ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2018 от 28.05.2018 Нанайского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-33/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

28 мая 2018 года с. Троицкое

Судья Нанайского районного суда Хабаровского края Литовченко А.Л.,

рассмотрев жалобу Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №59 Нанайского района Хабаровского края от 12 апреля 2018 г. администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края назначено административное наказание по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ в виде предупреждения.

Данным постановлением администрация района признана виновной в невыполнении требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Не согласившись с постановлением, руководитель Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите подал на него жалобу. В обоснование указано, что отсутствуют условия для назначения наказания данного вида, не учтено, что допущенные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье людей. Просит постановление отменить и принять по делу новое решение.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - начальник отдела регионального государственного надзора по чрезвычайным ситуациям комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите ФИО1 для рассмотрения жалобы не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитник администрации района ФИО2 просила оставить постановление мирового судьи без изменения, а жалобу должностного лица - без удовлетворения.

Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения

Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. на основании приказа комитета Правительства края по гражданской защите от <данные изъяты> должностным лицом указанного контролирующего органа проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, в ходе которой выявлен факт невыполнения администрацией требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:

- главой района не получено дополнительное профессиональное образование или не пройдено курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (пункт «а» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ); подпункт «г» пункта 2, подпункт «д» пункта 4, подпункт «б» пункта 6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 №547 (далее - Положение №547);

- не организована разработка паспорта безопасности территории Нанайского муниципального района (пункты 4 и 7 Типового паспорта безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС России от 25.10.2004 №484; пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- по истечению срока действия (5лет) не организована корректировка (переработка) плана по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нанайского муниципального района, утвержденного 06.04.2009 ( пункты 3 и 8 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных приказом МЧС России от 28.12.2004 №621; пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

-не обеспечено решение вопроса местного значения по организации и проведению аварийно-спасательных работ и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории Нанайского муниципального района (пункт «е» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, пункт 24 части 1 и часть 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

-заведующим сектором мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района не организован контроль над выполнением задач и функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определенных в Положении о секторе (пункт 5.1.13 Положения о секторе мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района, утвержденного распоряжением №3 от 19.01.2015г. (далее - Положение о секторе);

-заведующим сектором мобилизационной работы не организовано создание резерва материальных запасов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории нанайского муниципального района (пункт «д» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ; пункты 2 и 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 №1340; пункты 6 и 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 (далее - Постановление №794); пункты 3.4 и 5.1.13 Положения о секторе);

- главным специалистом сектора мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района не пройдено и не организовано получение дополнительного профессионального образования или курсового в области защиты от чрезвычайных ситуаций (пункт «а» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ; подпункт «д» пункта 2 и подпункт «д» пункта 4 Положения №547; пункты 18 и 20 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС России от 19.01.2004г №19 (далее - Приказ МЧС России №19); пункт 3.1.7 Должностного регламента муниципального служащего - главного специалиста сектора мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района (далее - Должностной регламент главного специалиста сектора);

- главным специалистом сектора мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района не организовано получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (пункт «а» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ; подпункт «е» пункта 2 и подпункт «д» пункта 4 положения №547; пункт 8 приказа МЧС России №19; пункт 3.1.7 Должностного регламента главного специалиста сектора);

- главным специалистом сектора мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района не организовано получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций дежурными диспетчерами ЕДДС (пункт «а» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ; подпункт «д» пункта 4 положения №547; пункт 18 Положения №794; пункт 27 Приказа МЧС России №19; пункт 3.1.7 Должностного регламента главного специалиста сектора);

- главным специалистом сектора мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района не организовано обучение работников администрации района не включенных в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по месту работы (пункт «а» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ; под пункт «а» пункта 2 и подпункт «а» пункта 4 Положения №547; пункт 3.1.7 Должностного регламента главного специалиста сектора);

- главным специалистом сектора мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района не организовано получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации или получение курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций главой сельского поселения «Село Джари» (пункт «а» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ; подпункт «г» пункта 2 и подпункт «д» пункта 4 Положения №547; пункты 2.7 и 5.1.7 Положения о секторе; пункт 3.1.7 Должностного регламента главного специалиста сектора);

- главным специалистом сектора мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района не организовано проведение комплексного учения продолжительностью до 2-х суток 1 раз в 3 года, командно-штабного учения продолжительностью до 3 суток 1 раз в 3 года (пункт «а» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ; пункты 2,3, 7-9 Инструкции по подготовке проведению учений и тренировок пор гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектов, утвержденной приказом МЧС России от 24.04.2013 №284);

- главным специалистом сектора мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района не осуществляется уточнение и переработка плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нанайского муниципального района, последняя дата уточнения - 07.09.2010г. (статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ; подпункт 23 Положения №794; пункт 2.1 Положения о секторе, пункт 3.1.11 Должностного регламента главного специалиста сектора);

- главным специалистом сектора мобилизационной работы и гражданской защиты администрации района не планируется мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требующие финансирования 9 приобретение и установка электрических сирен, пропаганда, мероприятия направленные на предупреждение ЧС и т.д. (пункт «г» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ; пункт 3.1.17 Должностного регламента главного специалиста сектора).

Факт совершения администрацией района не оспаривается и подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки, предписанием от 21.02.2018 г.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Наказания в виде предупреждения санкцией данной статьи не предусмотрено.

Вместе с тем, согласно частям 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу положений вышеприведенных норм, и поскольку обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, выявлены результате осуществления государственного контроля, администрация района является юридическим лицом и согласно представленным материалам впервые привлекается к административной ответственности, возможность назначения ей наказания в виде предупреждения не исключается.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).

На основании изложенного должностное лицо, разрешая дело об административном правонарушении, в зависимости от обстоятельств дела и исследованных доказательств вправе назначить любое наказание из числа предусмотренных законом, с учетом требований соответствующих статей общих положений КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, в них содержаться сведения о характере и количестве выявленных нарушений, имущественном положении привлекаемого к ответственности юридического лица. Проанализировав данные обстоятельства, мировой судья пришел к выводу о наличии совокупности обстоятельств перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Оспаривая правильность выводов мирового судьи в этой части, должностное лицо контролирующего органа выражает свое с ним несогласие, однако фактов, которые бы имели значение и не были бы учтены при вынесении постановления о назначении административного наказания, им не приведено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административное наказание назначено администрации района по правилам, установленным статьями 3.1, 3.4, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. Наказание, которому подвергнута администрация соразмерно содеянному, основано на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к ней соответствующей меры государственного принуждения, которая будет способствовать исправлению правонарушителя и предупреждению совершения новых противоправных деяний.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, существенных нарушений норм материального и процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, и как следствие, основания для отмены постановления отсутствуют.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №59 Нанайского района Хабаровского края от 12 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ в отношении администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края оставить без изменения, а жалобу Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и (или) опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья А.Л. Литовченко