ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-36/20 от 30.06.2020 Далматовского районного суда (Курганская область)

Мировой судья Костромина Н.В. Дело № 12-36/2020

РЕШЕНИЕ

г. Далматово 30 июня 2020 года

ул.Ленина, 62, кабинет № 14

Судья Далматовского районного суда Курганской области Бузаев Сергей Валерьевич, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Завод Старт» на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Далматовского судебного района Курганской области от 24 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Далматовского судебного района Курганской области от 24 мая 2020 года (резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2020 года) Открытое акционерное общества «Завод Старт» (далее – ОАО «Завод Старт», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

На данное постановление ОАО «Завод Старт» подана жалоба, в которой оно просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указывает, что предписание отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 1-К от 01.04.2019 содержало заведомо невыполнимые условия. Надзорный орган без каких-либо законных оснований отказал в согласовании Обществу применение рыбозащитного устройства (РЗУ) РОП-10, а при составлении протокола об административном правонарушении не принял во внимание письменное объяснение ОАО «Завод Старт» от 14.04.2020 и приложенные к нему документы.

Защитники юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – ОАО «Завод Старт» Верхотурцев А.Н. и Пустынных Н.А. в судебном заседании поддержали доводы жалобы, просили её удовлетворить.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, – старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кучин А.С. полагал жалобу ОАО «Завод Старт» необоснованной, просил в её удовлетворении отказать.

Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

На основании п. 2 ст. 61 Водного кодекса РФ водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Согласно ст. 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997) при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, предусмотрено, что одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений (подп. «д» п. 2). При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные в документации (п. 6).

Согласно п. 9.2 СП 101.13330.2012. Свод правил. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.06.07-87 (утверждён Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 267) меры по предупреждению попадания водных биологических ресурсов в водозаборы необходимо предусматривать на основе рыбохозяйственной характеристики водного объекта, в которой должны быть указаны категория водного объекта рыбохозяйственного значения, а также абиотические и биотические факторы естественной среды обитания водных биологических ресурсов, определяющих его биопродуктивность, в том числе влияющие на видовой и размерный состав защищаемых рыб с указанием их сносящей скорости; период ската; вертикальное и горизонтальное распределение; трассы миграции и места обитания.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 01.04.2019 старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кучин А.С. выдал ОАО «Завод Старт» предписание № 1-К, согласно которому в срок до 02.03.2020 Обществу было необходимо оборудовать используемые водозаборные сооружения эффективным рыбозащитным устройством, соответствующим требованиям СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения» (п. 1); согласовать используемое рыбозащитное устройство, установленное на водозаборных сооружениях ОАО «Завод Старт», с органом рыбоохраны – Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (п. 2).

По результатам внеплановой выездной проверки ОАО «Завод Старт» должностными лицами отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству установлено, что юридическим лицом в полном объёме выполнен пункт 1 предписания № 1-К от 01.04.2019, что подтверждается актом установки рыбозащитного устройства от 18.09.2019 и фототаблицей от 18.09.2019, водозаборные сооружения Общества оборудованы рыбозащитным устройством типа РОП-10; пункт 2 предписания не выполнен, так как из писем Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 05-07/12131 от 18.12.2019 и № 05-07/2223 от 12.03.2020 следует, что ОАО «Завод Старт» необходимо провести соответствующие исследования на водном объекте в месте водозабора и предоставить в согласующий орган рыбоводно-биологическое обоснование применения данного типа рыбозащитного устройства. В ходе проверки установлено, что Общество в срок до 02.03.2020 не согласовало используемое рыбозащитное устройство с органом рыбоохраны – Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Результаты проверки отражены в акте № 1-В от 30.03.2020.

В связи с невыполнением ОАО «Завод Старт» п. 2 предписания № 1-К от 01.04.2019 старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кучиным А.С. 14.04.2020 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, рассмотрев который мировой судья вынес обжалуемое постановление, признав Общество виновным в совершении данного правонарушения.

Оснований не согласиться с выводами мирового судьи не усматриваю.

Так, вопреки позиции ОАО «Завод Старт» несмотря на то, что акт установки рыбозащитного устройства от 18.09.2019 подписан старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кучиным А.С., это свидетельствует только об установке рыбозащитного устройства, поскольку в акте не содержится данных, свидетельствующих о согласовании рыбозащитного устройства со стороны Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, на что также указано в акте проверки № 1-В от 30.03.2020 и объяснениях государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Курганской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО6 при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Из писем Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 05-07/12131 от 18.12.2019 и № 05-07/2223 от 12.03.2020 следует, что для согласования применяемого ОАО «Завод Старт» рыбозащитного устройства типа РОП-10 необходимо выполнить требования пункта 9.2 СП 101.13330.2012.

На основании ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включённых в утверждённый Правительством Российской Федерации перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствующий перечень, утверждённый постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, включён раздел 9 СП 101.13330.2012.

Таким образом, положения пункта 9.2 СП 101.13330.2012 подлежат применению на обязательной основе не только в отношении вновь строящихся и реконструируемых объектов, но и при их эксплуатации.

Разногласия, возникшие при согласовании Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству используемого ОАО «Завод Старт» рыбозащитного устройства, не имеют правового значения при оценке выполнения Обществом предписания № 1-К от 01.04.2019.

ОАО «Завод Старт» в установленном законом порядке не обжаловало выданное ему предписание и действия Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по поводу согласования применяемого рыбозащитного устройства типа РОП-10, напротив, исходя из материалов дела Общество принимало меры по исполнению предписания в полном объёме и согласованию с уполномоченным органом используемого рыбозащитного устройства, о чём, в частности, свидетельствует имеющееся в материалах дела письмо ОАО «Завод Старт» № 365 от 11.02.2020. Поэтому вопреки доводам жалобы не усматриваю, что предписание содержало заведомо невыполнимые условия и надзорный орган без каких-либо законных оснований отказал в согласовании Обществу применение рыбозащитного устройства.

Доводы, изложенные в письменном объяснении ОАО «Завод Старт» от 14.04.2020, и приложенные к нему документы были рассмотрены и оценены мировым судьёй при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Исходя из обстоятельств дела, а именно установленного срока выполнения предписания (02.03.2020), даты установки рыбозащитного устройства (18.09.2019), мер, предпринятых ОАО «Завод Старт» по согласованию его использования, мировой судья пришёл к верному выводу, что у юридического лица имелись реальная возможность и достаточный срок для выполнения предписания в полном объёме.

Вина ОАО «Завод Старт» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждена собранными по делу доказательствами, которым мировой судья в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ дал надлежащую оценку, и оснований для их переоценки не усматривается.

Иные доводы жалобы не влияют на вывод о виновности Общества в совершении указанного правонарушения, поэтому не могут повлечь отмену обжалуемого постановления.

Постановление о привлечении ОАО «Завод Старт» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

При назначении виновному лицу административного наказания требования статей 3.1, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания, согласуется с его предупредительными целями.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и его отмены либо изменения не имеется.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в т.ч. об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Далматовского судебного района Курганской области от 24 мая 2020 года в отношении ОАО «Завод Старт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ОАО «Завод Старт» – без удовлетворения.

Решение может быть пересмотрено Седьмым кассационным судом общей юрисдикции по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.

Судья С.В. Бузаев