ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-313/19 от 27.08.2019 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 12-313/2019

РЕШЕНИЕ

27 августа 2019 года г. Пенза

Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Половинко Н.А.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Фортуна» Чавкина А.В. на постановление заместителя руководителя Пензастата ФИО2 №08.1-72/26.04-15орг-ст/3-информ/2019 от 17.05.2019г. о привлечении ООО «Фортуна» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Пензастата ФИО2 №08.1-72/26.04-15орг-ст/3-информ/2019 от 17.05.2019г. ООО «Фортуна» признана виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание виде административного штрафа в размере 20000 руб.

В постановлении указано, что в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620, приказом Федеральной службы государственной статистики от 6 августа 2018 г. N 487 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий", ООО «Фортуна», в лице ТОСП ООО «Фортуна» обязано ежегодно предоставлять в Пензастат сведения по форме федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах» (далее - форма 3-информ) в срок не позднее 25 марта после отчетного периода. Таким образом, форма 3-информ за 2018 год должна быть представлена не позднее 25 марта 2019 года. Организацией форма федерального статистического наблюдения 3-информ за 2018 год в установленный срок в Пензастат не представлена.

Генеральный директор ООО «Фортуна» Чавкин А.В. не согласился с названным постановлением и подал на него жалобу, в которой указал на то, что

при вынесении Постановления в отношении Общества Пензастат ссылается на Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008г. №620 и Приказ Росстата от 06.08.2018 N 487 (ред. от 14.01.2019) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» (далее по тексту - Приказ Росстата). В соответствии с нормативно закрепленными сроками форму 3-информ должны предоставлять должностные лица и организации в срок не позднее 25 марта после отчетного периода. 5 марта 2019г. Обществом в адрес ТОГС по Пензенской области (код 58-00) по телекоммуникационным каналам связи было направлено информационное письмо об отсутствии показателей по формам федерального статистического наблюдения, в том числе по форме 3-информ. 06 марта 2019г. указанное информационное письмо было получено Пензастатом, что подтверждается скриншотом с программы 1С. 25 марта 2019г. Обществом было направлено в адрес территориального органа Федеральной службы государственной статистики (а именно Ростовстат) уведомление об отсутствии показателей по формам федерального статистического наблюдения исх. № 05-03 от05.03.2019г. В указанном уведомлении также содержались сведения об отсутствии у Общества показателей для предоставления по форме 3-информ. Согласно Протокола входного контроля, уведомление было успешно принято Ростовстатом 25/3/2019 17:39:39. Письмом Федеральной службы государственной статистики от 22.01.2018 N04-4-04-4/6-СМИ «О статистической отчетности» даны официальные разъяснения о порядке предоставления форм федерального статистического наблюдения в случае отсутствия показателей для заполнения (отсутствия наблюдаемого явления) или в случае не осуществления деятельности организацией в отчетном периоде, которые действуют в настоящее время. В вышеупомянутом Письме конкретно указывается, что «Письмо об отсутствии показателей нужно отправлять каждый раз, когда наступает срок сдачи отчетности, так как в соответствии с пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 620, первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.». В Письме Федеральной службы государственной статистики от 17.05.2018 N 04-04-4/48-СМИ «О представлении статистической отчетности» идет указание на то, что «Мосгорстат, который осуществляет сбор отчетности по формам федерального статистического наблюдения от очень большого числа респондентов, по сути, обратился с просьбой к респондентам не заменять незаполненный значениями показателей отчет па информационные письма в целях минимизации временных затрат на контроль полноты сбора отчетности при жестких сроках сбора и обработки первичных статистических данных. Действия респондентов при направлении отчета с нулевыми показателями или информационного письма об отсутствии показателей в адрес территориального органа Росстата законны и респондент не может быть привлечен к административной ответственности». Также уведомляет, что Общество является крупной организацией и имеет более 50 обособленных подразделений по всей Российской Федерации, информационные письма (уведомления об отсутствии показателей) также были направлены во все территориальные органы государственной статистики, и ни один территориальный орган ни разу не возбудил дело об административном правонарушении в отношении Общества, что также свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения. Исходя из вышеизложенного, следует, что привлечение к ответственности по вмененному правонарушению является необоснованным и незаконным, в связи с тем, что Обществом были предоставлены в установленные законом сроки официальные (информационные) письма в адрес территориальных органов. По процессуальным нарушениям: 13 июня 2019г. Обществом были получены Протокол №115/07.0 об административном правонарушении от 22.04.2019г. (далее - Протокол), вынесенный 1IEH3ACTATOM (подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №44000819273255), Повестка на 17.05.2019г. в 11 часов 00 минут по административному делу и Постановление об административном правонарушении (подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №44002235842572). В связи с тем, что Общество не могло присутствовать при вынесении Постановления Пензастатом, так как не было надлежаще уведомлено. Общество и не имело возможности защитить свои права и законные интересы. Следовательно, указание в Постановлении об административном правонарушении сведений о надлежащем уведомлении законного представителя Общества, не соответствует фактическим обстоятельствам. Пензастатом при производстве по делу об административном правонарушении усматриваются нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности, не позволившие полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Просит постановление заместителя руководителя Пензастата ФИО2 №08.1-72/26.04-15орг-ст/3-информ/2019 от 17.05.2019г. отменить и прекратить производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя ООО «Фортуна» по доверенности Евдокимова Е.К. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила суд её удовлетворить.

Представитель Пензастат в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в возражениях на жалобу просил постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Согласно частям 3, 4 статьи 6 названного Федерального закона сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" (далее - Положение N 620).

На основании пунктов 3 и 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Пунктом 14 Положения N 620 установлена ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных.

Согласно пункту 1 и приложения N 6 Приказа Росстата от 30 августа 2017 года N 563 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" срок предоставления формы N 4-иновация "Сведения об инновационной деятельности организации" за 2017 год - 2 апреля после отчетного периода.

Из материалов дела следует, что 17 мая 2019 года по факту выявленных нарушений статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2017 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Пензастат в отношении ООО «Фортуна» составлен протокол об административном правонарушении.

ООО «Фортуна» в лице ТОСП ООО «Фортуна» обязано ежегодно предоставлять в Пензастат сведения по форме федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах» в срок не позднее 25 марта после отчетного периода.

Организацией форма федерального статистического наблюдения 3-информ за 2018 год в установленный срок в Пензастат не представлена.

Установленные обстоятельства подтверждаются доказательствами по делу, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а именно: протоколом №115/07.0 от 22.04.2019г., извещением о нарушении юридическим лицом срока предоставления первичных статистических документов, иными материалами дела.

В рассматриваемом случае установлено, что Обществом совершено юридически значимое бездействие, содержащее состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.

Имеющиеся в деле доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судом допустимыми и достоверными, а в своей совокупности - достаточными для вывода о виновности лица в правонарушении.

Доводы заявителя жалобы об отсутствии события правонарушения, ввиду того, что ООО «Фортуна» 05.03.2019г. было направлено информационное письмо об отсутствии показателей по формам федерального статистического наблюдения, в том числе по форме 3-информ ввиду чего респондент не может быть привлечен к административной ответственности суд находит несостоятельными, ввиду того, что в письме Росстата от 15.04.2016 № СЕ-01-3/2157-ТО сказано, что снижение нагрузки на респондентов является одним из принципов официального статистического учета и в связи с этим, ряд форм федерального статистического наблюдения (N 3-Ф, N 1-ПР, N П-6, N 2-наука и другие), согласно указаниям по их заполнению, предоставляются в территориальные органы государственной статистики только при наличии наблюдаемого события (например, наличии задолженности по заработной плате, финансовых вложений и прочее).

Однако форма № 3-информ не имеет отношения к данному письму, так как в диспозиции указаний по заполнению формы не содержится сноски о том, что форма предоставляется только при наличии наблюдаемого события.

Согласно указаниям по заполнению формы № 3-информ, предусмотренным Приказом Росстата Приказу Росстата от 06.08.2018 N 487 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий", данную Форму федерального статистического наблюдения заполняют все организации, вне зависимости от того использовали ли они информационные и коммуникационные технологии или нет. Подраздел 1 (строки 101 - 111 графа 3), подраздел 5 (строки 501 - 512 графа 3), подраздел 6 (строки 601 - 604 графа 3) - не имеют ограничений и условий при их заполнении. Другие подразделы и справки подлежат заполнению только при определенных условиях, указанных в соответствующем подразделе, справке и наличии отдельных видов ИКТ.

Ссылка заявителя жалобы на письмо Росстата от 17 мая 2018 г. N 04-04-4/4 8-СМИ несостоятельна, так как нулевых показателей форма не предполагает, в связи с тем, что часть формы выполнена в виде анкеты. При заполнении формы выбранный вариант ответа отмечается цифрой 1 в случае положительного ответа, цифрой 2 - в случае отрицательного. Заполняемость формы должна быть, по возможности, полной. Помимо этого одним из разделов формы является раздел №6 -«Численность работников организации», который также не может быть нулевым. Отсюда следует и то, что направление в территориальный орган Росстата письма об отсутствии показателей в отчетном периоде по данной форме статистической отчетности недопустимо.

Довод заявителя жалобы о том, что ООО «Фортуна» является крупной организацией и имеет более 50 обособленных подразделений по всей РФ и не один территориальный орган ни разу не возбудил дело об административном правонарушении в отношении ООО «Фортуна» ничем не подтвержден и судом отклоняется.

Также довод о том, что общество не могло присутствовать при вынесении постановления Пензастатом, так как не было надлежащим образом уведомлено и не имело возможности защитить свои права и законные интересы, поскольку ООО «Фортуна» повестку на 17.05.2019г. получило только 13.06.2019г. также судом отклоняются, ввиду того, что в адрес ООО «Фортуна» Пензасттстаом было направлено информационное письмо – уведомление об отсутствии показателей по формам федерального статистического наблюдения от 05.03.2019г. в материалах дела об административном правонарушении №08.1-72/26.04-15орг-ст/3-информ/2019 имеются чеки ФГУП Почта России и распечатки с сайта Почта России об отслеживании почтовых отправлений, что подтверждает надлежащее уведомление респондента.

Помимо этого, в материалах дела имеется дополнительное уведомление ТОСП ООО «Фортуна» о необходимости явиться на составление протокола об административном правонарушении, направленное по средствам Федеральной почтовой службы, которое было принято Евдокимовой Е.В. по доверенности.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I ч. 1 ГК РФ указывает, что с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Пункт 67 вышеупомянутого Постановления гласит, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Таким образом, доводы жалобы не влекут сомнений в правильности постановления Пензастатата и не могут являться причинами его отмены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления Пензастата не допущено. Сроки и порядок привлечения к административной ответственности, право на защиту, не нарушены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые постановление заместителя руководителя Пензастата ФИО2 №08.1-72/26.04-15орг-ст/3-информ/2019 от 17.05.2019г. о привлечении ООО «Фортуна» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ являются законными и обоснованным, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.4-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Пензастата ФИО2 №08.1-72/26.04-15орг-ст/3-информ/2019 от 17.05.2019г. о привлечении ООО «Фортуна» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Фортуна» Чавкина А.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья