Дело № 12-309/2022
РЕШЕНИЕ
29 июля 2022 года г.Пенза
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Турчак А.А.,
с участием защитника заявителя ФИО1,
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Пензы Бойко О.Н.,
в отсутствие заявителя Данные изъяты
рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) жалобу Данные изъяты на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Данные изъяты № 052/04/14.55-1266/2022 от 30.05.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, в отношении начальника Управления аппаратных средств защиты информации Данные изъятыДанные изъяты,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Данные изъяты № 052/04/14.55-1266/2022 от 30.05.2022 года начальник Управления аппаратных средств защиты информации Данные изъятыДанные изъяты признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
ФИО2 признан виновным в совершении нарушения должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся сроков выполнения работ.
Не согласившись с постановлением, Данные изъяты обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление о привлечении его к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить с объявлением ему предупреждения. В обоснование доводов жалобы указал, что согласно Ведомости исполнения ОКР:
Первый этап - Разработка технического проекта (ТП), сроки выполнения: 26.06.2020 г.-25.01.2021 г.
Второй этап - Разработка РКД, сроки выполнения: 26.01.2021 г. - 25.09.2021 г. (длительность этапа - 8 месяцев).
Работы по Контракту проводятся в соответствии с требованиями действующего законодательства и в рамках сроков, установленных Календарным план-графиком выполнения работ по Данные изъяты согласованного с Заказчиком.
Срыв сроков проведения 2-го этапа ОКР вызван срывом сроков 1-го этапа, фактически завершенного 4.03.2022 года по причине сложности, комплексности и наличия существенного перечня специальных требований, а также согласование комплекта документов с рядом подразделений Заказчика, что существенно увеличивает сроки.
В связи с уточнением состава оборудования объектов Заказчика утверждено Дополнение № 1 к ТТЗ на ОКР от 25.01.2022.
За срыв 1-го этапа ОКР Данные изъяты, как должностное лицо, ответственное за проведение указанной работы, был подвергнут наказанию в виде административного штрафа (Постановление Нижегородского УФАС России исх. № СК/13969/21 от 05.07.2021).
Учитывая, что каждый последующий этап работы не может быть начат ранее завершения предыдущего, что соответствует порядку проведения ОКР, установленному требованиями ГОСТ РВ 15.203-2001 «Военная техника. Порядок выполнения ОКР» (далее ГОСТ-203), срыв сроков проведения 1-го этапа ОКР неизбежно привел к срыву начала последующих этапов работы.
Своим письмом (исх. № 149/1/7-718 дсп от 05.04.2022 г.) Заказчик запросил предоставить план-график завершения работ 2-го этапа, отметив при этом, что сроки работ не могут превышать длительность этапа, установленного Ведомостью Исполнения ОКР. Тем самым Заказчик формально установил срок завершения 2-го этапа ОКР не позднее 4.10.2022 г. Учитывая ограничительную пометку указанного письма, документ будет предоставлен в рамках судебного заседания.
С целью сокращения сроков отставания от Ведомости исполнения ОКР, предприятием разработан план-график завершения работ и сокращением длительности этапа с 8 месяцев (согласно ведомости) до 6 месяцев. Указанный план-график направлен на согласование Заказчику (исх. № 141-22 дсп от 20.04.2022 г.). Учитывая ограничительную пометку указанного письма, документ будет предоставлен в рамках судебного заседания.
Допущенное Данные изъяты правонарушение относится к формальным составам, не создает угрозы охраняемым законом отношениям в области государственного оборонного заказа и общественным правоотношениям.
Просит отменить Постановление № ИК/13764/22 от 01.06.2022 по делу об административном правонарушении №052/04/14.55-1266/2022, вынесенное Заместителем Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в отношении Данные изъяты и заменить ему административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В судебное заседание заявитель Данные изъяты не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании защитник заявителя ФИО1 жалобу поддержал в полном объеме, просил её удовлетворить по изложенным доводам.
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Пензы Бойко О.Н. полагала постановление законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, жалобу Данные изъяты – без удовлетворения.
Представитель Управления ФАС по Нижегородской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, поступившем в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, нахожу жалобу Данные изъяты не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 14.55 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Статьей 773 ГК РФ предусмотрено, что исполнитель в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан: выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование; своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре; незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы; гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
В соответствии п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 года № 275-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
В соответствии с п.п. 1, 10, 11, 12, 14, 15, 22 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 года № 275-ФЗ головной исполнитель определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам). При формировании, уточнении государственного оборонного заказа (до заключения государственного контракта) головной исполнитель, определенный в установленном порядке, раскрывает с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной Данные изъяты информацию о его кооперации, а также обосновывает цену на такую продукцию (в том числе на каждом этапе исполнения государственного контракта), возможные сроки и порядок формирования ее поставок. Порядок формирования кооперации устанавливается Правительством Российской Федерации; обеспечивает исполнение предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений; принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа; обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта; обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта; исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.06.2020 года между Данные изъяты» (государственный заказчик) и Данные изъяты (исполнитель) заключен государственный контракт Данные изъяты на выполнение опытно –конструкторской работы шифр «Данные изъяты» в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
В соответствии с п. 5.2 государственного контракта и ведомостью исполнения ОКР (Приложение № 2) установлен срок выполнения 2 этапа ОКР - до 25.09.2021.
Согласно п. 5.4 государственного контракта датой исполнения ОКР (этапа ОКР) считается дата подписания документов, предусмотренных ТТЗ по окончанию ОКР (этапа ОКР) комиссией по приемке при условии его последующего утверждения Заказчиком.
В соответствии с ведомостью исполнения Государственного контракта срок исполнения работ по 2 этапу контракта шифр «Данные изъяты» - 25.09.2021.
В установленный договором срок Данные изъяты» данные обязательства выполнены не были.
При этом Данные изъяты являясь ответственным лицом, не организовал своевременное выполнение работ по вышеуказанному государственному контракту, что повлекло нарушение сроков исполнения обязательств перед заказчиком.
Вина Данные изъяты в совершении административного правонарушения подтверждается:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.03.2022 года, вынесенным по результатам проведённой проверки, которым установлено, что обязательства по 2 этапу ОКР шифр «Данные изъяты по государственному контракту №Данные изъяты от 26.06.2020 Данные изъяты» не исполнены;
- государственным контрактом № Данные изъяты от 26.06.2020 года;
- ведомостью исполнения ОКР;
- актом проверки соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе, гражданского законодательства Данные изъяты от 23.03.2022, которым выявлены нарушения законодательства о государственном оборонном заказе со стороны Данные изъяты а именно обязательства по 2 этапу ОКР шифр «Данные изъяты» не исполнены Данные изъяты»;
Приказом директора Данные изъяты» №1-П от 01.01.2017 Данные изъяты переведен на должность начальника Управления аппаратных средств защиты информации.
Согласно п.п. 2, 4.1 Должностной инструкции начальника Управления аппаратных средств защиты информации Данные изъяты данное должностное лицо обязано контролировать ход выполнения Данные изъяты и соблюдение сроков Данные изъяты по тематике управления АСЗИ; несет ответственность за ненадлежащее выполнение задач, стоящих перед ним и своих должностных обязанностей, предусмотренной должностной инструкцией.
Также в соответствии с приказом Данные изъятыДанные изъяты» Данные изъяты от 26.06.2020 №20-13/р Данные изъяты назначен Данные изъятыДанные изъяты» и приступил к выполнению работ по ОКР согласно ведомости выполнения работ по ОКР.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы заявителя о том что неисполнение сроков работ по первому этапу работ неминуемо ведут к срыву работ по второму этапу, и что заказчиком фактически одобрены новые сроки исполнения ОКР судом отклоняются как необоснованные.
Так, п. 6.2 Государственного контракта предусмотрено, что при завершении выполнения ОКР (этапа, подэтапа) исполнитель обязан не позднее, чем за 30 дней до окончания ОКР (этапа, подэтапа ОКР) в письменной форме уведомить заказчика о готовности ОКР (этапа, подэтапа) к сдаче.
В соответствии с п. 5.4 Государственного контракта датой исполнения ОКР (этапа ОКР) по настоящему контракту считается дата подписания документов, предусмотренных ТТЗ по окончанию ОКР (этапа ОКР) (далее – акт приемки ОКР (этапа ОКР)) комиссией по приемке при условии его последующего утверждения Заказчиком.
В соответствии с ведомостью исполнения Государственного контракта срок исполнения работ по 2 этапу контракта шифр «Данные изъяты»-25.09.2021.
Вместе, с тем как следует из материалов дела, в нарушение указанных требований ГК РФ, Закона №275-ФЗ и условий Государственного контракта обязательства по 2 этапу государственного контракта шифр «Данные изъяты» Данные изъяты» до настоящего времени не исполнены, акт выполненных работ отсутствует.
Соглашаясь при заключении договора с установленными в нем условиями, в том числе в части срока его исполнения, Данные изъяты обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное выполнение функций, направленных на соблюдение установленного срока выполнения договора.
Кроме того, никаких мер ФИО2 к заключению дополнительного соглашения о переносе сроков выполнения работ, не предпринимал.
Учитывая, что нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут угрожать безопасности государства, совершенное правонарушение не может квалифицироваться как малозначительное.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, по делу не имеется.
Вместе с тем постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом того, что тяжких последствий в результате действий заявителя не наступило, считаю возможным в соответствии с п. 2.2 ст.4.1 КоАП РФ снизить Данные изъяты наказание в виде административного штрафа, назначив наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Данные изъяты удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Данные изъяты № 052/04/14.1266/2022 от 30 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, в отношении начальника Управления аппаратных средств защиты информации Данные изъяты» Данные изъяты изменить, снизив размер назначенного наказания до 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.А.Турчак