Дело №12-355/2021
УИД 18RS0002-01-2021-000156-28
публиковать
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
16 февраля 2021 года г. Ижевск
Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Владимирова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Почта России» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике ФИО1 № от <дата>. о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
<дата> постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике ФИО1 № АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
АО «Почта России» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, указывая, что на основании приказа врио руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от <дата>№-нд в отношении АО «Почта России» проведено плановое систематическое наблюдение за деятельностью оператора почтовой связи АО «Почта России» ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе, осуществляющим мониторинг объектов почтовой связи Оператора в рамках Положения о радиочастотной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.05.2014г. № 434 без привлечения должностных лиц УФПС УР.
Результаты систематического наблюдения отражены в Протоколе мониторинга объекта почтовой связи соблюдения обязательных требований три осуществлении оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи от <дата>. №.
Мониторинг соблюдения надлежащего оказания услуг почтовой связи проводится Роскомнадзором в соответствии с Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 14.06.2006 №75.
Методикой не предусмотрено проведение проверок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, в том числе соблюдение требований Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22.09.2015 №355, в том числе, методом дистанционного контроля без взаимодействия с проверяемым лицом.
Осуществление надзора за обеспечением доступности для инвалидов объектов должно осуществляться в рамках назначаемых проверок с учетом процедуры, установленной Федеральным законом №294- ФЗ с соблюдением прав и гарантий проверяемого лица.
Материалов, подтверждающих соблюдение процедуры проведения плановой проверки юридического лица, установленной Федеральным законом №294-ФЗ, административным органом не представлено.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В рассматриваемом случае административным органом нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, протокол от 27.11.2020г. № АП-18/3/606 не может быть признан надлежащим доказательством совершения административного правонарушения.
Принимая во внимание вышеизложенное, результаты проверки, проведенной Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике с грубым нарушением установленных Федеральным законом №294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения АО «Почта России» обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами в области почтовой связи, и подлежат отмене.
Просят постановление № ПО-18/2/316 Управления Роскомнадзора по
Удмуртской Республике от 17.12. 2020г. по делу об административном
правонарушении о привлечении АО «Почта России» к административной
ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ отменить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя АО «Почта России», уведомленного о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Роскомнадзора ФИО2, действующий на основании доверенности доводы жалобы не признал.
Суд, выслушав представителя Роскомнадзора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уклонение от исполнениятребованийк обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судом установлено, что АО «Почта России» является держателем лицензии на оказание услуг почтовой связи от <дата>№. Территория оказания услуг связи - Российская Федерация.
05.11.2020 на основании приказа Врио руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от <дата>№-нд должностными лицами Управления проводилось мероприятие систематического наблюдения за деятельностью оператора почтовой связи АО «Почта России» с привлечением должностных лиц Управления по Удмуртской Республике филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе, осуществивших мониторинг объектов почтовой связи Оператора в рамках Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№, в результате чего выявлено нарушение обязательных требований в сфере связи по адресу: отделение почтовой связи Ижевск 426038, Удмуртская Республика, <адрес> (далее - ОПС Ижевск 426038), а именно: выявлен факт уклонения АО «Почта России» от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.
Согласно п. 2 ст. 46 Федерального закона от <дата> № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, оснащение объектов связи, предназначенных для работы с пользователями услугами связи, надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно- точечного шрифта Брайля.
Порядок обеспечения оператором почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи установлен приказом Минкомсвязи России от <дата>№ «Об утверждении Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи» (далее - Порядок).
Согласно подпункта г) п. 4 Порядка операторы почтовой связи обеспечивают следующие условия доступности для инвалидов объектов почтовой связи и услуг почтовой связи: оснащение объектов почтовой связи надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, о наименовании организации и объекта почтовой связи, режиме работы объекта почтовой связи, почтовом индексе, режиме выемки простой письменной корреспонденции (на почтовом ящике).
Кроме этого, в соответствии с п. 6 Порядка на сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены:
а) перечень объектов почтовой связи, в которых соблюдены необходимые условия доступности для инвалидов услуг почтовой связи, указанные в пункте 4 Порядка;
б) перечень объектов почтовой связи, которые невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов и в которых услуги почтовой связи предоставляются то месту жительства инвалидов или дистанционно, установленные пунктом 5 Порядка;
в) перечень объектов почтовой связи, обеспечивающих доступность для инвалидов путём реализации мер, согласованных с одним из общественных объединений инвалидов.
<дата> в Управление из ГРЧЦ поступили материалы мониторинга вх. № от <дата>, с приложением Акта мониторинга от <дата>№, содержащего, в том числе, Протокол мониторинга объекта почтовой связи (Отделения почтовой связи) соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи АО «Почта России» от <дата>№ (далее - Протокол).
В результате анализа поступившего Протокола и приложенных к нему материалов (фотоснимки, скрин-шоты с официального Сайта АО «Почта России), а именно: Протоколом от <дата>№ установлено, что в соответствии с информацией размещенной в сети «Интернет» ОПС Ижевск 426038 оборудовано для обслуживания посетителей с инвалидностью по слуху и зрению. Люди на инвалидных колясках могут вызывать сотрудника отделения на дом для отправки или получения писем, посылок и денежных переводов. Выезд на дом бесплатный. При заказе нужно сообщить номер удостоверения об инвалидности. Однако в нарушении подпункта г) п. 4 Порядка в ОПС Ижевск 426038 надписи, иная текстовая и графическая информация, выполненная крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, о наименовании организации и объекта почтовой связи, режиме работы объекта почтовой связи, почтовом индексе, отсутствует.
Вышеуказанное нарушение допущено оператором почтовой связи АО «Почта России».
Таким образом, АО «Почта России» нарушены требования:
- п. 2 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
- подпункта г) п.4 приказа Минкомсвязи России от 22.09.2015 № 355 «Об утверждении порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Юридическое лицо АО «Почта России» не предприняло все возможные меры для недопущения нарушения обязательных требований в части обеспечения условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи.
Таким образом, АО «Почта России» совершено административное правонарушение, за которое в соответствии со ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, и свидетельствуют о наличии события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
Доводы жалобы о том, что надзор за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры должен осуществляться в рамках проверок, назначаемых с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 294-ФЗ, в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к рассматриваемым правоотношениям не применим, т.к. в данном случае осуществлялся федеральный государственный контроль в порядке, предусмотренном ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, с целью проверки соблюдения обязательных требований при оказании услуг почтовой связи, о чем указано в пункте 5 приказа Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике № 80-нд от 22.06.2020 г.
В статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" даны определения понятиям: государственный контроль (надзор), федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.
В частности, федеральный государственный контроль (надзор) - это деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида федерального государственного контроля (надзора) устанавливается утверждаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации положением о виде федерального государственного контроля (надзора), положением о лицензировании конкретного вида деятельности в части регулирования порядка организации и осуществления лицензионного контроля.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ под федеральным государственным надзором в области связи понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими и физическими лицами своей деятельности.
Федеральный государственный надзор в области связи осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области связи, согласно которому государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований в области связи, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими и физическими лицами своей деятельности (пункт 2).
Государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", мероприятий по контролю в области связи, не связанных с взаимодействием с юридическими и физическими лицами, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований к оказанию услуг связи (часть 7 Положения).
Таким образом, исходя из изложенных норм, Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике в рассматриваемом деле проводилась проверка в установленной сфере деятельности в соответствии с полномочиями и компетенцией.
О том, что территориальные управления Роскомнадзора вправе проводить систематическое наблюдение в целях осуществления мониторинга и анализа выполнения обязательных требований в области связи, в том числе почтовой связи, по результатам которого может быть принято решение о проведении проверки или рассмотрен вопрос о привлечении виновных к административной ответственности указано и в Разъяснениях Роскомнадзора о проверках операторов связи (ППРФ N 476 от 5 июля 2013 года) (Письмо Роскомнадзора от 12.07.2013 N ЮИО-197Ю).
Суд соглашается с доводом жалобы о том, что Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной Приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 N 75, не предусмотрено проведение проверок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи. Однако, как следует из приказа Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике № 80-нд от 22.06.2020г. в ходе систематического наблюдения не только применялась указанная Методика, но и проверялся факт исполнения оператором связи требований Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 N 355, и др.
Приказом Роскомнадзора от 28.05.2010 N 324 утверждено Положение об управлениях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно пункту 3.27 названного Положения управление в соответствии с поставленными задачами осуществляет функции, в том числе взаимодействует с ФГУП "ГРЧЦ" по вопросам мониторинга и лингвистических исследований в сфере массовых коммуникаций.
Приказом Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от <дата>. №-нд филиал ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском Федеральном округе (Радиочастотная служба) привлечен к проведению систематического наблюдения в отношении АО «Почта России».
В результате анализа представленных протоколов мониторинга ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе и фотоматериалов Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике выявлены вышеуказанные нарушения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг. Поскольку имелись достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП, в отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении, что согласуется с требованиями ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ должностное лицо, при назначении наказания, обязано установить как смягчающие ответственность обстоятельства, так и отягчающие эту ответственность обстоятельства.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не установлены.
Указанное административное правонарушение совершено АО «Почта России», ранее к административной ответственности в области связи привлекавшимся, что подтверждается вынесенными в отношении Общества постановлениями: №№ от <дата>, № от <дата>, а так же документами об их исполнении, платежными поручениями об оплате штрафов.
В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения в течение года расцениваю как отягчающее ответственность обстоятельство.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом были верно установлены юридически значимые обстоятельства, квалификация действий АО «Почта России» по ст.9.13 КоАП РФ дана правильная.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену названного акта, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Постановление о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оспариваемым постановлением АО «Почта России» назначено минимальное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В силу изложенного, постановление по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике ФИО1 № от <дата>. о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, является законным и обоснованным, вынесено компетентным органом, в соответствии с административно - юрисдикционной процедурой, соответствует существу и цели закона.
Жалоба АО «Почта России» удовлетворению не подлежит, постановление следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4- 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике ФИО1 № от <дата>. о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу АО «Почта России» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: А.А. Владимирова