ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/19 от 13.09.2019 Могочинского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Могоча 13 сентября 2019 года

Судья Могочинского районного суда Забайкальского края Жгенти Л.А.,

при секретаре Лупашко Н.П.,

с участием представителя ООО «Светлый Альянс+» – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Светлый Альянс+» по жалобе ООО «Светлый Альянс+» на постановление о назначении административного наказания Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ

установил:

постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Светлый Альянс+» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 130 000 рублей за несоблюдение норм трудового законодательства.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО2, являющийся руководителем единоличного исполнительного органа ООО «Светлый Альянс» обратился в суд с жалобой, просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям. В соответствии с п. 67 Приложения к приказу Минтруда РФ от 01.11.2013 г. № 652н сигнальными жилетами 2 класса защиты обеспечиваются водители при работе непосредственно на вскрышных работах, на горных отвалах и на вывозке горной массы из разрезов. Вместе с тем, водитель автомобиля участка «Амуджикан» занят на работах по перевозке грузов, необходимых для обеспечения деятельности участка. По дорогам общего пользования, на вскрышных работах и вывозке горной массы не задействован. Должность водителя погрузчика в штатном расписании участка «Амуджикан» отсутствует, равно как и работники по указанной должности. Должности машиниста бульдозера и машиниста экскаватора, указанные в п. 485 и п. 497 приложения к приказу Минтруда РФ от 01.11.2013 г № 652н, отнесены к разделу 2 приложения, который устанавливает нормы выдачи специальной одежды и обуви в предприятиях сталеплавильного производства. Кроме того, в имеющихся на участке «Амуджикан» бульдозерах и экскаваторах обеспечено наличие и применение работниками сигнальных жилетов 2 класса защиты, то есть фактически машинисты бульдозера и машинисты экскаватора сигнальными жилетами 2 класса защиты обеспечены.

Представитель ООО «Светлый Альянс+» – ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, кроме того дополнительно пояснил, что согласно ответу прокурора проверка ООО «Светлый Альянс» проведена с нарушением 5-летнего срока проверок, установленного для юридических лиц, относящихся к категории среднего риска, в связи с чем назначена проверка законности действий Государственной инспекции труда в Забайкальском крае. Просил постановление отменить, как вынесенное по результатам проверки, проведенной в нарушение действующего законодательства.

Государственная инспекция труда в Забайкальском крае в судебное заседание своего представителя не направила, уведомлена надлежащим образом, в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании посредством видео-конференц-связи отказано в связи с отсутствием технической возможности.

Препятствий для рассмотрения дела в отсутствие вышеуказанных лиц не имеется.

Исследовав доводы жалобы, приложенные к ней документы, представленные материалы проверки, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

На основании ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 67, 92, 110 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.11.2013 N 652н, в числе специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты водителям, машинистам бульдозера, экскаватора, занятым на открытых горных работах, подлежат выдаче жилеты сигнальные 2 класса защиты.

Как следует из представленных материалов, плановая проверка соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда была произведена в период ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО3, уполномоченными лицами на проведение проверки назначены ФИО6, ФИО4 По результатам проверки был составлен соответствующий акт, в котором отражены выявленные нарушения.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Светлый Альянс+» утверждены нормы обязательной выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты в том числе водителям, машинистам бульдозера, экскаватора, в которых отсутствуют сведения о жилетах сигнальных 2 класса защиты.

На основании проведенной проверки, 15.07.2019 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ копия которого вручена представителю по доверенности ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО4 в отношении ООО «Светлый Альянс+» вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде 130 000 рублей. Копия постановления получена представителем по доверенности ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ООО «Светлый Альянс+» подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Ошибочное указание в постановление на п.п. 485, 497 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.11.2013 N 652н, не может являться основанием для отмены или изменения акта должностного лица, поскольку для рабочих, занятых на открытых горных работах, предусмотрены аналогичные требования в п.п. 92, 110 типовых норм.

При назначении административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

При назначении наказания государственный инспектор труда выполнил требования ст.4.1-4.3 КоАП РФ и правомерно, с учетом тяжести содеянного, имущественного и финансового положения, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, применил наказание в виде штрафа. Наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 5.27.1 части 4 КоАП РФ и не является максимальным.

По своему характеру административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ имеет значительную степень общественной опасности, в связи с чем, оснований для применения в рассматриваемом деле положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Проведение проверки Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае назначено с целью исполнения согласованного Прокуратурой Забайкальского края плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, включенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год, со сроком проведения проверки 50 рабочих дней.

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.

Согласно части 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности») (далее - постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Под номером 4 в данном Перечне указан федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Категории риска и классы (категории) опасности присваивает контролирующий орган (ч. 3 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (далее - Правила).

В Приложении к Правилам приведен перечень возможных категорий риска и классов (категорий) опасности. Конкретный перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), устанавливается согласно положению о виде соответствующего контроля (надзора) (п. 3 Правил). В частности, в целях федерального государственного надзора в сфере труда деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями (далее - работодатели), может относиться к следующим категориям риска (Приложение к Положению): а) высокий риск; б) значительный риск; в) средний риск; г) умеренный риск; д) низкий риск.

Периодичность проведения плановых проверок в рамках федерального государственного надзора в сфере труда в отношении деятельности работодателей составляет (п. 20 Положения):

- для категории высокого риска - один раз в два года;

- для категории значительного риска - один раз в три года;

- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в пять лет;

- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

В рассматриваемом случае проверка проводилась в рамках осуществления именно федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (пункт 5 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ дата государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Светлый Альянс+» ДД.ММ.ГГГГ, деятельность общества на территории Забайкальского края на момент формирования плана проверок отнесена к категории среднего риска (4 класс опасности) с установленной периодичностью проверок 1 раз в пять лет.

С момента государственной регистрации проверок деятельности ООО «Светлый Альянс+» не проводилось.

Таким образом, проверка назначена в соответствии с пп.1 п. 8 ст.9 Закона № 294-ФЗ - по истечении трех лет с момента государственной регистрации юридического лица. Вопреки доводам заявителя установленная периодичность при категории деятельности, отнесенной к среднему риску, 1 раз в пять лет, не нарушена, поскольку ранее проверки общества не проводились. Исходя из установленной периодичности, следующая проверка может быть назначена не ранее 2024 года.

При таких обстоятельствах судья не усматривает оснований для отмены обжалуемого акта должностного лица.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление главного государственного инспектора труда ФИО4 Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ-И оставить без изменения, жалобу руководителя ООО «Светлый Альянс+» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд

Судья Л.А. Жгенти