ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-31/2021 от 12.01.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Сурганов О.В. дело № 21-20/2022 (дело № 12-31/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе директора ООО "УК "Дом+" Удалова Ю.В. на постановление начальника Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу Федоренковой Н.В. №02-07-23/74 от 09 ноября 2021 года и решение судьи Вуктыльского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "УК "Дом+" Удалова Ю.В.",

установил:

постановлением начальника Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу Федоренковой Н.В. № 02-07-23/74 от 09 ноября 2021 года должностное лицо - директор ООО "Управляющая компания "Дом+" Удалов Ю.В. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Вуктыльского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2021 года постановление начальника Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу от 09 ноября 2021 года оставлено без изменения, жалоба директора ООО "УК "Дом+" Удалова Юрия Владимировича - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, директор ООО "Управляющая компания "Дом+" Удалов Ю.В. просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда, указывая на неверное установление фактических обстоятельств по делу, подлежащих доказыванию, нарушение норм процессуального права.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо административного органа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании в Верховном Суде Республики Коми не приняли, ходатайств об отложении слушания дела не направили.

На основании положений статей 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело по жалобе, в отсутствие неявившихся лиц, явку которых в судебное заседание не нахожу обязательным.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 5.1 и 5 названной статьи.

Перечень лицензионных требований к лицензиату определен Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 (далее - Положение), к которым отнесены помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3).

Следовательно, действующее нормативное регулирование предусматривает определенные лицензионные требования, нарушение которых и влечет соответствующую административную ответственность.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании положений частей 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещении в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Исходя из содержания приведенных выше требований надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, является лицензионным требованием.

Пунктами 4.7.1. и 4.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила), установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей.

Неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.

Согласно пункту 2.6.5. Правил подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

В соответствии с пунктом 2.6.13. Правил в летний период должны быть проведены следующие работы: б) по тепловым сетям - промывка систем, ревизия арматуры, устранение постоянных и периодических засорений каналов, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции труб в камерах, подземных каналах и подвалах (технических подпольях); в) по тепловым пунктам - ревизия арматуры и оборудования (насосов, подогревателей и др.); г) по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки.

В силу положений пункта 4.1.3. Правил при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.

Согласно пункту 4.8.12 Правил входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).

Пунктом 4.10.2.1. Правил установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).Положениями Устава ООО "Управляющая компания "Дом+" целью и предметом деятельности общества определены осуществление управленческой и организационной работы, принятие решений для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, в многоквартирных домах, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких домах; управление обслуживания, эксплуатации и ремонта недвижимого имущества в многоквартирном доме (пункт 2.1 Устава).

Пунктом 6 Устава ООО "Управляющая компания "Дом+" органами управления общества определены общее собрание участников общества и директор (единоличный исполнительный орган управления).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО "Управляющая компания "Дом+" является Удалов Ю.В.

Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) ООО "УК "Дом+" выдана лицензия № 31 от 20 апреля 2018 года сроком на пять лет на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 15 сентября 2021 года начальником Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу по результатам проверки готовности жилищного фонда города Вуктыла к сезонной эксплуатации 2021-2022 годов составлен акт о нарушениях ООО "Управляющая компания "Дом+" требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 при управлении многоквартирными домами, расположенными по ул. <Адрес обезличен>, а именно по дому <Адрес обезличен> установлены нарушения пунктов 4.7.1, 4.7.2, 4.8.12, 2.6.5, 2.6.2 Правил; по дому <Адрес обезличен> установлены нарушения пунктов 4.7.1, 4.8.12,2.6.5, 2.6.13,2.6.2 Правил; по дому № <Адрес обезличен> установлены нарушения пунктов 2.6.2, 2.6.5, 2.6.13, 4.1.3, 4.7.1 Правил; по дому <Адрес обезличен> установлены нарушения пунктов 2.6.2, 2.6.5. 2.6.13, 4.7.1 Правил.

Приведенные нарушение, установленные на основании вышеуказанных результатов проверки, стали основанием для вынесения и.о. прокурора города Вуктыла Алашеевым М.М. постановления от 05 октября 2021 года о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Управляющая компания "Дом+" Удалова Ю.В.

Материалы дела об административном правонарушении были направлены для рассмотрения по существу в Государственную жилищную инспекцию по городу Вуктылу Республики Коми, начальником которой постановлением от 09 ноября 2021 года № 02-07-23/74 директор ООО "УК "Дом+" Удалов Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе из протокола об административном правонарушении, и установлено судьей городского суда, директору ООО "УК "Дом+" Удалову Ю.В. вменяется в вину совершение административного правонарушения, которое выразилось в том, что в жилых многоквартирных домах по ул. <Адрес обезличен>, находящихся в управлении ООО "УК "Дом+" в ходе проверки подготовки к сезонной эксплуатации 2021-2022 г.г. установлено, что в доме <Номер обезличен> - в 1 подъезде на 1 двери неплотный притвор, в 4 подъезде на 1 двери неплотный притвор, в техническом подполье тепловой узел не оборудован схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах; в доме № 7 - в 2 подъезде на 1 двери неплотный притвор, в 6 подъезде доводчик на 1 двери неисправен, в техническом подполье тепловой узел не оборудован контрольно-измерительными приборами, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах, не выполнен ремонт отмосток; в доме № 9 - оторвана обшивка 1 двери, имеется разрушение площадки крыльца, в техническом подполье тепловой узел не оборудован схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах, имеется течь по фланцу запорной арматуры в тепловом узле; в доме № 17 - в 1 подъезде не выполнена герметизация примыкания козырька, в 4 подъезде выбоины площадки перед входом в подъезд, в 5 подъезде на 2 двери неплотный притвор в верхней части, в 6 подъезде выбоины на 2-х ж/б площадках входа в подъезд, в 5 подъезде на 2 двери неплотный притвор в верхней части, в 6 подъезде выбоины на 2-х ж/б площадках входа в подъезд, на 2 двери неплотный притвор в верхней части, в техническом подполье тепловой узел не оборудован схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах, не выполнена ревизия двух задвижек.

Указанные фактические данные являются нарушениями требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, и явились основанием для привлечения ООО "Управляющая компания "Дом+" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела и вина директора общества подтверждена совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе, постановлением и.о. прокурора города Вуктыл о возбуждении производства об административном правонарушении от 05 октября 2021 года; - актами № 49/09-52/09 проверки готовности жилищного фонда, управление которым осуществляет ООО "УК "Дом+" к сезонной эксплуатации 2021-2022 годов; - выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "УК "Дом+", лицензией № 31 от 20 апреля 2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; положениями Устава ООО "УК "Дом+", а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности и достоверности по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии в действиях ООО "Управляющая компания "Дом+" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Согласно статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы директора ООО "Управляющая компания "Дом+", приведенные в настоящей жалобе, аналогичны доводам, которые являлись предметом рассмотрения судьей городского суда, оснований для переоценки которых не имеется. Ссылка на отсутствие в акте проверки даты и времени проведения обследования многоквартирных домов, сведений о представителе управляющей организации, на отдельные неточности в документах, не влекут незаконность принятых должностным лицом постановления и судьей городского суда решения. Внесение прокурором представлений об устранении приведенных нарушений и принятие судом решений о возложении обязанности устранить нарушения в содержании многоквартирных домов также не исключают административной ответственности директора управляющей организации за ненадлежащее содержание объектов жилищного фонда и за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Названные нарушения были установлены актом № 49/09-52/09 проверки готовности жилищного фонда, управление которым осуществляет ООО "УК "Дом+" к сезонной эксплуатации 2021-2022 годов, при этом, на момент проверки и составления актов проверки готовности объектов жилищного фонда, доказательств отсутствия приведенных нарушений не было представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При решении вопроса о назначении административного наказания, должностным лицом, с учетом обстоятельств дела, применены положения статей 3.1, 3.8, 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что сможет обеспечить достижение целей административного наказания, указанных в части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях, поименованных в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о назначении должностному лицу административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Каких-либо процессуальных нарушений при разрешении дела не установлено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу постановление судьи городского суда сомнений в законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

постановление начальника Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу Федоренковой Н.В. №02-07-23/74 от 09 ноября 2021 года и решение судьи Вуктыльского городского суда Республики Коми от 06 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Управляющая компания "Дом+" оставить без изменения, жалобу директора ООО "Управляющая компания "Дом+" Удалова Ю.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья В.В. Попов

Копия верна, судья В.В. Попов