ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-35/2022 от 16.05.2022 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-35/2022

РЕШЕНИЕ

16 мая 2022 года г. Лысьва

Судья Лысьвенского городского суда Пермского края Чиркова В.О., при секретаре судебного заседания Сайфуллиной Е.М., с участием заявителя жалобы К.С.В., его представителя М.Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу К.С.В. на постановление мирового судьи судебного участка Лысьвенского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка Лысьвенского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГК.С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб.

Не согласившись с указанным постановлением К.С.В. обратился с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом принято решение о его дисквалификации как лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, в связи с чем, он не может являться субъектом правонарушения. Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ООО «» отсутствовали сотрудники, о чем в Пенсионный фонд представлена информация по форме СЗВ-ТД, в связи с чем, оснований для предоставления отчетности по форме СЗВ-М не имелось. Просит постановление отменить.

В судебном заседании К.С.В. на доводах жалобы настаивал, пояснил, что трудовой договор с ним как с директором расторгнут, в организации отсутствовали сотрудники, следовательно он не обязан был предоставлять отчетность по форме СЗВ-М.

Представитель заявителя требования поддержала. Пояснила, что в отношении К.С.В. принято решение о дисквалификации, последнее в 2020году, которое они не обжаловали. Субъектом правонарушения он не является, трудовой договор с ним расторгнут, сотрудников в организации не имеется, обязанности предоставлять отчетность не было.

ОПФР по <адрес> о дне слушания извещены, представителя не направили.

Выслушав пояснения сторон, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).

Из пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании п. 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от № 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Из материалов дела следует, что К.С.В., являясь должностным лицом -директором ООО «», в установленный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ не представил в ОПФР по <адрес> сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период - август 2021 года.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2-3), копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д.21-27) и иными материалами дела, которым мировым судьей дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований для признания исследованных доказательств недопустимыми и для переоценки установленных мировым судьей фактических обстоятельств дела не имеется.

Таким образом, мировой судья обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для привлечения К.С.В., как должностного лица ООО «», к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, поскольку он не принял должных мер по выполнению требований Федерального закона N 27-ФЗ.

Доводы жалобы о том, что в отношении К.С.В. было принято решение о дисквалификации в связи с чем он не мог предоставить сведения суд находит несостоятельными в силу следующего:

Согласно решению Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГК.С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев. Согласно постановлению Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения (л.д.43-48).

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГК.С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 5.1 ст. 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу (л.д.49-51).

Согласно положений ст. 32.11 КоАП РФ Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. В целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. Ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации.

С учетом данных норм, дисквалификация К.С.В. в ДД.ММ.ГГГГ, потом в ДД.ММ.ГГГГ году не препятствовала подачи сведений в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года.

Доводы заявителя о том, что в организации отсутствовали сотрудники, а с ним самим трудовой договор расторгнут, не является основанием для отмены постановления в силу следующего:

Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), представляет сведения по форме СЗВ-М о каждом работающем у него застрахованном лице.

Как следует из ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованными лицами, признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Таким образом, если учредитель является работником организации на основании трудового договора (в том числе если единственный учредитель является директором), работает в организации по гражданско-правовому договору (кроме случая, когда учредитель применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»), то он является застрахованным лицом и о нем работодатель обязан подавать сведения по форме СЗВ-М.

Вместе с тем, на отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется, трудовой договор не заключается вообще, а оформляется решением участника, который своим решением возлагает на себя функции единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора, президента и т.д.) (письмо Роструда от 06.03.2013 № 177-6-1).

Однако согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Таким образом, если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Федерального закона № 167-ФЗ относятся к работающим лицам, что разъяснено Пенсионным фондом РФ в письме от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856.

Следовательно, СЗВ-М на учредителя необходимо представлять даже в случае, если единственный учредитель является директором организации без заключения договора (Письмо Минтруда России от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846).

При этом следует учитывать, что отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М, что определено в письмах ПФР от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо иных значимых доводов, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях К.С.В. состава вмененного административного правонарушения либо могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, в жалобе не приведено и в материалы дела не представлено.

Постановление о привлечении К.С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При назначении наказания были учтены фактические обстоятельства дела, а также характер совершенного административного правонарушения. Наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Лысьвенского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «» К.С.В. - оставить без изменения, жалобу К.С.В. - без удовлетворения.

Решение суда вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд в порядке, установленном ст. 30.12 - ст. 30.19 КоАП РФ.

Судья подпись.

Копия верна.

Судья: В.О.Чиркова