Дело № 12-336/2021
РЕШЕНИЕ
г. Пенза 08 июля 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Петрова Ю.В.,
с участием защитника заявителя ФИО1,
помощника прокурора Ленинского района г. Пензы Бойко О.Н.,
в отсутствие заявителя ФИО2,
рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО3 № 052/04/14.55-695/2021 от 25.05.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, в отношении заместителя директора ООО НТП «Криптософт» ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО3 № 052/04/14.55-695/2021 от 25.05.2021 года заместитель директора ООО НТП «Криптософт» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
ФИО2 признан виновным в совершении нарушения должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся сроков выполнения работ.
Не согласившись с постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление о привлечении его к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью. В обоснование доводов жалобы указал, что работы по контракту Номер от 14.03.2019 проводились в соответствии с требованиями действующего законодательства в области государственного оборонного заказа и тактико-технического задания в рамках установленных сроков. Отклонение произошло на последнем 4 этапе ОКР, сроки которого согласно контракту 01.06.2020 - 31.07.2020 г. Акт приемки 4 этапа «Утверждение программной документации» и ОКР в целом был утвержден заказчиком 11.09.2020 г. Работы, предусмотренные в рамках 4-го этапа ОКР, проводились в условиях ограничений и частичной приостановки производства в период карантинных мер по противоборству всемирной пандемий COVID-19. Работы, предусмотренные календарным план-графиком выполнения работ 4 этапа ОКР, согласованного с заказчиком, были выполнены в полном объеме в рамках официально установленных сроков этапа. Уведомление о готовности документаций для предъявления межведомственной комиссии на проверку и утверждение ОКР было согласовано с военным представительством Данные изъяты и направлено в адрес заказчика исх. № 784-20 от 27.07.2020 г. (в сроки проведения этапа).
В ходе работы межведомственной комиссии заказчика в г. Москве было утверждено решение от 06.08.2020 № 149/3/4/2-1262 дсп со следующими выводами:
Акт МВК (№ 149/3/4/2-1263 дсп от 06.08.2020) утвердить.
ООО НТП «Криптософт» предоставить заказчику доработанные материалы в срок до 30 августа 2020 г.
Повторную приемку этапа провести комиссией, назначенной Заказчиком.
Результирующая часть указанного решения от 06.08.2020 позволяет сделать следующие выводы:
Утверждение Акта МВК подтверждает качество выполнения ОКР.
Работы по 4 этапу были выполнены в установленный срок (до 31 июля 2020 г.) и приняты Данные изъяты. Указание о доработке материалов ООО НТП «Криптософт» является дополнительными, не предусмотренными ТТЗ, требованиями как к качеству, так и полноте разрабатываемой документации, повышения внимания к делопроизводству, в том числе, к срокам прохождения почтовых отправлений.
При этом заказчик, утвердив указанное решение и понимая сложность
и важность ОКР, сознательно пошел на установление нового срока предоставления доработанных материалов - 30 августа 2020 г.
Предприятие, принимая во внимание значимость выполняемой работы в интересах государственного оборонного заказа, руководствуясь требованиями пп. 12, 14 ст. 8 ФЗ от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и учитывая тот факт, что результаты работы непосредственно влияют на безопасность государства, оперативно произвело дополнительную отправку требуемых заказчиком материалов в установленные сроки. В период с 30.08.2020 по 11.09.2020 гг. комиссия, сформированная заказчиком, рассмотрела дополнительный комплект документов, по завершении приняв решение о приемке 4 этапа ОКР без замечаний.
ООО НТП «Криптософт» была оплачена пеня за срыв сроков проведения 4 этапа ОКР (согласно пункту 113 Контракта).
Помимо этого, по результатам рассмотрения представления прокурора Ленинского района г. Пензы №07-03-2020 от 09.10.2020 г. ФИО2 - должностному лицу ООО НТП «Криптософт», ответственному за проведение ОКР, объявлено замечание о ненадлежащем контроле за исполнением указанной работы, а также сотрудникам ООО НТП «Криптософт» дополнительно разъяснены нормы законодательства о государственном оборонном заказе.
Таким образом, ФИО2 не мог предвидеть и преодолеть введение ограничительных мер в связи распространением коронавирусной инфекции, затрудненную работу почтовых служб по отправке корреспонденции в период пандемии и появление дополнительных, не предусмотренных ТТЗ, требований заказчика. Вместе с тем в указанных обстоятельствах он предпринял все зависящие от него меры по реализации требований заказчика в установленные сроки.
Допущенное ФИО2 правонарушение относится к формальным составам, не создает угрозы охраняемым законом отношениям в области государственного оборонного заказа и общественным правоотношениям.
Просит признать совершенное должностным лицом ООО НТП «Криптософт» ФИО2, правонарушение, выразившееся в ненадлежащем контроле за исполнением ОКР, приведшее к срыву срока приемки этапа работы, малозначительным и освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, с учетом незначительности характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих вреда охраняемым законом государственным интересам и общественным отношениям. В случае, несогласия с позицией о малозначительности впервые совершенного административного правонарушения и не повлекшего вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, просит рассмотреть возможность замены ФИО2 административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В судебное заседание заявитель ФИО2 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании защитник заявителя ФИО1 жалобу поддержал в полном объеме, просил её удовлетворить по изложенным доводам.
Помощник прокурора Ленинского района г. Пензы Бойко О.Н. полагала постановление законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Представитель Управления ФАС по Нижегородской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, поступившем в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, нахожу жалобу ФИО2 подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 14.55 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Статьей 773 ГК РФ предусмотрено, что исполнитель в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан: выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование; своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре; незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы; гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
В соответствии п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 года № 275-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
В соответствии с п.п. 1, 10, 11, 12, 14, 15, 22 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 года № 275-ФЗ головной исполнитель определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам). При формировании, уточнении государственного оборонного заказа (до заключения государственного контракта) головной исполнитель, определенный в установленном порядке, раскрывает с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне информацию о его кооперации, а также обосновывает цену на такую продукцию (в том числе на каждом этапе исполнения государственного контракта), возможные сроки и порядок формирования ее поставок. Порядок формирования кооперации устанавливается Правительством Российской Федерации; обеспечивает исполнение предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений; принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа; обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта; обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта; исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.03.2019 года между Данные изъятыгосударственный заказчик) и ООО НТП «Криптософт» (исполнитель) на основании протокола рассмотрения и оценки заявок №149/3/4/2/539 от 22.02.2019 в целях выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт Номер на выполнение опытно –конструкторской работы для государственных нужд.
В соответствии с п. 1.1 Государственного контракта исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями настоящего контракта и своевременно сдать заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненную опытно- конструкторскую работу, шифр Данные изъяты
Согласно п. 2.1 Государственного контракта ОКР непосредственно выполняются исполнителем в полном соответствии с требованиями тактико- технического задания от 13.03.2019 №149/3/4/2/571, разработанным в соответствии с ГОСТ.
Полный объем и сроки выполнения работ по ОКР (этапу, подэтапу ОКР) определяются ТТЗ. Сроки выполнения работ по ОКР (этапу, подэтапу ОКР) отражаются в «Ведомости исполнения ОКР», которая является неотъемлемой частью настоящего контракта.
Как следует из п. 4.1 Государственного контракта ОКР (этап, подэтап ОКР) выполняется в сроки, определенные ТТЗ и отраженные в «Ведомости исполнения ОКР» (Приложение №1).
В соответствии с п. 4.4 Государственного контракта датой исполнения ОКР (этапа, подэтапа ОКР) по настоящему контракту считается дата утверждения заказчиком акта сдачи- приемки ОКР (акт сдачи- приемки этапа, подэтапа ОКР) при условии выполнения обязательств по всем этапам (подэтапам), указанным в «Ведомости исполнения ОКР» (Приложение №1).
Согласно Календарному плану выполнения ОКР (Приложение №1 к контракту) срок исполнения работ по 4 этапу ОКР (Утверждение программной документации) установлен с 2 кв. (июнь) 2020 по 3 кв. (июль) 2020 года.
В установленный договором срок ООО НТП «Криптософт» данные обязательства выполнены не были.
Как следует из материалов дела, финансовый акт сдачи- приемки работы четверного этапа Государственного контракта Номер от 14.03.2019 подписан только 11.09.2020 года.
При этом ФИО2, являясь ответственным лицом, не организовал своевременное выполнение работ по вышеуказанному государственному контракту, что повлекло нарушение сроков исполнения обязательств перед заказчиком.
Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2020 года, вынесенным по результатам проведённой проверки, которым установлено, что обязательства по 4 этапу ОКР Данные изъяты по государственному контракту Номер от 14.03.2019 исполнены ООО НТП «Криптософт» с нарушением установленного срока(31.07.2020 года) – 11.09.2020 года ;
- государственным контрактом Номер от 14.03.2019 года;
- календарным планом выполнения ОКР - Приложение №1 к государственному контракту Номер от 14.03.2019 года;
- актом проверки соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе, о противодействии коррупции ООО НТП «Криптософт» от 09.10.2020, которым выявлены нарушения законодательства о государственном оборонном заказе, о противодействии коррупции со стороны ООО НТП «Криптософт», а именно обязательства по 4 этапу ОКР Данные изъяты» исполнены ООО НТП «Криптософт» с нарушением установленного срока (31.07.2020 года) – 11.09.2020 года;
- финансовым актом сдачи- приемки работы четвертого этапа Государственного контракта Номер от 14.03.2019, подписанным 11.09.2020, подтверждающий факт выполнения исполнителем - ООО НТП «Криптософт» работ по четвертому этапу.
Приказом директора ООО НТП «Криптософт» №26-П от 30.06.2020 ФИО2 переведен на должность заместителя директора.
Согласно разделу II должностной инструкции заместителя директора ООО НТП «Криптософт» заместитель директора контролирует выполнение календарных планов договорных работ, приказов и указаний вышестоящих руководителей; контролирует соблюдение исполнительской дисциплины.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы заявителя о выполнении работ в срок, поскольку уведомление о готовности документации для предъявления межведомственной комиссии на проверку и утверждение ОКТ было согласовано с военным представительством Данные изъяты и направлено в адрес заказчика 27.07.2020, являются необоснованными.
Так, п. 5.1 Государственного контракта предусмотрено, что при завершении выполнения ОКР (этапа, подэтапа) исполнитель обязан не позднее, чем за 30 дней до окончания ОКР (этапа, подэтапа ОКР) в письменной форме уведомить заказчика о готовности ОКР (этапа, подэтапа) к сдаче.
В соответствии с п. 4.4 Государственного контракта датой исполнения ОКР (этапа, подэтапа ОКР) по настоящему контракту считается дата утверждения заказчиком акта сдачи- приемки ОКР (акт сдачи- приемки этапа, подэтапа ОКР) при условии выполнения обязательств по всем этапам (подэтапам), указанным в «Ведомости исполнения ОКР» (Приложение №1).
Вместе, с тем как следует из материалов дела финансовый акт сдачи- приемки работы четверного этапа Государственного контракта Номер от 14.03.2019 подписан сторонами только 11.09.2020 года, то есть за пределами установленного срока.
При этом, совместное решение Данные изъяты и ООО НПТ «Криптософт» по акту межведомственной комиссии о результатах рассмотрения документации от 06.08.2020 №149/3/4/2-1262 дсп не подменят собой акт сдачи- приемки ОКР.
Необоснованной является ссылка заявителя на нарушение сроков выполнения работ в связи с распространением коронавирусной инфекции, затрудненную работу почтовых служб по отправке корреспонденции в период пандемии и появление дополнительных, не предусмотренных ТТЗ, требований заказчика.
Соглашаясь при заключении договора с установленными в нем условиями, в том числе в части срока его исполнения, ООО НТП «Криптософт» обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное выполнение функций, направленных на соблюдение установленного срока выполнения договора.
Кроме того, никаких мер ФИО2 к заключению дополнительного соглашения о переносе сроков выполнения работ, не предпринимал.
Заявитель в жалобе указывает, что ООО НПТ «Криптософт» оперативно произвело дополнительную отправку требуемых материалов заказчику в соответствии с решением от 06.08.2020, оплатили пени за нарушение сроков проведения четвертого этапа ОКР, кроме того ФИО2 объявлено замечание в связи с ненадлежащим контролем исполнения работ.
Однако, указанные обстоятельства не имеют правового значения в рамках решения вопроса о виновности должностного лица в совершении вмененного правонарушения.
Учитывая, что нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут угрожать безопасности государства, совершенное правонарушение не может квалифицироваться как малозначительное.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, по делу не имеется.
Вместе с тем постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом того, что ФИО2 ранее к административной ответственности не привлекался, тяжких последствий в результате действий заявителя не наступило, в настоящее время обязательства по государственному контракту исполнены в полном объеме, считаю возможным в соответствии с п. 2.2 ст.4.1 КоАП РФ снизить ФИО2 наказание в виде административного штрафа, назначив наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
Жалобу ФИО2 удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО3 № 052/04/14.55-695/2021 от 25.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, в отношении
заместителя директора ООО НТП «Криптософт» ФИО2 изменить, снизив размер назначенного наказания до 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.В.Петрова