ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/2021 от 26.04.2021 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)

дело № 12-30/2021

РЕШЕНИЕ

г.Сибай 26 апреля 2021 года

Судья Сибайского городского суда Республики Башкортостан Кутлубаев Азамат Агзамович (адрес местонахождения: Республика Башкортостан, г.Сибай, ул.К.Цеткин, д.1/2),

с участием представителя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Нугмановой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан Аминева Р.М. на постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющей обязанности председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО6 от 16 марта 2021 года №22 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющей обязанности председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО6 от 16.03.2021 №22 Администрация ГО г.Сибай РБ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановление, защитник Администрации ГО г.Сибай РБ ФИО7 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что Администрация ГО г.Сибай РБ не наделена полномочиями экологического надзора в области охраны окружающей среды, а в частности: предупреждения, выявления, пресечения причин и условий приведших к нарушению экологического законодательства и охраны окружающей среды. Администрация ГО г.Сибай РБ не является лицом, осуществляющим эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов деятельность которых связана с оказанием негативных процессов на окружающую среду и каких-либо производственных работ связанных с этим не ведет. Факт наличия в действиях Администрации ГО г.Сибай РБ состава правонарушения. Законодательством предусмотрена ответственность специального субъекта данных правонарушений, это хозяйствующий субъект, осуществляющий специальную деятельность, оказывающие негативное влияние на окружающую среду.

В судебном заседании представитель Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 просила отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав представителя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в рамках поступившего из прокуратуры г.Сибай материалов проверок в отношении регионального оператора ООО «<данные изъяты>» и Администрации ГО <адрес>, для достоверности предоставленных материалов, проведены рейдовые мероприятия на территории городского округа город Сибай с целью соблюдения схемы потоков твердых коммунальных отходов, региональным оператором, предусмотренной Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО), утвержденный приказом Минэкологии РБ от 30.12.2019 г. №1198п (вступил в законную силу 17.02.2020 г. (далее по тексту - территориальная схема).

Согласно пункту 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

На подконтрольной территории Сибайского территориального комитета Минэкологии РБ региональным оператором, осуществляющий свою деятельность по обращению с ТКО является ООО «<данные изъяты>» (зона №3).

Специалистами Сибайского территориального комитет Минэкологии РБ в ходе рейдовых мероприятий по территории города Сибай произведено отслеживание автотранспортных средств с символикой ООО <данные изъяты>» и установлено следующее.

09 февраля 2021 г. автотранспортное средство на базе КАМАЗ г.р.з с символикой ООО <данные изъяты> (мусоровоз) загрузив коммунальные отходы с контейнерной площадки расположенной возле дома 4/2 ул.Островского, выехал в сторону городской свалки и осуществил в 12-00 выгрузку коммунальных отходов на территорию городской свалки. В 14-08 часов автотранспортное средство с г/н с символикой ООО <данные изъяты>» (мусоровоз) произвел разгрузку коммунальных отходов на территорию городской свалки собранных с контейнерных площадок, установленных по ул.Чайковского д.32/1, ул.Булякова, д.9. У контрольно-пропускного пункта на территории городской свалки находилась еще автомашина с г/н с символикой ООО <данные изъяты> (мусоровоз), которая также осуществила выгрузку отходов на территорию городской свалки.

Земельный участок, где автомашины провели выгрузку твердых коммунальных отходов находиться на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов №б/н от 09.02.2021 г. В ходе осмотра велась видеозапись.

Земельный участок с кадастровым номером как пункт временного хранения, мусороперегрузочные пункты в территориальной схеме отсутствуют. Ранее, территории данных земельных участков использовались как свалки для размещения отходов производства и потребления, в том числе ТКО.

Свалки не являются мусороперегрузочными пунктами, объектами размещения отходов согласно статье 29.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами временного хранения отходов, объектами размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов.

По факту нарушения и несоблюдения требований при обращении с отходами производства и потребления при эксплуатации городской свалки возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования №129/02 от 09.02.2021 г.

В рамках административного расследования установлено следующее.

Несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов на территории городской свалки производится на земельном участке с кадастровым номером по адресу; <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 23.10.2020 г. правообладателем данного земельного участка является муниципальное образование - городской округ г. Сибай РБ.

15 апреля 2020 г. вынесено Постановление Администрации ГО г. Сибай №547 о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории городского округа г. Сибай РБ на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. Пунктом 1 постановления установлено о закрытие вышеуказанной свалки с 01 мая 2020 г. Контроль за исполнением постановления №547 от 15.04.2020 возложено на Главу администрации ГО г.Сибай.

Однако, в ходе рейдовых мероприятий специалистами Сибайского территориального комитета Минэкологии РБ 09.02.2021 г. зафиксировано, что свалка твердых коммунальных отходов продолжает эксплуатироваться. Несмотря на закрытие свалки, автотранспортные средства <данные изъяты> с государственными номерами , , с символикой ООО <данные изъяты>», продолжают транспортировать, и размещать отходы ТКО на свалку, непосредственно на поверхность почвы, хаотично, в неустановленное место.

Автотранспортные средства с государственными номерами , , согласно предоставленной справки РЭГ ОГИБДЦ ОМВД России по г.Сибай принадлежат ООО «<данные изъяты>».

ООО «<данные изъяты>» самостоятельно производил транспортировку и размещение ТКО на земельном участке с кадастровым номером , который отсутствует в территориальной схеме, тем самым организовал несанкционированное размещении отходов ТКО на территории городской свалки ГО г. Сибай.

При въезде на территорию городской свалки ГО г.Сибай установлен шлагбаум, силами Администрации ГО г.Сибай организован пропуск транспортных средств на территорию свалки. Ведется журнал учета пропуска транспортных средств, осуществляющих размещение отходов на городской свалке.

На запрос №167/02 от 19.02.2021 года, комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Сибай предоставил в Сибайский территориальный комитет Минэкологии РБ информацию, что земельный участок с кадастровым номером для размещения твердых коммунальных отходов иному хозяйствующему субъекту не предоставлялся.

Отсутствие производственного экологического контроля со стороны Администрации ГО г.Сибай, бездействие со стороны администрации ГО г.Сибай в организации своевременных мероприятий по недопущению размещения отходов в нарушении Территориальной схемы обращения с отходами на территории Республики Башкортостан, в том числе с твердыми коммунальными отходами, привело к дальнейшему несанкционированному размещению ТКО. Земельный участок с кадастровым номером как пункт временного хранения, мусороперегрузочный пункт в территориальной схеме отсутствует.

Тем самым Администрацией ГО <адрес> РБ в результате отсутствия производственного экологического контроля, допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при дальнейшей эксплуатации объекта – земельного участка с кадастровым номером 02:61:011301:4144, расположенного по адресу: <адрес>, 33.

Как следствие выявленных нарушений, 10.03.2021 уполномоченным должностным лицом в отношении Администрацией ГО г.Сибай РБ составлен протокол №16 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, и 16.03.2021 вынесено постановление №22 о назначении административного наказания.

Согласно ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно подп.11 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.

Кроме того, в соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом, Администрация ГО г.Сибай РБ, являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, допустило отсутствие производственного экологического контроля, в связи с чем допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации указанного земельного участка, а именно на данном земельном участке производится выгрузка твердых коммунальных отходов.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии в бездействии Администрации ГО г.Сибай РБ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина Администрация ГО г.Сибай РБ в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении №16 от 10.03.2021, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения; договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 16.10.2019; постановлением Администрации ГО г.Сибай РБ от 28.05.2020 №704 о ликвидации МУП «<данные изъяты>»; договором №01 на оказание услуг по обращению ТКО на городской свалке; объяснением ФИО1 от 20.01.2021; объяснением ФИО2 от 20.01.2021; письмом ООО <данные изъяты>» от 24.11.2020; актом оказания услуг от 30.09.2020; договором аренды транспортного средства с экипажем №2-11-А от 27.11.2019; актом №52 от 30.09.2020; объяснением ФИО3 от 20.01.2021; объяснением ФИО4; постановлением Администрации ГО г.Сибай РБ от 15.04.2020 №547; протоколом осмотра от 09.02.2021; ответом ГИБДД от 12.02.2021 №14/2786 и карточками учета транспортных средств; ответом Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г.Сибай от 26.02.2021 №285; ответом Администрации ГО г.Сибай РБ от 15.01.2021 №51-А/001 с журналом пропусков автотранспортных средств на территорию городской свалки г.Сибай по адресу <данные изъяты> и другими материалами дела.

Данные доказательства оформлены должностным лицом в рамках выполнения своих служебных обязанностей, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а поэтому обоснованно приняты должностным лицом и положены в основу обжалуемого акта.

Допустимость и достоверность исследованных доказательств сомнений не вызывает.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что Администрацией ГО г.Сибай РБ своевременно приняты все зависящие от него необходимые и достаточные меры, то есть по соблюдению правил и норм административного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Административное наказание назначено Администрации ГО г.Сибай РБ в соответствии с требованиями ст.4.1 - 4.3 КоАП РФ в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.8.1 КоАП РФ, что соразмерно характеру совершенного административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения правонарушителя к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Существенных нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющей обязанности председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО6 от 16 марта 2021 года №22 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан – оставить без изменения, а жалобу защитника Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан ФИО7 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня его вручения либо получения через Сибайский городской суд Республики Башкортостан.

Судья: подпись Кутлубаев А.А.

Подлинник решения находится в деле №12-30/2021 Сибайского городского суда РБ.

Уникальный идентификатор дела (материала) 03RS0016-01-2021-001102-24