Дело №12-33/2020
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
19 октября 2020 года с. Юкаменское
Судья Юкаменского районного суда Удмуртской Республики Фефилова О.В.,
при секретаре Чураковой Ю.А.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, - должностного лица Главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1, - Волкова И. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе должностного лица Главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1 на определение заместителя министра финансов Удмуртской Республики ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол,
У С Т А Н О В И Л:
Определением заместителя министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ возвращен протокол и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол.
Согласно данному определению Министерством финансов Удмуртской Республики в муниципальном образовании «<адрес>» (далее - МО «<адрес>») проведена плановая проверка соблюдения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета Удмуртской Республики, соблюдения целей и условий предоставления бюджетных кредитов, использование субвенций, выделяемых на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. В ходе контрольного мероприятия установлено, что Администрацией МО «<адрес>» нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов. Составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ Ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, установлена ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ. В силу ст.ст.25.1, 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол об административном правонарушении может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и если от лица не поступило ходатайство об отложении даты и времени составления протокола об административном правонарушении, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ Министерством финансов Удмуртской Республики Главе МО «<адрес>» ФИО1 направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ на составление протокола об административном правонарушении по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ. Составление протокола назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 20 мин. по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, каб.513. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ направлено по месту работы должностного лица в Администрацию МО «<адрес>» с использованием государственной информационной системы Удмуртской Республики «Система электронного документооборота государственных органов Удмуртской Республики» (Вх. № от ДД.ММ.ГГГГ). В назначенный срок ДД.ММ.ГГГГФИО1 на составление и подписание протокола в Министерство финансов Удмуртской Республики не явился и не уведомил о причинах неявки, ходатайств не заявлял, явился Волков И.Е., предъявив общую доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№, выданную ФИО1 В соответствии с п.24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Доказательством надлежащего извещения лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является. Из представленной Волковым И.Е. доверенности не усматривается, что он наделен правом представлять интересы ФИО1 в Министерстве финансов Удмуртской Республики при составлении и подписании протокола об административном правонарушении, в том числе, отсутствует право на подписание и получение протокола об административном правонарушении. При таких обстоятельствах доказательств надлежащего извещения ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении у Министерства финансов Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имелось. Равно как и явка представителя по общей доверенности не подтверждает факт извещения ФИО1 о времени и месте совершения конкретного процессуального действия. Определением от ДД.ММ.ГГГГ№ составление протокола об административном правонарушении в отношении Главы МО «<адрес>» ФИО1 отложено на ДД.ММ.ГГГГ в связи с ненадлежащим уведомлением лица, подлежащего привлечению к административной ответственности. Определение Министерства финансов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ направлено ФИО1 по месту его регистрации (Удмуртская Республика, <адрес>, д. Уни-Гучин, <адрес>) заказным почтовым отправлением с уведомлением, указанному письму присвоен трек-№. Согласно данным, сформированным с официального сайта «Почта России»: https://www.pochta/ru/tracking, почтовое отправление, имеющее трек-№, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ адресату не вручено. В связи с отсутствием достаточных сведений надлежащего уведомления лица, в отношении которого возбуждается административное дело, в целях соблюдения его прав и законных интересов должностным лицом Министерства финансов Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ вынесено Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №, которым назначены новые дата и время составления протокола об административном правонарушении - ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин. Определение от 3 августа (Исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) Министерством финансов Удмуртской Республики направлено ФИО1 по месту его регистрации (Удмуртская Республика, <адрес>, д. Уни-Гучин, <адрес>) заказным почтовым отправлением с уведомлением (трек-№), по месту работы должностного лица с использованием государственной информационной системы Удмуртской Республики «Система электронного документооборота государственных органов Удмуртской Республики» (Вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), на электронный адрес Администрации МО «<адрес>» e-mail:admukam@udmnet.ru (получено и прочитано адресатом ДД.ММ.ГГГГ). Министерством финансов Удмуртской Республики определению от 3 августа (Исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) присвоен разряд «административное» путем проставления штампа на почтовом конверте «административное». В соответствии с п.34 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила оказания услуг почтовой связи) почтовое отправление с трек-номером 42600750100652 разряда «административное» при невозможности его вручения адресату ДД.ММ.ГГГГ было выслано обратно отправителю. Согласно п.67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленными в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст.165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечению срока хранения. В соответствии со ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Из разъяснений, изложенных в п.63 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п.1 ст.165.1 ГК РФ); гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя; сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Таким образом, Министерством финансов Удмуртской Республики были использованы все возможные способы надлежащего сообщения ФИО1 о дате и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении него по ч.3 ст.15.15.3 КоАП, процедура уведомления должностного лица о совершении в отношении него процессуальных действий соблюдена. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Министерства финансов Удмуртской Республики в отношении Главы МО «<адрес>» ФИО1 по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении №. Определением Министерства финансов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ рассмотрение дела назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 20 мин. Определение от 20 августа (Исх. №) Министерством финансов Удмуртской Республики направлено ФИО1 по месту его регистрации (Удмуртская Республика, <адрес>, д. Уни-Гучин, <адрес>) заказным почтовым отправлением с уведомлением (получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ), по месту работы должностного лица с использованием государственной информационной системы Удмуртской Республики «Система электронного документооборота государственных органов Удмуртской Республики» (Вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), на электронный адрес Администрации МО «<адрес>» e-mail: admukam@udmnet.ru (получено и прочитано адресатом ДД.ММ.ГГГГ). ФИО1, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение не явился, направил ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил допустить к участию в деле об административном правонарушении в качестве защитника Волкова И.Е., приобщить к материалам дела возражение относительно привлечения к административной ответственности, а также приобщить копии документов, требующие изучения. Ходатайство ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено. В своих возражениях относительно привлечения к административной ответственности ФИО1 указал, что не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и представил копию письма Обособленного структурного подразделения (далее - ОСП) Красногорский почтамт от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ.20-02/19, в котором указано, что сотрудником ОПС Юкаменское нарушены требования Порядка приема и вручения внутренних почтовых отправлений (утв. приказом ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ№-п). В связи с необходимостью дополнительного выяснении обстоятельств дела и изучения представленных материалов определением Министерства финансов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Главы МО «<адрес>» ФИО1 отложено на ДД.ММ.ГГГГ Для полного и всестороннего выяснения обстоятельств дела Министерством финансов Удмуртской Республики направлены запросы в УФПС Удмуртской Республики - филиал ФГУП «Почта России», автономное учреждение «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики», Западно-Уральское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Красногорский почтамт УФПС Удмуртской Республики. Согласно письмам УФПС Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№.3.5.3-01/1357 Красногорского почтамта УФПС Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ.20-02/22 сотрудником отделения почтовой связи Юкаменское 427680 (находится в подчинении ОСП Красногорский почтамт) нарушены требования ст.ст32, 34 Правил оказания услуг почтовой связи: доставка заказного письма №, отправленного Министерством финансов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ адресом: <адрес>, д. Уни-Гучин, <адрес> 427680, - ФИО1 осуществлялась почтальоном ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по месту работы ФИО1 по адресу: <адрес> в <адрес>. На время осуществления доставки заказного письма адресат по месту работы отсутствовал, заказное письмо возвращено в отделение почтовой связи. В соответствии с положениями ч.1 ст.29.1 КоАП и п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», уполномоченное лицо при подготовке к рассмотрению дела должно выяснить в том числе вопрос о том, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выявлено нарушение сотрудником отделения почтовой связи Юкаменское 427680 Правил оказания услуг почтовой связи. В связи с допущенными сотрудником отделения почтовой связи Юкаменское 427680 нарушениями Определение Министерства финансов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ с трек-номером 42600750100652, направленное ФИО1, не было им получено по не зависящим от него причинам, поэтому ФИО1 не может считаться надлежащим образом уведомленным о месте и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 составлен должностным лицом с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ, что в соответствии п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ является безусловным основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП, определил возвратить протокол и материалы дела об административном правонарушении в отношении Главы МО «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, - должностное лицо Глава МО «<адрес>» ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное определение, просит определение заместителя министра финансов Удмуртской Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за № о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол, отменить, направить дело для рассмотрения по существу в Министерство финансов Удмуртской Республики, указав следующее. Заместителем министра финансов Удмуртской Республики Еленой А. П. составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, в отношении должностного лица - Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1, совершившего правонарушение по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №, рассмотрение назначено на 15 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ В установочной части определения указано: «Рассмотрение данного дела относится к компетенции Министерства финансов Удмуртской Республики, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, не имеется. Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ и правомочным лицом, имеющихся по делу материалов достаточно для его рассмотрения по существу». Таким образом, вынесение спорного определения свидетельствует о том, что должностное лицо перешло к стадии рассмотрения по существу дела об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ должностное лицо выносит определение о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении в отношении Главы МО «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол. С определением от ДД.ММ.ГГГГ не согласен, по следующим основаниям. Пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено следующее: в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч.2 ст.29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела. В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Спорное определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, а потому может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с пп.4 п.1 ст.29.4 КоАП РФ определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, выносится в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Как следует из определения заместителя министра финансов Удмуртской Республики о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ из обжалуемого определения и абз.2 стр.2 определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание по рассмотрению по существу указанного дела об административном правонарушении. Таким образом, нет оснований считать, что материалы дела оформлены неправильно и имеются обстоятельства, исключающие производство по делу, имеющихся в деле материалов недостаточно для рассмотрения его по существу. Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении заявителя назначалось на ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 20 минут, откладывалось на ДД.ММ.ГГГГ на 16 часов 00 минут. Таким образом, оспариваемое определение вынесено в нарушение ст.29.4 КоАП РФ фактически после принятия дела об административном правонарушении к производству должностным лицом Министерства финансов Удмуртской Республики и назначения даты рассмотрения дела по существу. При таких обстоятельствах оспариваемое определение от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол, не может быть признано законным, оно подлежит отмене, жалоба подлежит удовлетворению, а все материалы по делу об административном правонарушении возвращению в Министерство финансов Удмуртской Республики для рассмотрения по существу.
В отзыве на жалобу ФИО1 на определение Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин Удмуртии) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - Главы муниципального образования «<адрес>» (далее - МО «<адрес>») ФИО1 вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении в отношении главы МО «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол (далее - определение). Не согласившись с вынесенным должностным лицом Минфина Удмуртии
определением, ФИО1 обратился с жалобой в суд на указанное определение. Считает, что жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит, поскольку определение Минфина Удмуртии вынесено с соблюдением процессуальных требований. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, должностное лицо обязаны произвести перечисленные в ст.29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст.24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Судья, орган, должностное лицо, правомочные рассматривать дело об административном правонарушении, должны приступить к рассмотрению дела только после проведения подготовки к его рассмотрению в соответствии с требованиями законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В силу ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются протоколу. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении от ФИО1 поступили возражения относительно привлечения его к административной ответственности, в которых ФИО1 указал, что не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и представил копию письма Обособленного структурного подразделения (далее - ОСП) Красногорский почтамп от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ.20-02/19, в котором указано, что сотрудником ОПС Юкаменское нарушены требования Порядка приема и вручения внутренних почтовых отправлений (утв. приказом ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ№-п). В связи с необходимостью дополнительного выяснении обстоятельств дела и изучения представленных материалов Определением Минфина Удмуртии от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении главы МО «<адрес>» ФИО1 отложено на ДД.ММ.ГГГГ Для полного и всестороннего выяснения обстоятельств дела Министерством финансов Удмуртской Республики направлены запросы в УФПС Удмуртской Республики - филиал ФГУП «Почта России». Согласно письмам УФПС Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№.3.5.3-01/1357, Красногорского почтамта УФПС Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ.20-02/22 сотрудником отделения почтовой связи Юкаменское 427680 (находится в подчинении ОСП Красногорский почтамт) нарушены требования ст.ст.32, 34 Правил оказания услуг почтовой связи: доставка заказного письма №, отправленного Министерством финансов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ адресом: <адрес>, д. Уни-Гучин, <адрес> 427680, - ФИО1 осуществлялась почтальоном ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по месту работы ФИО1 по адресу: <адрес> в <адрес>. На время осуществления доставки заказного письма адресат по месту работы отсутствовал, заказное письмо возвращено в отделение почтовой связи. В п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных о надлежащем извещении физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, должностному лицу, судье на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. ДД.ММ.ГГГГ при подготовке в соответствии со ст.29.1 КоАП РФ к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении главы МО «<адрес>» ФИО1 заместителем министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. установлено, что сотрудником отделения почтовой связи Юкаменское 427680 нарушены Правила оказания услуг почтовой связи. В связи с допущенными сотрудником отделения почтовой связи Юкаменское 427680 нарушениями определение Минфина Удмуртии от ДД.ММ.ГГГГ с указанием времени и места составления протокола об административном правонарушении (трек-№), направленное ФИО1, им не было получено по не зависящим от него причинам, поэтому ФИО1 не может считаться надлежащим образом уведомленным о месте и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 составлен должностным лицом с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ, что в соответствии п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ является безусловным основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч.2 ст.29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела. В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении не было рассмотрено по существу, результаты рассмотрения дела отсутствуют, что допускает возможность возвращения протокола об административном правонарушении в Минфин Удмуртии для устранения недостатков. Определение вынесено заместителем министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. с соблюдением требований ст.29.4 КоАП РФ, а также позиции, выраженной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно до начала разрешения дела по существу. Таким образом, порядок составления определения по делу об административном правонарушении не нарушен. На основании вышеизложенного, просят в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, - должностного лица Главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1, - Волков И.Е. поддержал доводы жалобы по указанным в ней основаниям и просил отменить определение от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, - должностное лицо Глава Муниципального образования «<адрес>» ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, - должностного лица Главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1
Проверив доводы жалобы должностного лица Главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1, заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, - должностного лица Главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1, - Волкова И.Е., исследовав представленные материалы, а также материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, представленный по запросу суда Министерством финансов Удмуртской Республики», прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на определение о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении подана в течение 10 суток со дня получения копии определения, т.е. с соблюдением срока, установленного главой 30 КоАП РФ для обжалования.
При рассмотрении жалобы должностного лица Главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1 по существу исхожу из следующего.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, подлежащие выяснению по делу: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу требований указанной нормы и статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления, обязаны проверить достоверность самого факта правонарушения, виновность лица, его совершившего, правильность назначения вида и меры наказания, другие обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом должны исследоваться все имеющиеся доказательства, доводы лица, в отношении которого вынесено постановление, объяснения других лиц, участвующих в деле, проверяться, соответствует ли постановление требованиям, предъявляемым ст.29.10 КоАП РФ, и на основе анализа и оценки их делаться вывод о законности или незаконности оспариваемого постановления.
Разрешая жалобу должностного лица Главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1 на определение о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, прихожу к выводу, что должностным лицом при рассмотрении административного материала и вынесении данного определения требования указанных выше норм не соблюдены.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении - процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6 ст.28.2 настоящего Кодекса).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. было вынесено определение № о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол.
При этом, как указывает в своей жалобе ФИО1, он не был надлежаще извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что повлекло нарушение права на защиту.
Приведенный довод жалобы подтверждается материалами дела, обстоятельства ненадлежащего извещения лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении подробно указаны также в самом обжалуемом определении, и именно они явились основанием для вынесения определения о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол.
В соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как указано выше, согласно положениям данной статьи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.
Частью 4.1 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Требования ст.28.2 КоАП РФ выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты ФИО1 не обеспечена.
Согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с приведенными выше положениями КоАП РФ и правовой позицией, изложенной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч.2 ст.29.9 названного Кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что заместителем министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. после составления протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении должностного лица - Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1, совершившего правонарушение по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №, рассмотрение назначено на 15 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ в помещении Министерства финансов Удмуртской Республики по адресу: <адрес>, каб.513.
В установочной части определения указано: «Рассмотрение данного дела относится к компетенции Министерства финансов Удмуртской Республики, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, не имеется. Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ и правомочным лицом, имеющихся по делу материалов достаточно для его рассмотрения по существу».
Таким образом, заместитель министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. перешла к стадии рассмотрения по существу дела об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ ею вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ФИО3, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение не явился, направил своего представителя Волкова И.Е. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ на рассмотрении дела по существу Волковым И.Е. заявлено ходатайство о приобщении дополнительных документов, требующих изучения. В связи с необходимостью дополнительного выяснении обстоятельств дела и изучения представленных материалов, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 было отложено на 16 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. вынесено определение о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении в отношении Главы МО «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол.
Основанием для возврата явилось составление протокола без надлежащего уведомления привлекаемого к административной ответственности лица о времени и месте его составления.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела возвращены заместителем министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. для устранения недостатков без учета положений ст.29.4 КоАП РФ, а также позиции, выраженной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
По смыслу положений ст.ст.29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после принятия его к рассмотрению и назначении времени и даты судебного заседания.
В отзыве на жалобу заместителем министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. указано, что определение о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении вынесено ею до начала разрешения дела по существу, что является ошибочным, поскольку ею уже были назначены время и дата судебного заседания, то есть стадия подготовки дела к рассмотрению была завершена, и она перешла на стадию рассмотрения дела.
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела невозможно.
Возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков в рассматриваемом случае исключена, поскольку это не соответствует нормам КоАП РФ, является существенным нарушением его процессуальных требований, влияет на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу последующих решений, так как лишает протокол статуса процессуального документа, являющегося допустимым доказательством по делу.
Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, влияющим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятия решения по делу.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Вышеуказанное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, влекущим безусловную отмену любого состоявшегося постановления, поскольку не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах определение заместителя министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол, подлежит отмене согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ как вынесенное с нарушением установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, а дело, так как срок давности привлечения Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, не истек, возвращению на новое рассмотрение заместителя министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу должностного лица - Главы Муниципального образования «<адрес>» ФИО1 удовлетворить.
Определение заместителя министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 в административный орган, составивший протокол, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение заместителю министра финансов Удмуртской Республики П. Е.А.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: О.В. Фефилова