РЕШЕНИЕ
27 июня 2022 г. г. Балтийск
Судья Балтийского городского суда Калининградской области Переверзин Н.В. при секретаре Монако В.С.,
с участием заместителя прокурора г. Балтийска Родомана П.Н.,
защитника Мануковской М.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на не вступившее в законную силу постановление заместителя начальника отдела надзора в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Калининградской области А.Б. от 31.03.2022 №, вынесенное в отношении начальника бюро промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды АО «33 судоремонтный завод» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела надзора в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Калининградской области А.Б. от 31.03.2022 начальник бюро промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды АО «33 судоремонтный завод» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Балтийский городской суд Калининградской области, ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу акта, прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие доказательств наличия вменённых ей нарушений трудового законодательства.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно подпункту 5.2.31 пункта 5.2 которого к полномочиям указанного федерального органа исполнительной власти относится принятие типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам (СИЗ) утверждены приказом Минтруда России № 844н от 03.11.2015.
Как следует из материалов дела на основании решения заместителя прокурора г. Балтийска о проведении проверки, специалистом Государственной инспекции труда в Калининградской области в отношении АО «33 судоремонтный завод» в период с 11.02.2022 по 11.03.2022 была проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в связи с заданием прокуратуры Калининградской области по проверке исполнения требований законодательства, в том числе об охране труда, в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Одним из оснований для проведения внеплановой проверки, согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В ходе данной проверки был выявлен ряд нарушений законодательства в сфере охраны труда, в том числе установлено, что маляры судовые В., Г., Д., электромонтажники судовые Е., Ж. не были обеспечены средствами ИЗОД фильтрующими (до износа).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора г. Балтийск в отношении общества 10.03.2022 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения его 31.03.2022 к административной ответственности, установленной данной нормой.
Приказом врио генерального директора АО «33 судоремонтный завод» И. от 01.09.2020 № на должность начальника бюро промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды назначена ФИО1, которая согласно должностной инструкции осуществляет контроль за соблюдением на предприятии правовых актов по промышленной безопасности и охране труда; осуществляет контроль за обеспечением и правильным применением средств индивидуальной защиты; за организацией хранения, выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Факт совершения должностным лицом общества указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: указанным выше постановлением заместителя прокурора г. Балтийска от 10.03.2022 и иными материалами дела: решением о проведении проверки от 11.02.2022 №, служебной перепиской между прокурором и руководством АО «33 СРЗ», докладной государственного инспектора труда старшему помощнику прокурора Калининградской области, из содержания которых следует, что в личных карточках выдачи СИЗ маляров судовых В., Г., Д., электромонтажников судовых Е. и Ж. отсутствуют сведения о выдаче вышеуказанных СИЗ.
Довод о том, что указанные работники фактически были обеспечены средствами индивидуальной защиты – респираторами, что подтверждается ведомостью о приобретении АО «33 СРЗ» респираторов, отдельной ведомостью выдачи их работникам, признаётся несостоятельным, а представленные в его подтверждение документы, не позволяющими сделать вывод о том, что указанные работники были надлежащим образом обеспечены средствами индивидуальной защиты, поскольку собранные по делу доказательства свидетельствуют об обратном. В частности – на момент проверки указанные факты не были отражены в личных карточках учета данных работников, то есть отсутствовали сведения, которые в силу означенной нормы подлежали фиксации в соответствующем документе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, ФИО1 нарушены требования ст.ст. 4, 212, 221 Трудового кодекса РФ, п.п. 4, 13, 14 и 17 приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» и она обоснованно была признана лицом, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного деяния малозначительным не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в минимальных пределах, установленных законом.
В то же время суд считает недоказанным содержащееся в мотивировочной части обжалуемого постановления утверждение о том, что электрогазосварщики К., Л. и М. не были обеспечены сертифицированными средствами индивидуальной защиты (СИЗ) класса риска № 2: галошами диэлектрическими, касками защитными, щитками защитными сварщика (до износа).
В связи с тем, что профессия «электрогазосварщик» отсутствует в Типовых нормах № 844н от 03.11.2015, для работников АО «33 судоремонтный завод» в соответствии с системой управления охраной труда в АО «33 СРЗ» применяются Типовые нормы для работников сквозных профессий, утверждённые приказом Минтруда № 997н от 09.12.2014.
Как следует из обжалуемого постановления, копии личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты электрогазосварщиков М., Л. и К. не содержат сведений о выдаче им галош диэлектрических, касок защитных и щитков защитных сварщика.
Указанными выше Типовыми нормами № 997н от 09.12.2014, применяемыми в АО «33 СРЗ», предусмотрена выдача галош диэлектрических только при выполнении дежурных работ, без их выдачи «до износа».
В личных карточках электрогазосварщиков Л., К., М. имеются записи о получении ими касок и масок сварщика, обеспечивающих более высокую степень защиты, чем щитки защитные сварщика.
Таким образом, указанное выше утверждение подлежит исключению из мотивировочной части постановления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемого акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление заместителя начальника отдела надзора в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Калининградской области от 31.03.2022 №, вынесенное в отношении должностного лица – начальника бюро промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды АО «33 судоремонтный завод» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, изменить: исключить из мотивировочной части постановления указание о невыдаче работникам АО «33 СРЗ» электрогазосварщикам К., Л. и М. сертифицированных средств индивидуальной защиты – галош диэлектрических, касок защитных, щитков защитных сварщика, частично удовлетворив, таким образом, жалобу должностного лица.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в порядке, установленном ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Н.В. Переверзин