ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-326/19 от 28.05.2019 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-326/2019РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 28 мая 2019 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Митькова М.В., с участием защитников лица, привлеченного к административной ответственности, Мосуновой Н.И. по доверенности Муравьевой Е.А., Фоминой О.Д., представителей Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл Алексеевой Ю.Г., Хлыбова Н.А., действующих на основании доверенностей, старшего помощника прокурора г. Йошкар-Олы Бадьина Д.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Мосуновой Н.И. на постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл о назначении административного наказания от 09 апреля 2019 года, которым

Мосунова Н.И., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированная по адресу: <адрес>, являющаяся руководителем Центра по расчету с населением ПАО «ТНС энерго Марий Эл», ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшаяся,

привлечена к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 09 апреля 2019 года Мосунова Н.И. привлечена к административной ответственности и подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 500 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, Мосунова Н.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просила изменить вышуказанное постановление путем исключения из абз. 9 стр. 4 постановления слова «Вместе с тем, вопреки вышеуказанным требованиям, потребитель Мамаева Г.А. о приостановлении подачи электрической энергии не была уведомлена в установленном порядке». В обоснование своих доводов указала, что с вынесенным постановлением не согласна в полном объеме в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, гарантирующим поставщиком выбран один из альтернативных способов уведомлении потребителя – заказным письмом с уведомлением, уклонение потребителя от получения корреспонденции в силу требований ст. 165.1 ГК РФ свидетельствует о злоупотреблении правом, порядок уведомления, предусмотренный действующим законодательством соблюден, потребитель надлежащим образом уведомлен о планируемом приостановлении предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению.

В судебное заседание должностное лицо Мосунова Н.И. не явилась, о дате и времени рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.

Защитники Мосуновой Н.И. Муравьева Е.А., Фомина О.Д., действующие на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, указав, что в данном случае приоритетным являются нормы Гражданского кодекса РФ.

Представители административного органа Алексеева Ю.Г., Хлыбов Н.А. считают, что постановление вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.

Старший помощник прокурора г. Йошкар-Олы Бадьин Д.Н. в судебном заседании полагает вынесенное постановление законным и обоснованным, указав, что в силу Правил уведомление должно подтверждать факт и дату его получения потребителем, чего в указанном случае не установлено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

К обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (статья 26.1 названного Кодекса).

В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно противоправным деянием признается нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Судом установлено, что на основании поступившего обращения в ходе проверки прокуратурой г. Йошкар-Олы в период с 07 марта 2019 года по 14 марта 2019 года соблюдения жилищного законодательства в деятельности ПАО «ТНС энерго Марий Эл» установлено нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Постановлением заместителя прокурора г. Йошкар-Ола от 14 марта 2019 года дело об административном правонарушении в отношении руководителя Центра по расчетам с населением ПАО «ТНС энерго Марий Эл» Мосуновой Н.И. направлено для рассмотрения в Департамент государственного жилищного надзора по РМЭ, по результатам которого вынесено оспариваемое постановление.

Материалами дела установлено, что Мамаева Г.А. имела задолженность перед ПАО «ТНС энерго Марий Эл» по оплате электроэнергии в размере 3089 рублей 04 копейки.

ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в адрес Мамаевой Г.А. направило уведомление об ограничении, приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения, которое возвращено в ПАО «ТНС энерго Марий Эл» с отметкой по истечении срока хранения. Направление уведомления иными способами, предусмотренными пунктом 119 правил и позволяющим определить его получение потребителем, ПАО «ТНС энерго Марий Эл», не осуществлялось.

Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 10 части 1 статьи 4 и части 2 статьи 5 Жилищного кодекса РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, которое состоит из названного Кодекса, принятых в соответствии с этим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а» пункта 31 Правил).

Согласно п.п. «г» п. 4 Правил потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктами «в, г,д» п. 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг: качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Подпунктами «а,е» п. 33 Правил предусмотрено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества: требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно п.п. а п. 117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.

В соответствии с пунктом 119 Правил, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

При этом правила пункта 1 указанной статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (пункт 2).

Установление Правилами обязанности исполнителя по направлению предупреждения (уведомления) способами, позволяющими установить фактическое (в том числе дату) получение потребителем данного сообщения, обеспечивает реализацию принципа надлежащего исполнения гражданско-правового обязательства.

В отношении граждан - потребителей коммунальных услуг необходимо также принимать во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 года «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (далее - Руководящие принципы), признаваемую и учитываемую правительствами государств - участников Соглашения об основных направлениях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей, заключенного в г. Москве 25 января 2000 г., к которым относится и Российская Федерация.

Согласно Руководящим принципам, политика правительств должна быть направлена на предоставление потребителям возможности максимально выгодно использовать свои экономические средства; на обеспечение удовлетворительных технических и эксплуатационных характеристик, надлежащих методов распределения, добросовестной деловой практики, информативного маркетинга и эффективной защиты против практики, которая может отрицательным образом затронуть экономические интересы потребителей и осуществление выбора при покупке; правительствам следует активизировать свои усилия по предотвращению практики, наносящей ущерб экономическим интересам потребителей, путем обеспечения того, чтобы производители, распределители и другие лица, участвующие в предоставлении товаров и услуг, соблюдали установленные законы и обязательные нормы (пункты 13 и 14).

Пункт 119 Правил в оспариваемой части обеспечивает доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя, которая необходима ему для осуществления компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями, в полной мере содействует защите потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, а также защите их экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями, на что неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ.

С учетом изложенного пункт 119 Правил, применяемый как часть специального законодательства, имеет приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, в связи с чем доводы Мосуновой Г.А. о необходимости применения к данным правоотношениям положения части 1 статьи 165.1 ГК РФ является неверным.

Изложенное согласуется с правовым подходом Верховного Суда РФ, сформулированным в решении от 25 сентября 2013 года №

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение Правил № 354 ПАО «ТНС энерго Марий Эл» 18 декабря 2018 года направило уведомление об ограничении, приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения, а 28 декабря 2018 года направило в ООО «Энергоконтроль» заявку о необходимости введения приостановления подачи электрической энергии в <адрес>. На основании указанной заявки 26 января 2019 года ООО «Энергоконтроль» произведено приостановление подачи электрической энергии в квартиру Мамаевой Г.А.

В рамках рассмотрения дела установлено, что несмотря на наличие технической возможности, ограничение подачи электрической энергии в вышеуказанную квартиру ПАО «ТНС энерго Марий Эл» не производилось.

Таким образом, должностным лицом верно сделан вывод, что в действиях Мосуновой Н.И., как руководителя Центра по расчетам с населением ПАО «ТНС энерго Марий Эл» имеется нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 7.23 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено Мосуновой Н.И. в пределах санкции ст. 7.23 КоАП ПФ с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения и других заслуживающих внимание обстоятельств в минимальном размере, предусмотренным санкцией указанной статьи.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 09 апреля 2019 года о привлечении руководителя Центра по расчетам с населением ПАО «ТНС энерго Марий Эл» Мосуновой Н.И. к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Мосуновой Н.И. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики МарийЭл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Митькова