В силу п.п. 1.8 и 1.9 Положения № 445-П Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения утверждаются единоличным исполнительным органом некредитной финансовой организации, при этом функции контроля за организацией работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения возлагаются, в частности, по усмотрению такой организации в соответствии с ее внутренними документами на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.
В соответствии с п. 2.8.2 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, Правила Общества утверждаются приказом руководителя Общества.
Также, согласно п. 2.8.3 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения руководитель обеспечивает контроль за соответствием применяемых Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, требованиям законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Таким образом, действия ...... ФИО2 должностным лицом правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, т.к. он, являясь должностным лицом, и выполняя организационно-распорядительные функции в Обществе, не обеспечил соблюдение требований законодательства и нормативных актов Банка России о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Ссылка заявителя о возможности административного органа ограничиться исправлением выявленного нарушения в рекомендательном порядке не подлежит удовлетворению.
Из анализа Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения следует их несоответствие требованиям законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а именно п.п. 1.4 и 6.1 Положения № 445-П.
При оценке соответствия Правил требованиям пункта 1.4 Положения № 445-П должностное лицо руководствовалось тем, что методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска клиента, определенная в примечаниях 1, 2 и 3 в пункту 4.2.2.4 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Общества, не содержала положения об оценке риска клиента в категории «риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций».
В связи с наличием в Правилах факторов, на основании которых риск клиента может быть определен, нарушение требований п. 1.4 Положения №445-П было расценено как недостаток.
Порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в нарушение требований п.6.1 Положения № 445-П в Правилах внутреннего контроля Общества отсутствовал в целом и устранить его на основе иных порядков и процедур, предусмотренных Правилах внутреннего контроля Общества, не представлялось возможным.
В жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных должностным лицом при рассмотрении дела.
Постановление о привлечении к административной ответственности ФИО2 вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО2 в пределах санкции ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, и является справедливым.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 31 января 2020 года № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ...... ФИО2- оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО2-Мыслина М.А.- без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
постановление заместителя управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 31 января 2020 года № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении ... ФИО2 – оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО2- Мыслина М.А.- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: подпись О.А. Пименова
Копия верна. Судья:
Секретарь: