Шарыповский городской суд Красноярского края
662311, Красноярский край, город Шарыпово, Пионерный микрорайон, д. 11.
Дело № 12-34/2022 24RS0057-01-2022-001062-81
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Шарыпово 22 июля 2022 года
Судья Шарыповского городского суда Красноярского края Гаврицкая И.Н.,
с участием представителя Администрации г. Шарыпово – ФИО1 (по доверенности),
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Администрации города Шарыпово – ФИО1 на постановление от 31.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении Администрации города Шарыпово, юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г.Шарыпово Шарыповскому району ФИО2 № 102 от 31.05.2022 юридическое лицо - Администрации города Шарыпово признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Администрации города Шарыпово – ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление, в котором просила отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба обоснована тем, что для исполнения решения суда о приведении состояния сточных вод, сбрасываемых в р.Кадат в соответствии с установленными нормативами и в соответствии с требованиями СанПиНа необходимо провести работу, связанную с реконструкцией канализационных очистных сооружений (далее по тексту – КОС), стоимость которой составляет 11150000,0 рублей. Бюджет муниципального образования имеет социальную направленность. Расходы на финансовое обеспечение социальной сферы в общем объеме расходов составляет от 70% до 86%. Большая часть денежных средств на содержание муниципальных учреждений приходится на выплату заработной платы работников учреждений, оплату коммунальных услуг, на организацию горячего питания детей в образовательных учреждениях города. Учитывая стоимость изготовления проектно-сметной документации и дальнейшей реконструкции КОС и дефицит бюджета, который является дотационным, исполнить решение суда за счет средств бюджета не представляется возможным.
При этом, начиная с 2016 года и по настоящее время Администрацией города Шарыпово совместно с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово, постоянно проводится работа по заключению концессионного соглашения на сети водоотведения города Шарыпово и КОС, которое позволит в полном объеме исполнить решение Шарыповского городского суда по делу № 2-6/2014 (исполнительный лист № от №.).
Со стороны Администрации города Шарыпово вопрос о финансовой поддержке работ по реконструкции КОС неоднократно обозначался на уровне Правительства Красноярского края и министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (письмо Администрации г.Шарыпово от 20.08.2021 №02-4/2697; письмо ПАО «Юнипро» от 19.08.2021 №119-2881; письмо Министерства промышленности, энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Красноярского края от 16.08.2021 №78-3543/11).
Неоднократно проводились совещания с Министерством промышленности, энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Красноярского края по вопросу заключения концессионного соглашения (протоколы совещаний находятся в материалах исполнительного производства и административного дела).
В 2018 году между ПАО «Юнипро» и Администрацией города Шарыпово был согласован «План мероприятий по заключению концессионного соглашения по реконструкции КОС».
В 2019 году, в соответствии с согласованным планом - графиком по заключению концессионного соглашения ПАО «Юнипро» разработано техническое задание на проект модернизации КОС «под ключ», осуществлен анализ рынка по проектированию и выполнению модернизации КОС, выполнено обследование КОС, сетей водоотведения и насосных станций в системе водоотведения г. Шарыпово, в результате чего был определен перечень мероприятий, необходимых для модернизации КОС, а также определен предельный (максимальный) размер затрат концессионера на реализацию указанных мероприятий (письмо ПАО «Юнипро» от 20.01.2021 №024-0206).
Постановлением Администрации города Шарыпово от 08.10.2019 № 202 «О внесении изменений в постановление Администрации города Шарыпово от 17.03.2014 № 59 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведении на период с 2013 до 2023 годов муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» была актуализирована схема водоснабжения и водоотведения на период с 2013 до 2024 года.
22.07.2020 от ПАО «Юнипро» в адрес Администрации города Шарыпово поступило предложение о заключении концессионного соглашения. Разработана и утверждена актуальная дорожная карта по созданию и реконструкции объектов водоотведения на территории города Шарыпово, находящихся в собственности муниципального образования город Шарыпово Красноярского края.
Мероприятия выполняются в рамках дорожной карты (предложение о заключении концессионного соглашения, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения от 16.07.2020 №20-1033).
17.12.2021 ПАО «Юнипро» в адрес Администрации г.Шарыпово направлено письмо с проектом уведомления о проведении общественных обсуждений по материалам, оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в составе проектной документации «Реконструкция канализационных очистных сооружений г. Шарыпово, Российская Федерация, с.Холмогорский сельсовет, <...> км Автодороги Шарыпово - Дубинино». (исх. № 119-4582).
20.12.2021 Администрацией г.Шарыпово принято постановление №281 «Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, на территории муниципального образования город Шарыпово Красноярского края».
22.12.2021 Администрацией города Шарыпово принято распоряжение №1707 «О проведении общественных обсуждений» (в ред. распор.№1736 от 24.12.2021).
24.02.2021 по результатам общественных обсуждений подготовлен протокол (в форме простого информирования) по материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в составе проектной документации «Реконструкция канализационных очистных сооружений г. Шарыпово, Российская Федерация, с.Холмогорский сельсовет, <...> км Автодороги Шарыпово - Дубинино.
28.01.2022 ПАО «Юнипро» был направлен проект актуализированной дорожной карты о реализации мероприятий по реконструкции КОС(письмо №119-0292).
Согласно представленной дорожной карты от 28.01.2022 г. ПАО «Юнипро» проводит работу (силами подрядной организации) по разработке и согласованию проектной документации по реконструкции КОС.
01.07.2022 ожидается получение положительного заключения Главной государственной экспертизы проектно - сметной документации. В случае получения положительного заключения и выполнения ряда мероприятий (указанных в дорожной карте), 11.07.2023 планируется подписание концессионного соглашения Губернатором Красноярского края.
В свою очередь именно подписание концессионного соглашения и как следствие в дальнейшем проведение работ по реконструкции КОС, которые будет проводит потенциальный инвестор ПАО «Юнипро», позволит исполнить решение Шарыповского городского суда по делу № 2-6/2014 в полном объеме.
Учитывая вышеизложенное, представитель юридического лица считает, что Администрация города Шарыпово принимала и принимает все возможные меры, направленные на исполнения решения Шарыповского городского суда по делу №2-6/2014, в связи с чем на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено.
Кроме того, при разрешении вопроса о назначении Администрации г.Шарыпово административного наказания должностным лицом указано лишь на то, что обстоятельств для освобождения от административной ответственности и прекращения производства по делу об административной ответственности не имеется, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено, однако назначение наказания в максимальном размере, не мотивировано.
При рассмотрении дела представитель Администрации г. Шарыпово – ФИО1 доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо – заместитель начальника отделения МОСП по г.Шарыпово и Шарыповскому району - ФИО2, уведомленная судом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении слушания дела суду не заявила, письменных возражений не представил.
При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 6 Закона об исполнительном производстве предусматривает, что невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Согласно статье 14 Закона об исполнительном производстве, решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
В соответствии со статьей 30 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве, устанавливающая общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия, предусматривает, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 113 Закона об исполнительном производстве неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа.
Таким образом, обязательным условием привлечения лица к административной ответственности по данной норме является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в связи с неисполнением требований неимущественного характера.
При этом для образования состава административного правонарушения рассматриваемой категории достаточно факта вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора и указаний о направлении должнику данного постановления.
Объективная сторона данного правонарушения предполагает бездействие лица, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа, когда: требования исполнительного документа носят неимущественный характер; должником нарушен срок исполнения таких требований; установлению срока исполнения требований предшествовало постановление о взыскании исполнительского сбора, что было установлено и нашло свое подтверждение в судебном заседании.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, 05.05.2022 в отношении Администрации города Шарыпово составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение требования от 30.03.2022 исх. 24051/22/150743, а именно: в срок до 21.04.2022 в полном объеме не исполнило решение Шарыповского городского суда по делу № 2-6/20154.
Привлекая Администрацию г.Шарыпово к административной ответственности должностное лицо исходило из того, что 11.05.2017 на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ по делу №2-6/2014 от 15.01.2014, выданного Шарыповским городским судом Красноярского края, возбуждено исполнительное производство №-ИП предмет исполнения: обязать Администрацию г.Шарыпово Красноярского края в 36-месячный срок со дня вступления решения в законную силу привести состояние сточных вод, сбрасываемых в р.Кадат в соответствие с установленными нормативами и в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.5.980 00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов»
29.05.2017 в связи с неисполнением требований исполнительного документа в 5- дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Исполнительский сбор оплачен должником ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение №).
На требования судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда, направленные в Администрацию города Шарыпово 27.06.2017, 19.07.2017, 09.02.2018 поступили ответы о том, что бюджет муниципального образования города Шарыпово является дефицитным, в связи с чем средства на исполнение решения Шарыповского городского суда от 15.01.2014 по делу № 2-6/2014 не предусмотрены на плановый период 2018-2019 гг., а также о сообщении в случае выделении финансирования.
На требования, направленные в Администрацию города Шарыпово 06.11.2019, 06.12.2019, 28.02.2020 ответа не поступило.
30.03.2022 в Администрацию города Шарыпово вновь направлено требование об исполнении решения Шарыповского городского суда от 15.01.2014 в срок до 21.04.2022 в 14-00 часов.
Согласно поступивших с Администрации города Шарыпово ответов на требование за подписью главы города Шарыпово ФИО3 и руководителя Финансового управления Администрации города Шарыпово ФИО4, исполнить решение суда не представляется возможным в связи со стоимостью работ по реконструкции КОС и дефицита бюджета города Шарыпово. Для полного исполнения решения суда необходимо заключение концессионного соглашения.
Таким образом, требование судебного пристава-исполнителя в срок до 14 часов 00 минут 21.04.2022 не исполнено.
Указанный срок не продлялся, об отсрочке исполнения решения суда Администрация города в суд не обращалась.
Довод жалобы о том, что неисполнение указанных в исполнительном документе обязательств в установленные судебным приставом-исполнителем сроки вызвано недостаточностью финансирования, судья не принимает во внимание, так как отсутствие у юридического лица денежных средств не освобождает от административной ответственности, учитывая, что доказательства принятия лицом в течение длительного периода времени мер к получению необходимых финансовых ресурсов, не представлены, в том числе, отсутствуют доказательства принятия мер, направленных на получение бюджетный ассигнований, необходимых для исполнения судебного акта, после установления нового срока исполнения судебного решения. Данное обстоятельство также не может свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения, выражающегося в неисполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Доводы защитника о принятии всех зависящих мер и отсутствии вины в совершении правонарушения, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении необходимо прекратить, являются несостоятельными, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
Таким образом, на основе полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела, должностное лицо пришло к совершенно правильному выводу о наличии события правонарушения и виновности Администрации города Шарыпово в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Постановление вынесено должностным лицом в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица, не установлено.
Однако, при назначении административного наказания должностное лицо с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является административные правоотношения, посягающие на институты государственной власти, а также отсутствия смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, назначил максимальное наказание, предусмотренное ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей, не мотивировав в постановлении необходимость назначения максимального наказания.
Вместе с тем, административное наказание назначается с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ. Таким образом, должностное лицо оставило без внимания отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не учел в полной мере данные о финансовом состоянии Администрации города, о мерах принимаемых юридическим лицом для исполнения решения суда.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Указанные выше обстоятельства судья признает смягчающими ответственность юридического лица, и приходит к выводу о необходимости изменения постановления в части снижения размера, назначенного наказания.
На основании изложенного, и согласно приведенным выше доказательствам, суд полагает необходимым жалобу удовлетворить частично, постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г.Шарыпово и Шарыповскому лицу ФИО2 изменить, и снизить размер наказания, назначив административный штраф в размере 30000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление от 31.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении юридического лица - Администрации города Шарыпово, изменить и снизить размер наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: И.Н. Гаврицкая