ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-329/2021 от 25.05.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

РЕШЕНИЕ

Судья Центрального районного суда <адрес> Республики Крым Заболотная Н.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Симферополю ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица – бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью «Крымторг-С» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Симферополю ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ бухгалтер ООО «Крымторг-С» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подала на него жалобу в Центральный районный суд <адрес>, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что заработная плата в валюте РФ физическому лицу-нерезиденту ФИО4 не выдавалась. В связи с временной блокировкой зарплатной карты РНКБ работник ФИО4 выдал ДД.ММ.ГГГГФИО5 доверенность на право получения своей заработной платы в кассе Общества. Данная доверенность предоставлялась Обществом в адрес налогового органа при рассмотрении административного дела. Супруга ФИО4ФИО5 является работником ООО «Крымторг-С», работает в должности заведующего отделом стеллажной торговли. ФИО5 на основании представленной кассирам ООО «Крымторг-С» доверенности от ДД.ММ.ГГГГ пять раз получала заработную плату за своего супруга ФИО4 Кассиром центральной кассы общества ФИО6ДД.ММ.ГГГГ была принята у ФИО5 доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФИО7 на право получения за него заработной платы в кассе ООО «Крымторг-С». Данная доверенность от ДД.ММ.ГГГГ в течение всего времени получения ФИО5 заработной платы хранилась в сейфе центральной кассы общества. ФИО6 выдавалась заработная плата по платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ, платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ и платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ. Кассиром центральной кассы общества ФИО8 выдавалась заработная плата ФИО5 по платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ на основании предоставленной ранее доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО7 на основании право получения за него заработной платы в кассе ООО «Крымторг-С». Заведующей отделом центральной кассы общества ФИО9 выдавалась заработная плата ФИО10 по платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленной ранее доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО4 на право получения за него заработной платы в кассе ООО «Крымторг-С». Таким образом, расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту дохода в виде заработной платы в наличной форме не производились, так как заработная плата фактически выдавалась работодателем-резидентом другому работнику-резиденту РФ. В связи с чем ФИО1 своими действиями не нарушило установленных требований ч.2 ст. 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». На основании изложенного заявитель просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб., производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ФИО1ФИО11 поддержал жалобу, просила ее удовлетворить по вышеуказанным основаниям. Кроме того, считает, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а также угроза жизни и здоровью людей; совершенное правонарушение несоразмерно назначенному наказанию. Ходатайство об объединении всех пяти жалоб на постановления по однородным делам в одно производство для совместного рассмотрения не поддержал.

Представитель заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Симферополю ФИО3ФИО12 в судебном заседании полагала доводы жалобы необоснованными, в удовлетворении жалобы просила отказать.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключении эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ) резидентами являются: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 1); физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство (подпункт «б» пункта 6 части 1 статьи 1).

Таким образом, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ являются нерезидентами (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1).

Использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Частью 2 статьи 14 данного Федерального закона установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входит в разрешенный частью 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Таким образом, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках.

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника инспекции ФНС России по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, должностными лицами инспекции ФНС России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства ООО «Крымторг-С» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой установлено, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ/КТ8к гражданин Украины ФИО4 трудоустроен в общество. На основании платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ данному работнику - нерезиденту ДД.ММ.ГГГГ произведена выплата заработной платы наличными денежными средствами из кассы ООО «Крымторг-С» в размере 1787 руб. 32 коп., чем были нарушены требования части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ.

Согласно представленным ООО «Крымторг-С» документам, должностным лицом, ответственным за выплату заработной платы работнику – нерезиденту, на дату выплаты ДД.ММ.ГГГГ являлась бухгалтер юридического лица ФИО1

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом налогового органа в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, а также вынесения ДД.ММ.ГГГГ в отношении последней постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела и виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; платежной ведомостью от 24.05. 2019 года; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность бухгалтера ООО «Крымторг-С», а также другими письменными материалами дела.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, должностное лицо административного органа пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений статей 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом административного органа правомерно не были приняты во внимание письменные пояснения ФИО1 о том, что заработная плата в валюте РФ не выдавалась физическому лицу-нерезиденту ФИО4, поскольку получала наличные за ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ его супруга ФИО5

Так, в силу пункта 1 статьи 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Согласно части 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Соответственно, получение заработной платы поверенным тождественно получению заработной платы доверителем.

Доводы жалобы о том, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а также угроза жизни и здоровью людей, являются несостоятельными, поскольку неисполнение требований валютного законодательства Российской Федерации представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, посягающую на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики.

Факт того, что законодателем установлены продолжительный срок давности привлечения к административной ответственности, повышенный размер административных штрафов и возможность проведения административного расследования, свидетельствует о том, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано малозначительным.

Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями.

Требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам, помимо части 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором), установлены также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ.

Требование валютного законодательства о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации, поскольку данный вопрос мог быть урегулирован путем заключения трудового договора на определенном условии, либо дополнительного соглашения к трудовому договору.

Доказательства, свидетельствующие о том, что ФИО1 приняла все зависящие от нее меры к соблюдению валютного законодательства Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют, доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения должностным лицом положений валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что должностное лицо предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушений требований валютного законодательства, в материалах дела также не имеется.

Неустранимых сомнений в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеется. Принцип презумпции невиновности, предусмотренный статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не нарушен.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Административное наказание назначено ФИО1 с учетом требований статей 3.1, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены или изменения постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Симферополю ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении должностного лица – бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью «Крымторг-С» ФИО1 – оставить без изменения, ее жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Заболотная Н.Н.