Дело № 12-321/20
УИД 0
РЕШЕНИЕ
02 декабря 2020 года г. Находка, Приморский край
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б., рассмотрев жалобу генерального директора КГУП «Примтеплоэнерго» Попова Анатолия Львовича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <.........> Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 от 14.05.2020 года № 09-041/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора КГУП «Примтеплоэнерго» Попова Анатолия Львовича,
УСТАНОВИЛ
Постановлением ДВМУ Росприроднадзора от 14.05.2020 № 09-041/2020 генеральный директор КГУП «Примтеплоэнерго» Попов А.Л. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, Попов А.Л. обратился в суд с жалобой, в которой указано на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник Попова А.Л. – ФИО5 доводы жалобы полностью поддержал, просил постановление Росприроднадзора в отношении генерального директора КГУП «Примтеплоэнерго» Попова А.Л. отменить, производство по делу прекратить.
Судья, выслушав доводы защитника Попова А.Л., изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
На основании постановления ДВМУ Росприроднадзора от 14.05.2020 № 09-041/2020 должностное лицо – генеральный директор КГУП «Примтеплоэнерго» Попов А.Л. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб., в связи с загрязнением и порчей земель загрязняющими веществами, поступившими в почву в результате аварийного разлива КГУП «Примтеплоэнерго» нефтепродуктов, что повлекло за собой причинение вреда почвам на площади 15 941,04 м.кв., что является нарушением ст.ст. 3, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ.
Из представленных материалов дела установлено, что 14.03.2020 в адрес оперативного дежурного ДВМУ Росприроднадзора поступила информация об аварийном разливе нефтепродуктов в результате разгерметизации емкости – резервуара № 6 ТСУ-2 на территории котельной № 3.4, эксплуатируемой КГУП «Примтеплоэнерго», расположенной по адресу: г. Находка, ул. Красноармейская, 24, являющегося объектом негативного воздействия 05-0125-001282-Т (Уровень надзора Федеральный, категория III-я, категория риска Средняя (4).
Постановлением и.о. главы Находкинского городского округа Приморского краю от 14.03.2020 № 339 с 08 час. 15 мин. введен режим чрезвычайной ситуации на территории Находкинского городского округа.
В связи с указанными обстоятельствами 14.03.2020 специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» в присутствии сотрудника ДВМУ Росприроднадзора был произведен отбор проб почвы в местах загрязнения нефтепродуктами, а также контрольная фоновая проба незагрязненных почв, на удалении от места загрязнения, для определения степени загрязненности почвы нефтепродуктами, а именно:
Проба № 1 – точка № 1 в зоне влияния загрязнении мазутом, координаты - 42°49'43,06''СШ, 132°53'1,8'' ВД;
Проба № 2 – точка № 2 в зоне влияния загрязнении мазутом, координаты - 42°49'42,65''СШ, 132°53'0,87'' ВД;
Проба № 3 – фоновая точка в 40 м от озера Соленого, координаты - 42°49'48,79''СШ, 132°52'44,72'' ВД.
Согласно экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от 08.04.2020 № 126/4 по отобранным пробам показатели составили:
Проба № 1 - концентрация нефтепродуктов в почве – 8430 млн-1;
Проба № 2 - концентрация нефтепродуктов в почве – 14753 млн-1;
Проба № 3 - концентрация нефтепродуктов в почве – 1749 млн-1.
В связи с тем, что предельно допустимые концентрации (ПДК) для валового содержания НП в почве не разработаны, при анализе загрязнений почв используются фоновые содержания нефтяных углеводородов для исследуемой местности, разработанные сетевыми подразделениями Росгидромета. Для нефтедобывающих районов фоновое значение содержания НП составляет 100 млн-1, а для районов, не ведущих добычу нефти, - 40 млн-1.
Данный норматив установлен в соответствии с РД 52.18.575-96 Методические указания. Определение валового содержания нефтепродуктов в пробах проб почвы методом спектрометрии. Методика выполнения измерений.
В связи с тем, что в г. Находке не осуществляется добыча нефтепродуктов, фоновый показатель содержания нефтепродукта в почве принимается – 40 млн-1.
Соответственно, при сравнении результатов отобранных проб, указанных в экспертном заключении ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от 08.04.2020 № 126/4, с фоновым содержанием нефтяных углеводородов для исследуемой местности, разработанные сетевыми подразделениями Росгидромета установлены следующие превышения:
Проба № 1 – превышение концентрации нефтепродуктов в почве в 211 раз;
Проба № 2 – превышение концентрации нефтепродуктов в почве в 369 раз;
Проба № 3 – превышение концентрации нефтепродуктов в почве в 44 раза.
В связи с создавшейся ситуацией, в соответствии с приказом руководителя ДВМУ Росприроднадзора от 16.03.2020 № 256-КНД, в отношении КГУП «Примтеплоэнерго» в период с 17.03.2020 по 13.04.2020 была проведена внеплановая выездная проверка, в рамках которой 17.03.2020 был осуществлен выезд на место аварийной ситуации и установлено, что на топливном складе КГУП «Примтеплоэнерго», расположенном в районе ул. Красноармейская. 24 в г. Находке в результате разгерметизации емкости с топочным мазутом объемом 3000 м3, произошла утечка мазута на грунт и по склону на акваторию озера Соленого.
При проведении осмотра территории, прилегающей к топливно-сливному участку № 2 КГУП «Примтеплоэнерго, где произошел разлив нефтепродуктов, на площади земельного участка, определенного при помощи GPS-навигатора - Garmin Dakota, разбитой на 2 участка, установлено наличие загрязнения нефтепродуктами (мазут), о чем составлена схема.
Участок № 2 - прилегающая к водному объекту – озеро Соленое, южная сторона, водоохранная зона – территория загрязнена сплошным слоем нефтепродукта, площадь загрязнения участка составила 4549,38 м.кв.
На момент осмотра проводились работы по уборке нефтепродуктов. Загрязненный грунт собирался и вывозился за пределы земельного участка.
Участок № 3 – территория от аварийного резервуара, где произошел разлив нефтепродукта до границы водоохраной зоны (до границ участка № 2) – территория загрязнения слоем нефтепродуктов, площадь загрязненного участка составила 11 391,67 м.кв.
При осмотре территории вокруг емкости, где произошел разлив, выявлено место нарушения целостности обвалования (с западной стороны). На территории участка, в том числе, расположены хозяйственные постройки.
Общая загрязненная площадь, согласно измерениям, составила 15 941,04 м. кв.
Угловые точки координат, обозначающие границы площади загрязнения территории, приведены в акте осмотра от 17.03.2020 № 256-КНД.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении КГУП «Примтеплоэнеррго» 17.03.2020 специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» был произведен отбор проб почвы в местах загрязнения нефтепродуктами, а также контрольная фоновая проба незагрязненных почв, на удалении от места загрязнении, для определения степени загрязненности почвы нефтепродуктами, а именно:
Проба № 1 - точка на участке № 2 в зоне загрязнения мазутом, возле озера Соленого;
Проба № 2 - точка на участке № 3 в зоне загрязнения мазутом, возле озера Соленого;
Проба № 3 - точка на участке № 4 в зоне загрязнения мазутом, возле озера Соленого;
Проба № 4 - фоновая точка за границей влияния загрязнения, возле озера Соленого.
Согласно экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от 08.04.2020 № 129/4 показатели по отобранным пробам (без учета погрешностей) составили:
Проба № 1 – концентрации нефтепродуктов в почве – 3202 млн-1;
Проба № 2 – концентрации нефтепродуктов в почве – 3769 млн-1;
Проба № 3 – концентрации нефтепродуктов в почве – 2089 млн-1;
Проба № 4 – концентрации нефтепродуктов в почве – 340 млн-1;
В связи с тем, что предельно допустимые концентрации (ПДК) для валового содержания НП в почве не разработаны, при анализе загрязнений почв используются фоновые содержания нефтяных углеводородов для исследуемой местности, разработанные сетевыми подразделения Росгидромета. Для нефтедобывающих районов фоновое значение содержания НП составляет 100 млн-1, а для районов, не ведущих добычу нефти, - 40 млн-1.
Данный норматив установлен в соответствии с РД 52.18.575-96 Методические указания. Определение валового содержания нефтепродуктов в пробах проб почвы методом спектрометрии. Методика выполнения измерений.
В связи с тем, что в г. Находке не осуществляется добыча нефтепродуктов, фоновый показатель содержания нефтепродукта в почве принимается – 40 млн-1.
Соответственно, при сравнении результатов отобранных проб, указанных в экспертном заключении ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от 08.04.2020 № 129/4, с фоновым содержанием нефтяных углеводородов для исследуемой местности, разработанные сетевыми подразделениями Росгидромета установлены следующие превышения:
Проба № 1 – превышение концентрации нефтепродуктов в почве в 80 раз;
Проба № 2 – превышение концентрации нефтепродуктов в почве в 94 раза;
Проба № 3 – превышение концентрации нефтепродуктов в почве в 52 раза;
Проба № 4 – превышение концентрации нефтепродуктов в почве в 8 раз.
Таким образом, в ходе административного расследования было установлено, что в связи с поступлением загрязняющих веществ в почву в результате аварийного разлива нефтепродуктов КГУП «Примтеплоэнерго», произошло загрязнение и порча земель, что повлекло за собой причинение вреда почвам на площади 15 941,04 м.кв., чем нарушены ст.ст. 3, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.ст. 13,42 Земельного кодекса РФ.
По данному факту 30.04.2020 в отношении должностного лица – генерального директора КГУП «Примтеплоэнерго» Попова А.Л. был составлен протокол № 09-041/20 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, а 14.05.2020 вынесено оспариваемое постановление № 09-041/2020.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, которым должностным лицом Росприроднадзора при рассмотрении дела была дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вина генерального директора КГУП «Примтеплоэнерго» Попова А.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, а также обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, должностным лицом Росприроднадзора при рассмотрении дела установлены правильно в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.
Обоснованность привлечения должностного лица КГУП «Примтеплоэнерго» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ сомнения не вызывает, поскольку совокупность имеющихся в материалах дела доказательств свидетельствует о нарушениях природоохранного законодательства, допущенных унитарным предприятием, руководимым генеральным директором Поповым А.Л.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях генерального директора КГУП «Примтеплоэнерго» Попова А.Л. состава административного правонарушения, несостоятельны.
Доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждено, что в результате аварии на топливном складе Находкинского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» произошла утечка топочного мазута, вследствие чего произошло загрязнение и порча земель, что повлекло за собой причинение вреда почвам на площади 15 941,04 м.кв.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу положений ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе и по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно положениям ст. 74 Земельного кодекса РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии со ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Доводы жалобы Попова А.Л. о том, что в ходе расследования уголовного дела по факту разлива мазута причины возникновения аварийной ситуации не установлены, в связи с чем, сделать выводы о наличии или отсутствии в чьих - либо действиях нарушений, в настоящее время не представляется возможным, не свидетельствуют об отсутствии в действиях (бездействии) предприятия и его руководителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Кроме того, Попов А.Л. сам указывает в своей жалобе, что в результате одномоментного разлива большого количества мазута ограждающее защитное земляное сооружение в районе нижней точки участка обвалования было нарушено гидродинамическим давлением разлившейся жидкости (мазута), разлив мазута, а также создание порыва в обваловке создалось в результате аварийной ситуации – залпового порыва мазута массой 2 115 тонн через верхнюю часть резервуара с его разбросом по территории радиусом примерно 50 метров.
Таким образом, в результате происшествия в производственной зоне произошло загрязнение почв за пределами участка котельной, что свидетельствует о недостаточном проведении КГУП «Примтеплоэнерго» мероприятий по предупреждению возникновения аварийных ситуаций и о недостаточном осуществлении контроля за соблюдением безопасности при осуществлении производственной деятельности и о причинно-следственной связи между случившимся загрязнением почв и действий (бездействия) должностного лица КГУП «Примтеплоэнерго».
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, вывод должностного лица Росприроднадзора, рассматривающего дело об административном правонарушении, о том, что действия (бездействие) должностного лица КГУП «Примтеплоэнерго» образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, является обоснованным.
При указанных обстоятельствах, оснований для переоценки выводов должностного лица, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется и поводы к его отмене отсутствуют, наказание должностному лицу КГУП «Примтеплоэнерго» назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для отмены законного и обоснованного постановления и прекращения производства по делу, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 от 14.05.2020 года № 09-041/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора КГУП «Примтеплоэнерго» Попова Анатолия Львовича оставить без изменения, а жалобу Попова А.Л. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Елистратова О.Б.