ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2023 от 11.07.2023 Артемовского городского суда (Свердловская область)

Дело № 12-33/2023

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Артемовский 11 июля 2023 года

судья Артемовского городского суда Свердловской области Минсадыкова Р.А., при секретаре Медведевой А.Д., с участием ФИО1, зам. главного государственного инспектора Режевского ГО, Артемовского ГО по пожарному надзору ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Режевского ГО, Артемовского ГО по пожарному надзору ФИО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника территориального управления села Большое Трифоново Администрации Артемовского городского округа ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного инспектора Режевского ГО, Артемовского ГО по пожарному надзору ФИО № 111 от 17.05.2023 начальник территориального управления села Большое Трифоново с подведомственной территорией населенных пунктов: деревня Малое Трифоново, поселок Кислянка, поселок Березники Администрации Артемовского городского округа ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.

ФИО1 не согласившись с указанным постановлением обратился в суд с жалобой на него, в которой просит его отменить, производство по делу отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. В обоснование жалобы указал, что при рассмотрении дела 17.05.2023 им было подано письменное ходатайство о прекращении производства по делу, в котором были изложены доводы и доказательства, указывающие на его невиновность, прикреплены копии документов. В нарушение ст. ст. 24.4, 29.7 КоАП РФ должностным лицом изложенные в ходатайстве доводы во внимание приняты не были, решение об отказе в удовлетворении ходатайства в виде определения вынесено не было, что является нарушением требований КоАП РФ. Кроме того, в материалы дела не представлены какие-либо вещественные доказательства, подтверждающие совершение им инкриминируемого административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, пояснил, что при рассмотрении дела не рассматривался вопрос об установления правообладателей земельных участков вокруг поселка Березники, в обязанности которых входит создание противопожарных минерализованных полос и своевременное удаление сухой травянистой растительности. Имеется лесная зона, где технически невозможно сделать эти полосы, необходимо тогда рубить лес. Работы по созданию противопожарных минерализованных полос производились на основании муниципальных контрактов в пределах бюджетных ассигнований, не оспаривает, что уже после проверки. Полагает, что в указанной ситуации в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Должностным лицом не было рассмотрено его ходатайство с принятием по нему решения.

Заместитель главного государственного инспектора Режевского ГО, Артемовского ГО по пожарному надзору ФИО просит в удовлетворении жалобы отказать, представил письменный отзыв, пояснил, что ежегодно, на основании Указа Президента Российской Федерации, Постановления Правительства РФ проводится проверка населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, в связи с чем была проведена внеплановая проверка органов местного самоуправления, в том числе п. Березники. В 2022 г. были внесены изменения в Правила противопожарного режима РФ, которые вступили в силу с 01.03.2023, в п. 70 Правил добавлен новый абзац, согласно которого в целях исключения возможного перехода лесных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. В ходе проверки, которая проводилась с участием представителя Администрации Артемовского городского округа, которая все фиксировала, что вокруг п. Березники, подверженного угрозе лесных пожаров, не были созданы (не обновлены) такие полосы, что является нарушением противопожарного режима, минерализованная полоса не соответствовала установленным Правилам требованиям (не менее 10 метров).

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Общие вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 1 указанного Закона под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо указанного Федерального закона осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности.

В силу ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ одним из элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления.

К числу основных функций системы обеспечения пожарной безопасности в числе прочих отнесены: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление деятельности в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.

Согласно положений ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 70 названных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2022 N 1885от 24.10.2022) в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой/выездной проверки от 28.03.2023 № 1 проведена внеплановая/выездная проверка 04.04.2023, 05.04.2023 и 12.04.2023 в отношении объектов защиты – населенных пунктов Артемовского городского округа (орган местного самоуправления – Администрация Артемовского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенных по адресу: Свердловская область, г. Артемовский, поселки: Березняки, Буланаш, Заболотье, Красногвардейский, Незевай, Сосновый Бор; села: Антоново, Бичур, Лебедкино, Покровское; деревни: Лисава.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения - посёлок Березняки: вокруг территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, в нарушение п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020 «О противопожарном режиме»;

Факт совершения правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств:

распоряжением Главы Артемовского городского округа от 01.10.2021 № 181-РГ, согласно которому ФИО1 в порядке перевода назначен с 01.10.2021 по 15.01.2025 на должность муниципальной службы начальника территориального управления села Большое Трифоново с подведомственной территорией населенных пунктов деревня Малое Трифоново, поселок Кислянка, поселок Березники Администрации Артемовского городского округа (л.д. 91);

распоряжением Главы Артемовского городского округа от 30.09.2021 № 136-РА об утверждении должностной инструкцией начальника Территориального управления села Большое Трифоново с подведомственной территорией населенных пунктов деревня Малое Трифоново, поселок Кислянка, поселок Березники Администрации Артемовского городского округа, и указанной должностной инструкций, согласно п. 10 раздела 3 которой на начальника указанного территориального управления возлагаются обязанности по реализации мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории, организация и контроль деятельности подразделений добровольной пожарной охраны (л.д. 92-95);

распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой/выездной проверки от 28.03.2023 № 1 населенных пунктов Артемовского городского округа (оргна местного самоуправления – администрация Артемовского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>), место нахождения: г. Артемовский, поселки: Березники, Буланаш, Заболотье, Красногвардейский, Незевай, Сосновый Бор; села: Антоново, Бичур, Лебёдкино, Покровское; деревня: Лисава (л.д. 48-51);

протоколом осмотра от 05.04.2023, согласно которому проведен осмотр населенных пунктов Артемовского городского округа, расположенные по адресу: <адрес>; поселки: Березники, Буланаш, Заболотье, Красногвардейский, Незевай, Сосновый Бор; села: Антоново, Бичур, Лебёдкино, Покровское; деревни: Лисава (л.д. 52-55);

актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №1 от 12.04.2023, согласно которому по адресам: Свердловская область, г.Артемовский; поселки: Березники, Буланаш, Заболотье, Красногвардейский, Незевай, Сосновый Бор; села: Антоново, Бичур, Лебёдкино, Покровское; деревня: Лисава, проведена внеплановая/выездная проверка 04.04.2023, 05.04.2023 и 12.04.2023, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности в том числе в поселке Березняки (л.д. 56-61);

предписанием № 1/11 от 12.04.2023 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д. 62-74);

протоколом об административном правонарушении по делу № 111 от 10.05.2023, составленном в отношении начальника территориального управления села Большое Трифоново Администрации Артемовского городского округа ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, согласно которому 12.04.2023 в 17 час. 00 мин. в населенных пунктах Артемовского городского округа (орган местного самоуправления – Администрация Артемовского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенных по адресу: Свердловская обл., г. Артемовский; поселки: Березники, Буланаш, Заболотье, Красногвардейский, Незевай, Сосновый Бор; села: Антоново, Бичур, Лебёдкино, Покровское; деревни: Лисава, учитывая, что в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в соответствии со ст. 37 указанного закона обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: посёлок: Березняки: вокруг территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме», за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 77-79).

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника ТУ села Большое Трифоново с подведомственной территорией населенных пунктов деревня Малое Трифоново, поселок Кислянка, поселок Березники Администрации Артемовского городского округа ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В данном случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, начальником ТУ села Большое Трифоново Администрации Артемовского городского округа ФИО1 не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что им предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется, у него имелась возможность для соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

Доводы жалобы о том, что создание противопожарных минерализованных полос входит в обязанности правообладателей земельных участков вокруг населенного пункта вокруг Березники, которые при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении не были установлены, установлен судом не принимаются, поскольку в силу вышеуказанных положений закона обеспечение первичных мер пожарной безопасности населенного пункта относится к вопросам местного значения сельского поселения. Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что до начала пожароопасного периода ФИО1 были предприняты все исчерпывающие меры, направленные на извещение правообладателей земельных участков вокруг п.Березники, не относящихся к землям данного населенного пункта о необходимости проведения вышеуказанных мероприятий.

Несостоятельным находит суд доводы заявителя о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом было оставлено без внимание его ходатайство о прекращении производства по делу, по результатам рассмотрения которого инспектор должен был вынести по нему свое решение в виде определения об отказе в его удовлетворении.

Как следует из оспариваемого постановления главным государственным инспектором Режевского городского округа, Артемовского городского округа по поджарому надзору ФИО, указанное ходатайство ФИО1 не было оставлено без внимание, в ходе рассмотрения дела обстоятельств, исключающих производство по делу должностным лицом не установлено. Доводы ФИО2 о том, решение об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу должностное лицо должно было в рассматриваемом случае принять в виде отдельного определения, являются ошибочными, основанными на неверном толковании закона.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и он обоснованно привлечен к административной ответственности постановлением органа по пожарному надзору.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден.

Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, оснований для признания вменяемого ФИО1 деяния малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 названного Кодекса не имеется.

При назначении ФИО1 административного наказания были соблюдены требования статей 3.1, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, принятое по делу постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, вынесены уполномоченным на то должностным лицом.

При указанных обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Режевского ГО, Артемовского ГО подлежит оставлению без изменения, жалоба ФИО1. – без удовлетворения.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление Главного государственного инспектора по пожарному надзору Режевского городского округа, Артемовского городского округа № 111 от 17.05.2023, вынесенное в отношении начальника территориального управления села Большое Трифоново Администрации Артемовского городского округа ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момент получения в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области.

Судья: Р.А. Минсадыкова