Судья – Буренко С.В. Дело № 12-3484/2018
Р Е Ш Е Н И Е
02 октября 2018 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Онохов Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника отдела бюджетного учета и отчетности министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Жуковой Антонины Викторовны на решение судьи Ленинского районного суда города Краснодара от 05 июля 2018 года,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Литовченко Л.А. от 24 мая 2018 года, Жукова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Жукова А.В. обжаловала его в Ленинский районный суд г. Краснодара.
Решением судьи Ленинского районного суда города Краснодара от 05 июля 2018 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Литовченко Л.А. от 24 мая 2018 года, вынесенное в отношении Жуковой А.В. оставлено без изменения, а ее жалоба - без удовлетворения.
В жалобе на данное решение суда Жукова А.В. просит постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Литовченко Л.А. от 24 мая 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Краснодара от 05 июля 2018 года отменить, ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав Жукову А.В., поддержавшую доводы жалобы, в отсутствии представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящего суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, между министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и ООО «Строй Маркет» заключен государственный контракт от 27 декабря 2017 года № 783 на выполнение работ - «Содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2018 году в городе Новороссийск».
Согласно пункту 2.2 государственного контракта от 27 декабря 2017 года № 783, после его заключения заказчик перечисляет подрядчику аванс в размере 10% от стоимости государственного контракта в сумме <...> рублей.
10 мая 2018 года, рассмотрев материалы плановой проверки министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Литовченко Л.А. в отношении Жуковой А.В. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В последствии в отношении Жуковой А.В., в связи с нарушением пункта 2.2 государственного контракта от 27 декабря 2017 года № 783 и части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю < Ф.И.О. > вынесено постановление от 24 мая 2018 года по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <...> рублей.
Оставляя без изменения вышеуказанное постановление, судья районного суда пришел к выводу, что в действиях Жуковой А.В. имеется состав административного правонарушения по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья вышестоящего суда не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Так, судьей районного суда оставлено без внимания и должной оценки то обстоятельство, что согласно положениям государственного контракта от 27 декабря 2017 года № 783 сроки перечисления авансового платежа государственным контрактом не определены.
По смыслу пункта 3 статьи 380 ГК РФ всякая предварительно уплаченная сумма признаётся авансом, если по поводу этой суммы в письменном соглашении не имеется прямого указания о том, что таковая является задатком.
Аванс составляет часть суммы, подлежащей платежу, то есть денежной суммой, уплачиваемой обязанной к денежному платежу стороной договора в счёт данного платежа до фактического исполнения предмета договора (его этапов).
В соответствии с частью 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно пункту 3.1 государственного контракта от 27 декабря 2017 года № 783, начало его действия является дата его подписания, а датой окончания его определено 31 декабря 2018 года.
Вместе с тем, в силу пункта 5.1 указанного контракта оплата за выполненные работы осуществляется в тридцатидневный срок с момента и на основании актов приемки выполненных работ КС-2, подписанных ГКУ КК «Краснодаравтодор» и Подрядчиком, и справки КС-3, подписанной Заказчиком, Подрядчиком и ГКУ КК «Краснодаравтодор», путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, с удержанием выплаченного аванса пропорционально выполненным и принятым объемам работ.
Наряду с этим, в соответствии с пунктом 5.1.1 государственного контракта предоставляемый аванс носит целевой характер, используется подрядчиком исключительно для целей реализации целей контракта и не может быть использован для целей не связанных с исполнением настоящего контракта.
Таким образом, при применении положений части 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктами 2.2. и 5.1 государственного контракта от 27 декабря 2017 года № 783, перечисление аванса необходимо обеспечить в любой момент с даты заключения государственного контракта до поступления заказчику первого акта приемки выполненных работ.
В связи с тем, что материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о направлении в адрес заказчика актов приемки выполненных работ, следовательно, вывод о наличии в действиях Жуковой А.В. по неисполнению обязанности по обеспечению авансирования государственного контракта от 27 декабря 2017 года № 783 является преждевременным.
Кроме того, как подтверждается материалами дела об административном правонарушении, контракт заключен 27 декабря 2017 года, вместе с тем, согласно утвержденному положению об отделе бюджетного учета и отчетности министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в задачи и функции Отдела входит подготовка заявок на кассовый расход для произведения оплаты денежных обязательств министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на основании предъявленных документов (счетов, счетов-фактур, актов выполненных работ и оказанных услуг, товарных накладных) и обеспечение соблюдения технологии при формировании и передаче на оплату в Министерство финансов Краснодарского края.
Данный алгоритм действий обусловлен тем, что министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, финансируемым за счет средств краевого бюджета, которому открыты лицевые счета в Министерстве финансов Краснодарского края.
Алгоритм действий органов исполнительной власти Краснодарского края при осуществлении ими кассовых расходов регламентирован приказами министерства финансов Краснодарского края от 16 сентября 2013 года № 325 «Об утверждении Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета» и приказа от 07 февраля 2014 № 37 «Об утверждении Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств краевого бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета» согласно которым министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обязано представить в управление казначейского контроля министерства финансов Краснодарского края (далее - Минфин) сведение о принятом обязательстве по утвержденной форме с приложением утвержденных документов по электронным каналам связи в программе УРМ АС «Бюджет».
При его представлении в Минфин министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в составе утвержденных документов необходимо представлять информацию о заключенном контракте размещенную в Единой информационной системе (https://zakupki.gov.ru).
Вместе с этим, судьей вышестоящей инстанции принято к особому вниманию то обстоятельство, что санкционирование расходов по принятым денежным обязательствам может быть осуществлено только после проверки Минфином вышеуказанных сведений на основании заявки на кассовый расход подписанной руководителем и главным бухгалтером (пункт 2 приказа Минфина от 07 февраля 2014 года № 37).
Информация (уведомление) об успешном прохождении контроля данных сведений по контракту была получена министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края 29 декабря 2017 года, а передана в отдел бюджетного учета и отчетности министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края согласно реестра заключенных государственных контрактов 29 декабря 2017 года в 11 часов 32 минуты.
В соответствии с приказом Минфина от 25 декабря 2017 года № 484 о завершении операций по исполнению краевого бюджета в 2017 году министерством могли осуществляться мероприятия по санкционированию денежных обязательств (оплата) до 10-00 часов 29 декабря 2017 года.
Следовательно, перечисление аванса в 2017 году министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края не было произведено, по независящим от него причинам.
Наряду с этим, согласно условиям государственного контракта, срок начала выполнения работ установлен с 01 января 2018 года.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Следовательно, обязательство заказчика перечислить аванс, предусмотренный договором, является встречным по отношению к обязательству подрядчика выполнить работы.
Как подтверждается материалами дела, 09 января 2018 года – в первый рабочий день 2018 года (в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ), актом рабочей группы было выявлено полное неисполнение обязательств по государственному контракту, в результате которого министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края 24 января 2018 года принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, сроком для перечисления министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края авансового платежа по указанному государственному контракту является период с 29 декабря 2017 года по 24 января 2018 года, однако в 2017 году данная возможность отсутствовала, в связи с поздним поступлением соответствующего уведомления, а в 2018 году у министерства отсутствовали как правовые основания, так и необходимость перечисления денежных средств, ввиду неисполнения подрядчиком обязательств по государственному контракту, а также не наступления событий, определенных вышеуказанными положениями законодательства и государственного контракта.
Наряду с этим, доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В нарушение указанных требований законодательства, в протоколе об административном правонарушении от 10 мая 2018 года отсутствует время и дата вменяемого Жуковой А.В. административного правонарушения, что в свою очередь опровергает наступление и фиксацию события административного правонарушения.
Вместе с тем, неверно сделана ссылка на часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как на событие административного правонарушения, так как данная статья регламентирует включение обязательных условий в государственный контракт, ответственность за невыполнение которой предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, суд усматривает в действиях Жуковой А.В. отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу отсутствия умысла по не обеспечению авансирования государственного контракта от 27 декабря 2017 года № 783.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Литовченко Л.А. от 24 мая 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Краснодара от 05 июля 2018 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Жуковой А.В. по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара 05 июля 2018 года отменить и постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Литовченко Л.А. от 24 мая 2018 года о привлечении Жуковой Антонины Викторовны к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, в отношении Жуковой Антонины Викторовны по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: